Пять важнейших законов, принятых в КНР в 2023 году

Обычно каждый год в КНР принимается небольшое количество законов, поэтому можно перечислить их все: Закон КНР «Об охране экологии Цинхай-Тибетского плато», Закон КНР «О создании безбарьерной среды», Закон КНР «О внешних связях», Закон КНР «Об иммунитетах иностранных государств», Закон КНР «О патриотическом воспитании», Закон КНР «Об обеспечении зерновой безопасности».

Кроме того, в 2023 г. были внесены изменения в Закон КНР «О правотворчестве», Закон КНР «О борьбе со шпионажем», Гражданский процессуальный кодекс КНР (ГПК КНР), Закон КНР «Об административном пересмотре», Закон КНР «Об охране морской акватории», Уголовный кодекс КНР, Закон КНР «О благотворительности» и Закон КНР «О компаниях».

Если выделить пять самых интересных изменений, то ими будут изменения в Законе КНР «О компаниях», УК КНР, ГПК КНР, новый Закон КНР «Об иммунитетах иностранных государств» и изменения в Законе КНР «О борьбе со шпионажем».

1. Изменения в Законе КНР «О компаниях» (вступают в силу с 1 июля 2024 г.)

Закон КНР «О компаниях» определяет правила создания в КНР компаний (компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний с ограниченной ответственностью). Изначально закон принят в 1993 г. и действует сейчас с изменениями, внесенными в 2004, 2005, 2013 и 2018 гг.

29 декабря 2023 г. в Закон КНР «О компаниях» в очередной раз внесены изменения. Во-первых, закон в новой редакции снова ограничивает срок оплаты долей в уставном капитале компании с ограниченной ответственностью (5 лет со дня создания) и определяет последствия неоплаты доли участником (возможность погашения или передачи неоплаченной доли). Во-вторых, закон упрощает требования к органам управления, особенно для небольших компаний. По новым правилам компания может ограничиться назначением одного директора или одного управляющего.

2. Изменения в Уголовном кодексе КНР (вступают в силу с 1 марта 2024 г.)

Очередные изменения в УК КНР, внесенные 29 декабря 2023 г., позволяют привлечь к уголовной ответственности руководителей частных предприятий в случае злоупотребления должностным положением.

К должностным лицам относятся члены совета директоров (директора), наблюдатели (члены наблюдательного совета) и руководители высшего звена (генеральный директор, его заместители и другие C-level executives).

3. Изменения в Гражданском процессуальном кодексе КНР

Изменения в ГПК КНР вступили в силу с 1 января 2024 г. В первую очередь изменения касаются компетенции китайских судов рассматривать споры с участием иностранных лиц при отсутствии тесной связи спора с территорией КНР, а также вопросы параллельного рассмотрения споров.

ГПК КНР вводит подробные правила определения компетенции китайских судов при одновременном предъявлении исков в КНР и за рубежом. Во-первых, ГПК КНР допускает возможность принятия к рассмотрению спора китайским судом в случае обращения по одному спору в китайские и зарубежные суды одновременно (обращения одной из сторон в зарубежный суд и китайский суд одновременно или обращения сторон по отдельности в зарубежный суд и китайский суд). Китайский суд вправе вынести определение о возвращении искового заявления при наличии у сторон исключительного пророгационного соглашения о выборе зарубежного суда, которое не противоречит правилам исключительной подсудности в ГПК КНР, а также не затрагивает суверенитета, безопасности или публичных интересов общества КНР (ст. 280 ГПК КНР).

Во-вторых, ГПК КНР допускает возможность приостановления производства по делу, принятого к рассмотрению зарубежным судом (ст. 281 ГПК КНР). Если зарубежный суд раньше китайского суда принял дело к рассмотрению, при этом решение зарубежного суда может быть признано китайским судом в соответствии с ГПК КНР, то на основании письменного ходатайства стороны китайский суд праве приостановить производство по делу.

Исключением являются случаи, когда: а) пророгационное соглашение сторон предусматривает передачу спора на разрешение китайского суда или разрешение спора относится к исключительной компетенции китайских судов; или б) рассмотрение дела китайским судом является «очевидно более удобным».

Кроме того, в ГПК КНР появились правила признания зарубежного суда более удобным форумом для рассмотрения спора, перечень оснований для отказа в признании и исполнении решений зарубежных судов, расширен перечень способов вручения документов за рубежом и несколько менее значимых изменений.

4. Закон КНР «Об иммунитетах иностранных государств»

Закон КНР «Об иммунитетах иностранных государств», вступивший в силу с 1 января 2024 г., предусматривает отказ КНР от концепции абсолютного иммунитета иностранных государств и их имущества. В основном закон следует Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. (которая была подписана КНР, но не ратифицирована).

В соответствии с Законом КНР «Об иммунитетах иностранных государств» по общему правилу на иностранное государство и его собственность распространяется иммунитет от юрисдикции китайских судов (судебный иммунитет). К иностранным государствам относятся: а) суверенные иностранные государства; б) государственные органы и составные части суверенных иностранных государств; в) организации и персоны, которые наделены полномочиями действовать от имени суверенного государства и фактически ведут деятельность от его имени.

Закон предусматривает несколько случаев, при которых иностранное государство не имеет судебного иммунитета: ведение коммерческой деятельности, заключение трудовых договоров и получение независимых трудовых услуг, возмещение личного и имущественного вреда, имущественных споров и споров, связанных с правами на результаты интеллектуальной деятельности.

По общему правилу собственность иностранного государства пользуется иммунитетом от принудительных мер. Исключением являются случаи, когда: а) иностранное государство отказалось от иммунитета (международным договором, письменным договором или письменным документом, представленным в китайский суд); б) зарезервировало или специально обозначило собственность для принудительного исполнения; в) принудительные меры предпринимаются в целях исполнения вступившего в силу решения или определения китайского суда, при этом собственность иностранного государства используется для коммерческой деятельности, обладает связью с разбирательством и находится на территории КНР.

На практике Закон КНР «Об иммунитетах иностранных государств» допускает предъявление к иностранным государствам исков, связанных с коммерческой деятельностью. Кроме того, необходимо обратить внимание на ст. 21 закона, по которой суды КНР вправе исходить из принципа взаимности, если предоставляемый иностранным государством уровень иммунитета для КНР и ее собственности ниже предусмотренного законодательством КНР: данное правило в первую очередь направлено против США (как страны с пониженным уровнем иммунитета для иностранных государств) и позволяет китайским судам принимать к рассмотрению дела против США, если в американских судах будут рассматривать аналогичные иски против КНР.

5. Изменения в Законе КНР «О борьбе со шпионажем»

Изменения в Законе КНР «О борьбе со шпионажем» на первый взгляд не имеют отношения к бизнесу и любой деятельности в КНР. Тем не менее, после основательного пересмотра закона в 2023 г. в нем появились несколько интересных нововведений.

Во-первых, закон расширять перечень действий, которые могут относиться к шпионажу и включает получение не только гостайны, но и «других документов, цифровых данных, материалов или предметов, затрагивающих государственную безопасность или государственные интересы». На практике проблемы из-за нового закона могут возникнуть у организаций, которые специализируются на дью-дилидженс: даже если собранные ими данные не относятся к гостайне, закон позволяет привлечь к ответственности при сборе и предоставлении за рубеж других данных, которые могут затрагивать государственные интересы КНР.

Во-вторых, закон прямо обязывает всех китайских граждан и все китайские организации предпринимать меры для борьбы со шпионажем. Это касается и предприятий с иностранным участием.

И, в-третьих, закон предусматривает необходимость дополнительного согласования с госорганами строительства, реконструкции или расширения объектов, находящихся вблизи важнейших государственных органов, организаций национальной обороны и других важнейших организаций с допуском к государственной тайне, а также на территории внешней контролируемой зоны вокруг важнейших военных объектов. Перед выполнением работ организации обязаны получить дополнительное разрешение на строительство в управлении государственной безопасности.

Кроме того, Закон КНР «О борьбе со шпионажем» расширяет полномочия органов государственной безопасности и дополнительные гарантии в виде возмещения убытков, причиненных организациям и гражданами при исполнении закона, выплаты компенсации и материальной помощи нуждающимся, внесшим значительный вклад в работе по борьбе со шпионажем.

Проверка контрагентов в КНР, составление договоров, регистрация компаний и защита интеллектуальной собственности в Китае.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии