Вводится электронная система взаимодействия между судами и финансовыми организациями

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

29 августа 2013 г. Верховный народный суд КНР принял еще один документ, направленный на повышение эффективности исполнения судебных решений: Положения «О сетевой проверке и приостановлении операций по счетам должников». Среди первых банков, которые будут сотрудничать с народными судами для исполнения запросов о проверке наличия средств на счетах должников и приостановлении операций: Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Agricultural Bank, China Construction Bank, Bank of Communications.

Если должник самостоятельно не исполняет вступивший в законную силу судебный акт и не предоставляет сведений о своем имущественном состоянии, судебные исполнители направляют запросы в финансово-кредитные и другие организации с запросом о предоставлении информации об имуществе должника. Получив информацию о доходах и имуществе должника, судебные исполнители вправе направить в финансовую организацию предписание о приостановлении операций по счетам, удержании доходов, поступающих на счет, списании средств с банковского счета.

Новые правила предусматривают возможность создания механизма взаимодействия между народными судами и финансовыми организациями, в рамках которого судебные исполнители и банковские служащие смогут проверять наличие банковских счетов должников и приостанавливать по ним операции с использованием сетей передачи данных.

Основные требования к системам взаимодействия между народными судами и финансовыми организациями: 1) наличие функций по отправке, передаче и обратной связи; 2) наличие в народном суде уполномоченного сотрудника; 3) наличие системы авторизации через электронную подпись, отвечающую требованиям безопасности; 4) наличие достаточных мер для обеспечения безопасности информации и системы отправки и получения запросов.

До начала использования системы народные суды обязаны направить в финансовые организации документы, подтверждающие полномочия сотрудников, направляющих запросы. В дальнейшем народные суды обязаны своевременно информировать финансовые организации об изменениях в выданных документах, а также при назначении или освобождении от должности своих сотрудников. При выполнении отдельных действий сотрудником народного суда, о котором финансовая организация уведомлена, данные документы повторно не предоставляются.

После введения в эксплуатацию системы отправки электронных запросов народные суды смогут направлять в финансовые организации в электронной форме уведомления о запросе сведений о счетах должника, уведомления о приостановлении операций по счетам, уведомления о продлении срока приостановления операций по счетам и уведомления об отмене мер по приостановлению операций.

Все запросы и уведомления, направляемые народными судами, а также ответы финансовых организаций о результатах проверки запросов и исполнения уведомлений, должны быть удостоверены электронной подписью. Все запросы и уведомления народных судов и ответы финансовых организаций, удостоверенные электронной подписью, имеют равную юридическую силу с запросами, уведомлениями и ответами в письменной форме.

Запросы и уведомления народных судов в электронной форме обязательны для исполнения финансовыми организациями в той же мере, в какой в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом КНР для них обязательно исполнение запроса или уведомления судебного исполнителя, лично явившегося в отделение финансовой организации.

Если финансовая организация считает, что запрос или уведомление в электронной форме направлены народным судом в нарушение действующего законодательства, организация вправе опротестовать исполнение запроса или уведомления. Протест представляется в письменной форме. Народный суд обязан провести проверку в течение 15 дней и направить ответ по результатам проверки в письменной форме.

Народные суды не вправе раскрывать информацию о запросах и результатах проверок, полученную с использованием системы взаимодействия с финансовыми организациями, не вправе использовать полученную информацию в других целях помимо исполнения судебных актов, а также не вправе направлять запросы по проверке счетов лиц, которые не являются должниками, по отношению к которым применяются меры принудительного исполнения.

Народные суды могут создавать аналогичные системы взаимодействия с органами торгово-промышленной администрации, органами регулирования рынка ценных бумаг, органами регулирования земельных ресурсов в целях проверки наличия у должников долей в организациях, акций, ценных бумаг, средств в доверительном управлении, недвижимости.

Положения «О сетевой проверке и приостановлении операций по счетам должников» вступили в силу с 2 сентября 2013 г.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи