Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов

22 июля 2013 г. Народный суд высшей ступени г. Пекин опубликовал Правила производства по делам о банкротстве для нижестоящих судов (судов средней ступени и судов основной ступени). Эти правила применяются пекинскими судами со дня их опубликования.

Правила уточняют и поясняют основные правила производства по делам о банкротстве в соответствии с Законом КНР «О банкротстве предприятий», Гражданским процессуальным кодексом КНР, Положениями Верховного народного суда «О назначении управляющих при производстве по делу о банкротстве», Положениями «Об определении вознаграждения управляющего при производстве по делу о банкротстве», Положениями «О некоторых вопросах применения Закона КНР о банкротстве предприятий» и другими законами, подзаконными актами и судебными разъяснениями. Одновременно Народный суд высшей ступени г. Пекин обобщает практику производства по делам о банкротстве в пекинских судах.

Правила содержат 336 пунктов, посвященных вопросам подсудности дел о банкротстве, подтверждения неплатежеспособности должника и прав кредитора, проверки народными судами документов, представляемых должником, и оснований для начала процедуры банкротства, а также управляющих, их назначении и замене, определения суммы вознаграждения управляющего и ликвидации предприятия. В этой статье я остановлюсь на положениях о подсудности дел о банкротстве, подаче заявления о признании предприятия банкротом, назначении и вознаграждении управляющего.

Подсудность дел о банкротстве

По действующим правилам дела о банкротстве подсудны народным судам по месту нахождения предприятия-должника (ст. 3 Закона КНР «О банкротстве предприятий»). Местом нахождения предприятия-должника признается место размещения основного офиса этого предприятия. Если место нахождения основного офиса предприятия-должника невозможно определить, дело о банкротстве подсудно народному суду по месту регистрации предприятия-должника.

Народным судам основной ступени подсудны дела о банкротстве предприятий, зарегистрированных в органах торгово-промышленной администрации уездной ступени (управления торгово-промышленной администрации уездов или городских районов). Если предприятие подлежит регистрации в органе торгово-промышленной администрации не ниже городской ступени (то есть – в Управлении торгово-промышленной администрации г. Пекин или Главном государственном управлении торгово-промышленной администрации КНР), дело о банкротстве такого предприятия подсудно народному суду средней ступени.

Народным судам средней ступени подсудны также дела о банкротстве предприятий, включенных в государственный план реорганизации, банкротстве финансовых организаций и публичных компаний.

Народный суд средней ступени, принявший к производству дело о банкротстве предприятия, вправе с разрешения Народного суда высшей ступени г. Пекин передать дело на рассмотрение народного суда основной ступени, если масштабы деятельности предприятия-должника были достаточно невелики или при отсутствии сложных вопросов в установлении требований кредиторов и дебиторской задолженности предприятия-должника. В свою очередь, народные суды основной ступени вправе обращаться в вышестоящие суды (народные суды средней ступени), если принятое к рассмотрению дело о банкротстве, по мнению народного суда основной ступени, должно быть передано на рассмотрение вышестоящего суда.

Подача заявления о признании должника банкротом

Процедура банкротства, предусмотренная Законом КНР «О банкротстве предприятий», распространяется на предприятия, являющиеся юридическими лицами. Следовательно, при приеме заявлений народные суды обязаны проверить, имеет ли должник статус юридического лица. Кроме того, Народный суд высшей ступени г. Пекин напоминает нижестоящим судам, что банкротство некоторых других организаций осуществляется с учетом процедуры банкротства юридических лиц-предприятий. Например, это индивидуальные частные предприятия (по разъяснению Верховного народного суда), товарищества, частные учебные заведения, сельскохозяйственные кооперативы.

По общему правила банкротство взаимозависимых предприятий (включая холдинговые компании и 100% дочерние компании) проводится по отдельности, если данные предприятия являются юридическими лицами. Вместе с тем, правила допускают объединение в одно дело банкротства нескольких взаимозависимых предприятий, в случае нарушения правил вытянутой руки в сделках между взаимозависимыми предприятиями, в результате которого наносится ущерб справедливым интересам кредиторов на погашение обязательств. Инициировать проведение совместного банкротства нескольких взаимозависимых предприятий может одно из взаимозависимых предприятий, кредитор взаимозависимого предприятия, ликвидатор (лицо, ответственное за проведение ликвидации) взаимозависимого предприятия или управляющий взаимозависимого предприятия, находящегося в процессе банкротства.

В соответствии со ст. 7 Закона КНР «О банкротстве предприятий» обратиться в народный суд с заявлением о признании предприятия банкротом может само предприятие, кредитор или лицо, ответственное за проведение ликвидации. Правила уточняют, что речь идет о кредиторе, перед которым должник имеет денежное или имущественное обязательство, срок исполнения которого наступил. При этом обязательство должно быть действительным и законным с не истекшим сроком исковой давности или сроком давности исполнения.

Кроме того, с заявлением о признании предприятия банкротом может обратиться трудовой коллектив должника, налоговый орган или орган социального страхования. Трудовой коллектив может обратиться в народный суд с заявлением при наличии у предприятия признаков банкротства и согласия не менее 2/3 представителей на собрании представителей трудового коллектива или участников общего собрания трудового коллектива предприятия.

Помимо банкротства, Закон КНР «О банкротстве предприятий» предусматривает возможность проведения финансового оздоровления предприятия или примирительной процедуры (процедуры посредничества для заключения мирового соглашения). Правом обратиться с заявлением о введении финансового оздоровления обладает предприятие-должник. Заявление о проведении примирительной процедуры может подать должник, кредитор или лицо, ответственное за ликвидацию предприятия.

Если несколько лиц обращаются в суд с различными видами заявлений (например, одновременно подаются заявления о проведении процедуры банкротства, финансового оздоровления или примирительной процедуры), народный суд обязан организовать проведение слушаний и переговоров между лицами, обратившимися в народный суд. Если в результате переговоров согласие не было достигнуто, народный суд самостоятельно принимает решение о том, какая процедура должна быть проведена в отношении предприятия-должника в соответствии с его фактическим состоянием.

Назначение управляющего

Управляющий назначается народным судом одновременно с принятием к рассмотрению заявления о признании предприятия банкротом. Правила устанавливают, что по общему правилу назначаться в качестве управляющего предприятия должна организация, включенная в реестр управляющих. В этом случае народный суд должен определить ответственное лицо организации, которая будет управлять деятельностью предприятия-должника в период проведения банкротства (т.е. члена организации управляющих, несущего ответственность за исполнение обязанностей управляющего предприятием-должником).

В простых делах о банкротстве (делах с установленными фактами, отсутствием сложностей с установлением требований кредиторов и дебиторской задолженности должника, относительно высокой концентрацией имущества должника) народный суд может назначить управляющим физическое лицо, включенное в реестр управляющих.

В реестр управляющих включаются организации управляющих, юридические фирмы, бухгалтерские фирмы и индивидуальные специалисты. Специалисты организаций управляющих, юридических или бухгалтерских фирм, включенных в реестр управляющих, могут обратиться с отдельной заявкой об отдельном включении в реестр управляющих в качестве специалиста. Численность управляющих в Пекине определяет Народный суд высшей ступени г. Пекин.

Кроме того, в некоторых случаях народный суд может назначить управляющим ликвидационную комиссию. Это допускается при банкротстве государственных предприятий или в случаях, когда ликвидационная комиссия создана до приема к производству заявления о признании предприятия банкротом (включая административные ликвидационные комиссии для ликвидации финансовых организаций и ликвидационные комиссии, созданные в судебном порядке) и отвечает требованиям об участии представителей соответствующих органов и организаций (ст. 19 Положений Верховного народного суда «О назначении управляющих при рассмотрении дел о банкротстве»). В последнем случае речь в большинстве случаев идет о банкротстве банков, страховых и брокерских компаний, инвестиционных фондов и фондов доверительного управления имуществом.

В случае назначения управляющим ликвидационной комиссии народный суд вправе назначить в качестве членов ликвидационной комиссии представителей государственных органов, организаций-управляющих, включенных в соответствующий реестр, компаний по управлению финансовыми актами. Для участия в работе ликвидационных комиссий, назначенных управляющими, Народный банк Китая и/или комиссии по регулированию финансовой деятельности (Комиссия по регулированию банковской деятельности, Комиссия по регулированию страховой деятельности, Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг) вправе назначить своих представителей.

Выбор управляющего по общему правилу проводится по жребию. Правила уточняют процедуру проведения жребия. Народный суд, принявший заявление о признании предприятия банкротом, обращается с поручением о проведении жребия для определения управляющего в рабочий отдел по юридической экспертизе и аукционам Народного суда высшей ступени г. Пекин и указывает тип управляющего (организация или физическое лицо). Отдел организует выбор управляющего из реестра путем жребия и уведомляет в народный суд, принявший заявление, о результатах жребия в письменной форме. После этого народный суд, принявший заявление, изготавливает письменный документ о назначении управляющего.

При проведении процедуры банкротства коммерческих банков, брокерских компаний, страховых компаний или важнейших предприятий, имущество которых рассредоточено по всей стране, народные суды вправе выбрать управляющего путем проведения конкурса. Для участия в конкурсе приглашаются организации, включенные в реестры управляющих различных народных судов. В конкурсе необходимо участие не менее трех организаций.

При проведении конкурса народный суд обязан создать комиссию по рассмотрению заявок организаций-управляющих, которая выбирает победителя конкурса исходя из особенностей дела о банкротстве, а также профессионального уровня, опыта, масштабов деятельности организации и указанной в заявке цены. Решение о выборе управляющего принимается большинством голосов комиссии по рассмотрению заявок. Одновременно одна или две организации выбираются в качестве запасного управляющего на случай замены управляющего.

В случае банкротства банка, брокерской компании, страховой компании, управляющим может быть назначена организация, предложенная Комиссией по регулированию банковской деятельности, Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг или Комиссией по регулированию страховой деятельности соответственно.

В случае если организация или физическое лицо имеет заинтересованность в деле о банкротстве, народный суд не может назначить организацию или физическое лицо управляющим должника. Если заинтересованность будет обнаружена самим управляющим, то он обязан заявить об отводе. Заинтересованностью в деле о банкротстве может быть признаны следующие ситуации:

  • Наличие у организации долговых правоотношений с должником. Если должник имеет дебиторскую или кредиторскую задолженность перед организацией, то эта организация не может быть управляющим.
  • Регулярное оказание услуг должнику. Если организация с достаточной степенью регулярности (по оценке суда) оказывала посреднические услуги должнику в течение 3-летнего периода до приема к производству дела о банкротстве, эта организация не может быть управляющим.
  • Организация является или являлась фактическим распорядителем должника или кредитора. Если организация в какой-либо момент времени в течение 3-летнего периода до приема к производству дела о банкротстве являлась фактическим распорядителем или мажоритарным акционером должника или кредитора, эта организация не может быть управляющим.
  • Организация является или являлась финансовым или юридическим консультантом должника или кредитора. Организация не может быть управляющим, если она в какой-либо момент времени в течение 3-летнего срока до приема к производству дела о банкротстве была финансовым или юридическим консультантом (советником) должника или кредитора.
  • Физическое лицо, которое является сотрудником организации-управляющего или индивидуальным управляющим, занимает должность или занимал должность члена совета директоров, наблюдательного совета, руководителя высшего звена (генерального директора, заместителя генерального директора, финансового директора и др.) должника или кредитора в какой-либо момент времени в течение 3-летнего периода до приема к производству дела о банкротстве. В этом случае организация-управляющий или индивидуальный управляющий не могут быть назначены управляющими должника.
  • Физическое лицо, которое является сотрудником организации-управляющего или индивидуальным управляющим, является супругом (супругой), родственником по прямой линии, родственником по боковой линии в пределах трех степеней родства или свойственником мажоритарного акционера, члена совета директоров, наблюдательного совета, руководителя высшего звена должника или кредитора.

Отвод управляющего также допускается в других ситуациях, если существуют обстоятельства, оказывающие влияние на добросовестность выполнения обязанностей и беспристрастность управляющего. Наличие таких обстоятельств устанавливается народным судом, принявшим к производству дело о банкротстве.

Вознаграждение управляющего

Сумма вознаграждения управляющего устанавливается в зависимости от общей стоимости имущества должника, которое может быть направлено на погашение требований. Народный суд высшей ступени г. Пекин устанавливает пределы вознаграждения управляющего; конкретная сумма определяется народным судом, принявшим к производству дело о банкротстве, в этих пределах:

  • до 12% от стоимости имущества – если общая стоимость имущества составляет 1 000 000 юаней жэньминьби или меньше;
  • до 10% стоимости имущества – если общая стоимость имущества составляет от 1 000 000 до 5 000 000 юаней жэньминьби включительно;
  • до 8% стоимости имущества – если общая стоимость имущества составляет от 5 000 000 до 10 000 000 юаней жэньминьби включительно;
  • до 6% стоимости имущества – если общая стоимость имущества составляет от 10 000 000 до 50 000 000 юаней жэньминьби включительно;
  • до 3% стоимости имущества – если общая стоимость имущества составляет от 50 000 000 до 100 000 000 юаней жэньминьби включительно;
  • до 1% стоимости имущества – если общая стоимость имущества составляет от 100 000 000 до 500 000 000 юаней жэньминьби включительно;
  • до 0,5% стоимости имущества – если общая стоимость имущества превышает 500 000 000 юаней жэньминьби.

В общую стоимость имущества должника не включается находящееся в залоге имущество, из стоимости которого залоговые кредиторы пользуются преимущественным правом погашения требований.

Народные суды готовят предварительный проект выплаты вознаграждения управляющему исходя из общей стоимости имущества должника, которое может быть направлено на погашение требований, и предварительной оценки качества работы управляющего. В проекте указывается процент выплачиваемого управляющему вознаграждения и сроки уплаты вознаграждения. В зависимости от характера дела о банкротстве народный суд может установить выплату вознаграждения управляющему поэтапно или единовременную выплату по завершению процедуры банкротства.

В течение 3 дней после разработки проекта выплаты вознаграждения народный суд в письменной форме уведомляет управляющего, который представляет проект на первом собрании кредиторов.

Собрание кредиторов может согласиться с проектом выплаты вознаграждения, согласовать проект с управляющим или направить протест против проекта. При согласовании отдельных положений проекта управляющий направляют измененный проект (вместе с соответствующим решением собрания кредиторов, а также изложенными доводами и причинами внесения изменений) в народный суд, который проверяет его на соответствие требованиям законодательства и отсутствие нарушений прав и законных интересов третьих лиц. При законности и отсутствия вреда правам и интересам третьих лиц народный суд утверждает изменения.

В случае если собрание кредиторов не согласно с проектом выплаты вознаграждения, оно обязано в письменной форме изложить народному суду доводы и причины, а также письменный протест и соответствующее решение собрания кредиторов. Народный суд обязан в течение 3 дней в письменной форме уведомить управляющего о получении протеста собрания кредиторов. После получения уведомления управляющему предоставляется три дня на изложение своих возражений. При необходимости народный суд может организовать проведение слушаний по вопросу определения вознаграждения, на котором управляющему и собранию кредиторов предоставляется возможность изложить своих мнения и доводы.

Решение об удовлетворении протеста и внесении изменений в проект выплаты вознаграждения или оставления проекта выплаты вознаграждения без изменений принимается народным судом в течение 10 дней после получения протеста со стороны собрания кредиторов. О принятом решении народный суд обязан в письменной форме уведомить управляющего и председателя собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Народный суд вправе внести изменения в проекты выплаты вознаграждения управляющему в зависимости от характера дела о банкротстве или исполнения управляющим своих обязанностей. В течение 3 дней после внесения изменений народный суд обязан в письменной форме уведомить управляющего, который в течение 3 дней после получения проекта внесений обязан представить его председателю комитета кредиторов или собрания кредиторов.

При разработке проекта выплаты вознаграждения управляющему или внесению изменений в проект народный суд обязан учитывать:

  • сложность дела о банкротстве;
  • степень усердия управляющего в работе;
  • фактический вклад управляющего в работе по финансовому оздоровлению или примирительной процедуре;
  • уровень ответственности и рисков управляющего;
  • уровень распределяемого дохода населения и потребительских цен по месту нахождения предприятия-должника;
  • другие факторы, влияющие на определение размера вознаграждения управляющего.

В случае привлечения управляющим другой юридической или бухгалтерской фирмы для оказания помощи в выполнении обязанностей управляющего, стоимость услуг этой юридической или бухгалтерской фирмы оплачивается из вознаграждения управляющего. Исключение: если другая юридическая или бухгалтерская фирма нанимается управляющим с разрешения народного суда – в этом случае услуги фирм оплачиваются из имущества предприятия-должника.

Заключение

«Правила производства по делам о банкротстве» — один из важнейших документов, принятых Народным судом высшей ступени Пекина в текущем году. Этот документ обобщает основные положения законов, подзаконных актов и судебных разъяснений, имеющих отношение к банкротству юридических лиц. Кроме того, обобщая судебную практику по делам о банкротстве в Пекине, этот документ уточняет положения и восполняет пробелы нормативных правовых актов, принятых на общегосударственном уровне.

Вместе с тем, данный документ только при производстве дел о банкротстве. Для народных судов в остальных провинциях он не имеет обязательного характера – в отличие от Закона КНР «О банкротстве предприятий» и судебных разъяснений Верховного народного суда КНР.

Представление интересов в арбитраже и судах на территории КНР, разрешение доменных споров.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии