Разъяснение Верховного суда КНР о подсудности судам железнодорожного транспорта

С 1 августа 2012 г. вступили в силу Некоторые положения Верховного суда КНР «О пределах подсудности судам железнодорожного транспорта». Данный документ дает пояснения по некоторым вопросам отнесения дел к подсудности данным судам.

Суды железнодорожного транспорта в КНР – специализированные суды, которым подсудны гражданские дела, имеющие отношение к железнодорожному транспорту, дела о преступлениях, совершенных на железнодорожном транспорте, гражданские и уголовные дела с участием работников железнодорожных управлений, а также экономические споры, имеющие прямое отношение к Министерству железнодорожного транспорта КНР. Рассмотрение гражданских, уголовных и экономических дел в судах железнодорожного транспорта проводится созданными в них палатами по гражданским, уголовным и экономическим делам соответственно.


[newsletter_lock] Суды железнодорожного транспорта имеют двухзвенную систему: суды основной ступени (при отделении железной дороги) и суды средней ступени (при управлении железной дороги). Вышестоящим по отношению к суду железнодорожного транспорта средней ступени является народный суд высшей ступени (суд третьего звена в системе судов общей юрисдикции) по месту нахождения управления железной дороги.

К подсудности судам железнодорожного транспорта основной ступени относятся уголовные дела публичного обвинения, возбужденные органами прокуратуры на железнодорожном транспорте, и уголовные дела частного обвинения. В соответствии с Некоторыми положениями к подсудности суду железнодорожного транспорта по месту преступления относятся уголовные дела публичного обвинения по: 1) преступлениям, совершенным на железнодорожных пассажирских и товарных станциях, местах расположения структур по управлению движением и других территориях, отнесенных к рабочей зоне железной дороги; 2) преступлениям, направленным против железнодорожного оборудования и объектов инфраструктуры железных дорог (путевого хозяйства, линий электропередач и телекоммуникаций); 3) преступлениям, совершенным работниками предприятий железнодорожного транспорта при исполнении должностных обязанностей.

Преступления, совершенные в пути следования поезда, подсудны судам железнодорожного транспорта по месту ближайшей остановки или по месту назначения. Подсудность преступлений, совершенных в пути следования поезда международного сообщения, определяется в соответствии с правилами определения подсудности, установленными договорами КНР с иностранными государствами; если данные правила не установлены международными договорами, то дела подсудны судам железнодорожного транспорта по месту ближайшей остановки или по месту назначения.

В соответствии с Некоторыми положениями Верховного суда КНР судам железнодорожного транспорта основной ступени подсудны следующие гражданские дела:

  1. споры по договорам перевозки железнодорожным транспортом пассажиров, багажа, посылок;
  2. споры по договорам перевозки грузов железнодорожным транспортом и споры по договорам страхования перевозки грузов железнодорожным транспортом;
  3. споры по договорам международной перевозки железнодорожным транспортом и споры по договорам комбинированной перевозки с участием предприятия железнодорожного транспорта;
  4. споры по договорам оказания услуг, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом (экспедирование грузов, услуги упаковки, хранения грузов);
  5. споры по договорам подряда с участием предприятия железнодорожного транспорта на выполнение работ по погрузке и разгрузке, ремонту железнодорожных путей и др.;
  6. споры по договорам строительного подряда, предметом которых является создание объектов инфраструктуры железных дорог;
  7. споры по договорам закупок, установки, подряда, ремонта, оказания услуг, предметом которых является железнодорожное оборудование и объекты инфраструктуры железных дорог;
  8. споры по возмещению личного и имущественного вреда, причиненного в результате железнодорожных аварий и происшествий при эксплуатации железных дорог;
  9. споры по причинению имущественного вреда железной дороге, подвижному составу, оборудованию по обеспечению безопасности на железной дороге и другого имущественного вреда в результате нарушения положений законов и других нормативных правовых актов о железных дорогах;
  10. споры по возмещению экологического вреда, причиненного в связи со строительством железных дорог и осуществление перевозок железнодорожным транспортом;
  11. споры о принадлежности прав на имущество предприятий железнодорожного транспорта.

Суды железнодорожного транспорта средней ступени являются судами второй инстанции по всем вышеперечисленным гражданским и уголовным делам. Помимо вышеперечисленных дел суды железнодорожного транспорта основной и средней ступени могут рассматривать дела, отнесенные к подсудности данных судов народными судами высшей ступени той провинции (автономного района, города центрального подчинения), в пределах которой созданы данные суды железнодорожного транспорта. Пределы подсудности дел судам железнодорожного транспорта, установленные народными судами высшей ступени, утверждаются Верховным народным судом КНР.
[/newsletter_lock]

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о