Закон КНР «О народных заседателях»: краткий обзор

27 апреля 2018 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял Закон КНР «О народных заседателях», определяющий правила участия народных заседателей в судопроизводстве. Новый закон вступил в силу со дня опубликования и заменил ранее существовавшие правила отбора народных заседателей для участия в судебном разбирательстве и вынесения судебных решений судом с участием народных заседателей, принятые Решением ПК ВСНП «О совершенствовании системы народных заседателей» в 2004 г.

Участие народных заседателей в судопроизводстве предусмотрено Законом КНР «Об организации народных судов». В соответствии с законом об организации судов любой гражданин Китая, достигший 23-летнего возраста и обладающий активным и пассивным избирательным правом, может быть избран народным заседателем. Исключением являются лица, лишенные политических прав.

Народные заседатели при выполнении обязанностей входят в состав суда и обладают равными с судьями правами. В период выполнения обязанностей в суде у народного заседателя сохраняется заработная плата; при отсутствии работы народный суд обязан выплатить народному заседателю соответствующую компенсацию.

Требования, предъявляемые к народным заседателям

Закон КНР «О народных заседателях» увеличивает возрастной ценз для народных заседателей (с 23 лет до 28 лет) и снижает требования к их уровню образования.

В соответствии с Законом КНР «О народных заседателях» гражданин для привлечения к работе в качестве народного заседателя должен соответствовать нескольким требованиям: а) соблюдение Конституции КНР; б) достижение 28-летнего возраста; в) соблюдение дисциплины, законопослушность, безупречные моральные качества и стремление отстаивать справедливость; г) соответствие требованиям к здоровью, необходимым для нормального выполнения обязанностей.

Кроме того, народный заседатель по общему правилу должен иметь уровень образования не ниже среднего полного. По прежним правилам, действовавшим с 2004 г., народные заседатели по общему правилу должны обладать уровнем образования не ниже высшего специального.

Народными заседателями не могут быть:

  • депутаты собраний народных представителей, входящие в состав постоянного комитета;
  • служащие комитетов контроля, народных судов, народных прокуратур, органов общественной безопасности, государственной безопасности и юстиции;
  • адвокаты, нотариусы, арбитры и сотрудники юридических консультаций;
  • другие лица, которые не могут быть вызваны для участия в работе судов в качестве народных заседателей по причинам, связанным с назначением на определенные должности.

Кроме того, народными заседателями не могут быть лица, которые:

  • имеют судимость за совершение преступления;
  • были подвергнуты наказанию в виде исключения с должности государственной службы;
  • были лишены адвокатской лицензии или лицензии нотариуса;
  • включены в перечень недобросовестных должников;
  • были освобождены от обязанностей народного заседателя в связи с применением наказаний;
  • совершили другое существенное правонарушение или нарушение дисциплины, которое может повлиять на общественное доверие к правосудию.

Отбор народных заседателей

Количество народных заседателей определяется народными судами основной ступени в зависимости от объема судебной работы и вносится в постоянный комитет собрания народных представителей той же ступени для утверждения. Оно не может более чем в три раза превышать количество судей в соответствующем суде.

Отбор кандидатов в народные заседатели в соответствии с законом проводится органами юстиции совместно с народными судами основной ступени и органами общественной безопасности из числа постоянных жителей на подведомственной территории. Количество кандидатов должно не менее чем в пять раз превышать количество народных заседателей, необходимых для судебной работы. После отбора проводится проверка кандидатов и запрашиваются мнения кандидатов по участию в работе судов в качестве народных заседателей.

После отбора кандидатов органы юстиции совместно с народными судами методом жребия определяют реестр народных заседателей из числа кандидатов, прошедших проверку. Данный реестр вносится народным судом на утверждение в постоянный комитет собрания народных представителей той же ступени.

Кроме того, в соответствии с Законом КНР «О народных заседателях» допускается отбор кандидатов в народные заседатели по личным заявлениям и рекомендациям от организаций, общественных объединений, комитетов городского населения и комитетов сельского населения по месту постоянной регистрации или месту постоянного проживания кандидатов.

После включения в перечень кандидатов по рекомендации или на основании личного заявления кандидаты должны на общих основаниях пройти проверку и быть утверждены постоянным комитетом собрания народных представителей. Количество народных заседателей, включенных в реестр народных заседателей по рекомендации или на основании личного заявления, в соответствии с законом не может превышать 1/5 от общего количества народных заседателей в реестре.

Срок полномочий народного заседателя в соответствии со законом составляет пять лет. По общему правилу полномочия народного заседателя ограничены одним сроком.

Участие народных заседателей в работе судов

Народный суд основной ступени выбирает народных заседателей для участия в судебных заседаниях из собственного реестра по жребию. Если необходимость привлечь народных заседателей к выполнению судебной работы возникает у вышестоящего суда (народного суда средней ступени или народного суда высшей ступени), он вправе по жребию выбрать народных представителей, включенных в реестры нижестоящих судов основной ступени. Отвод народных заседателей осуществляется по общим правилам отвода судей и сотрудников суда.

При рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел народные заседатели могут участвовать в сокращенном составе суда (один судья, возглавляющий состав суда для рассмотрения дела, и два народных заседателей) или в расширенном составе суда (три судьи, один из которых возглавляет состав суда для рассмотрения дела, и народные заседатели в количестве от 4 до 7 человек).

Народные заседатели в сокращенном составе участвуют в принятии решений о фактической стороне дела (доказанности фактов) и применении права. В расширенном составе с участием семи народных заседателей народные заседатели наравне с судьями участвуют в принятии решений о доказанности фактов, но не участвуют в принятии решений по вопросам применения права.

Сокращенный состав с участием народных заседателей в соответствии со ст. 15 Закона КНР «О народных заседателях» формируется при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел по первой инстанции, если:

  • дело затрагивает публичный интерес или коллективные интересы;
  • дело имеет общественный резонанс или обладает другим сравнительно значимым общественным влиянием;
  • обстоятельства дела сложны или существуют другие обстоятельства, при которых необходимо участие народных заседателей.

Данное правило не распространяется на дела, которые в силу других законов подлежат рассмотрению одним судьей единолично или составом суда из трех судей.

Расширенный состав с участием семи народных заседателей в соответствии со ст. 16 Закона КНР «О народных заседателей» формируется при рассмотрении по первой инстанции:

  • уголовных дел о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 лет, бессрочного (пожизненного) лишения свободы, смертной казни, если данные дела обладают существенным общественным влиянием;
  • дел по искам в защиту интересов неопределенного круга лиц, предъявленных на основании соответствующих норм Гражданского процессуального кодекса КНР и Административного процессуального кодекса КНР;
  • дел по вопросам изъятия земли и переселения, защиты окружающей среды и биосферы, безопасности продуктов питания, если данные дела обладают существенным общественным влиянием;
  • других дел с существенным общественным влиянием.

Кроме того, Закон КНР «О народных заседателей» допускает рассмотрение дел по первой инстанции с участием народных заседателей по ходатайству обвиняемого в уголовном деле, истца или ответчика в гражданском деле или истца в административном деле. На основании ходатайства народный суд вправе разрешить рассмотрение дела составом суда из судьи и народных заседателей.

Досрочное освобождение народного заседателя от должности

В соответствии со ст. 27 Закона КНР «О народных заседателях» народный заседатель может быть освобожден от обязанностей по собственному желанию (при подаче заявления об освобождении от обязанностей по обоснованной причине), в случае назначения на должность, нахождение на которой ведет к невозможности дальнейшего нахождения в реестре народных заседателей, или возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может быть народным заседателем. Кроме того, народный заседатель освобождается от обязанностей в случае необоснованного отказа от выполнения судебной работы, влияющего на отправление правосудия, а также нарушений правил судопроизводства и (или) действий из корыстных побуждений, которые привели к вынесению ошибочного решения или имели другие негативные последствия.

Решение об освобождении народного заседателя от должности принимается постоянным комитетом собрания народных представителей по представлению председателя народного суда основной ступени, в реестр которого данный народный заседатель ранее был включен.

Кроме того, в случае необоснованного отказа от выполнения работы, нарушения законодательства или действий из корыстных побуждений народный суд может проинформировать организации, по рекомендации которых народный заседатель был включен в реестр; если действия народного заседателя образуют состав преступления, то он привлекается к уголовной ответственности.

Гарантии выполнения работы народными заседателями

Деятельность народных заседателей находится под правовой охраной (ст. 28 Закона КНР «О народных заседателях»). В случае мести, возведения клеветы, применения насилия в отношении народного заседателя или его близких родственников виновные лица в соответствии с законодательством привлекаются к уголовной ответственности.

В период выполнения судебной работы народный заседатель находятся на основном месте работы с сохранением заработной платы. Организация-работодатель не вправе удерживать часть заработной платы, лишать народного заседателя премий и социального обеспечения в связи с привлечением его к судебной работе.

Кроме того, при выполнении работы народному заседателю выплачивается компенсация в соответствии с фактическим количеством рабочих дней и возмещаются необходимые транспортные расходы и расходы на питание.

Вступление в силу

Закон КНР «О народных заседателях» вступил в силу со дня опубликования (27 апреля 2018 г.). Одновременно с вступлением в силу нового закона утратило силу Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР «О совершенствовании системы народных заседателей», принятое 28 апреля 2004 г. и вступившее в силу с 1 мая 2005 г.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии