Закон КНР «Об электронной коммерции»: новые правила бизнеса в интернете

С 1 января 2019 г.  вступил в силу Закон КНР «Об электронной коммерции», определяющий основные правила продажи товаров и оказания услуг через интернет. Закон распространяется на все виды электронной коммерции (B2B, B2C, C2C, в том числе – продажи через Wechat и стриминговые сервисы) и всех предпринимателей в сфере электронной коммерции (продавцы товаров на площадках для электронной коммерции и в социальных сетях, а также сайты и сети, создающие условия для продажи товаров и оказания услуг).

Одно из основных нововведений, предусмотренных законом – обязательная регистрация предпринимательской деятельности, которая распространяется на «микробизнесы» (лиц, занимающихся продажей товаров и услуг в Wechat и социальных сетях).

Регистрация предпринимательской деятельности

Закон КНР «Об электронной коммерции» требует от всех продавцов, занимающихся продажей товаров и оказанием услуг через интернет, зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Данное требование в первую очередь направлено на «микробизнесы», существующие в Wechat и на стриминговых сервисах (поставщики товаров на Taobao и JD.com уже давно обязаны иметь регистрацию в качестве предпринимателя). По новым правилам все продавцы, ведущие предпринимательскую деятельность через Wechat, сервисы для видеотрансляции и другие социальные сети, должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или создать в КНР компанию, а также уплачивать в КНР налоги с деятельности.

Все предприниматели обязаны размещать на своей странице сведения о регистрации предпринимательской деятельности и лицензиях (если для деятельности нужны лицензии – сведения о полученных лицензиях) или ссылки на эти документы. Площадки для электронной коммерции обязаны предоставлять в государственные органы сведения о предпринимателях и напоминать им о необходимости оформить регистрацию.

Для граждан КНР есть простое решение: если они занимаются небольшими продажами в интернете, то могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по адресу постоянного проживания и получить Свидетельство о праве предпринимательской деятельности (основной регистрационный документ) с пометкой «только для предпринимательской деятельности в интернет». Для регистрации такого ИП не нужно арендовать отдельное офисное помещение (можно указать свой адрес постоянного проживания), но при этом нельзя заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью офлайн.

Для иностранных граждан себестоимость «микробизнеса» увеличивается значительнее, поскольку иностранцы в Китае пока не могут зарегистрироваться в качестве ИП и уплачивать налоги по упрощенной системе. Для ведения любой предпринимательской деятельности в КНР иностранцы обязаны создавать компании с ограниченной ответственностью, что потребует определенных расходов на создание бизнеса, аренду офиса и бухгалтерское обслуживание (компания не может быть освобождения от ведения бухучета).

Освобождение от регистрации

В соответствии с Законом КНР «Об электронной коммерции» регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности не требуется для физических лиц, которые: а) занимаются продажей сельскохозяйственных и ремесленных товаров собственного изготовления; и б) используя собственные способности, оказывают услуги для населения и вступают в мелкие нерегулярные сделки при условии что данная деятельность не требует получения лицензий (разрешений). В этих случаях при продаже товаров и оказании услуг в интернете регистрация в качестве предпринимателя не требуется.

Закон не уточняет, какие сделки между физическими лицами будут считаться мелкими и нерегулярными (это должно быть уточнено отдельным разъяснением). Кроме того, несмотря на освобождение от регистрации в качестве предпринимателя закон не освобождает предпринимателей от уплаты налогов.

Обязанность уплачивать налоги

Все предприниматели в сфере электронной коммерции обязаны в соответствии с законодательством уплачивать налоги. При отсутствии регистрации предприниматель при первом возникновении обязанности уплатить налоги обязан оформить налоговую регистрацию и подать соответствующие налоговые декларации.

Поставщики услуг для электронной коммерции (площадки и социальные сети) обязаны предоставлять в налоговые органы все сведения о предпринимателях (сведения о статусе и налоговые сведения), а также предупреждать о необходимости оформить регистрацию в налоговой предпринимателей, которые освобождены от регистрации.

Выдача инвойсов

Кроме того, по новым правилам все предприниматели в сфере электронной коммерции обязаны выдавать покупателям счета (инвойсы) на бумаге или в электронной форме. Электронные счета (инвойсы) обладают равной правовой силой с бумажными.

Для выдачи счетов (инвойсов) предприниматель обязан зарегистрироваться (в качестве ИП или компании) и обратиться в налоговые органы для получения бланков счетов инвойсов или получить электронный ключ для выставления электронных счетов (инвойсов).

Защита прав потребителей

При продаже товаров и оказании услуг потребителям через интернет на все сделки распространяется Закон КНР «О защите прав потребителей». Предприниматели обязаны соблюдать все требования данного закона (в том числе – правила возврата товаров), а также предоставлять потребителям достоверную и полную информацию о информацию о товаре или услуге. В случае получения от потребителей залога предприниматели обязаны указать способы и порядок возврата полученного залога и не вправе устанавливать необоснованные условия для его возврата.

Площадки для электронной коммерции обязаны следить за соблюдением прав потребителей отдельными предпринимателями. Если не будут предпринимать меры по защите прав потребителей в случае продажи товаров или оказания услуг, которые могут причинить вред здоровью потребителей, или другого нарушения прав потребителей, то предприниматель и площадка для электронной коммерции привлекаются к ответственности совместно.

Защита интеллектуальной собственности

В соответствии с Законом КНР «Об электронной коммерции» все площадки для электронной коммерции обязаны разработать правила охраны интеллектуальной собственности. Если обладатель прав сочтет свои права нарушенными, он вправе обратиться к площадке для электронной коммерции с запросом на удаление данных или удаление с площадки предпринимателя, нарушающего права на интеллектуальную собственность.

Заключение

Основная цель Закона КНР «Об электронной коммерции» — упорядочить деятельность всех предпринимателей в интернете, включая «микро-бизнесы» в социальных сетях, которым раньше государство не уделяло внимания. Закон выгоден в основном для потребителей: теперь при покупке товаров вне зависимости от места их продажи они вправе рассчитывать на одинаковые условия и защиту своих прав на получение полной и достоверной информации о товаре или услуге, возврат и обмен товаров, ремонт товаров в течение гарантийного срока и других прав, предусмотренных Законом КНР «О защите прав потребителей».

Для крупных площадок (Taobao, JD) и поставщиков товаров на данных сайтах закон не создает существенных проблем: большинство требований, предусмотренных Законом КНР «Об электронной коммерции», повторяют ранее введенные требования, принятые Министерством коммерции КНР и применявшиеся к площадкам для электронной коммерции уже несколько лет.

Поэтому основные сложности возникли у «микробизнесов»: теперь им необходимо регистрироваться в качестве предпринимателей, обеспечивать защиту прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг, а также уплачивать налоги с полученного дохода. Это приведет к повышению себестоимости такого бизнеса, в результате чего часть предпринимателей может отказаться от дальнейшей деятельности, а остальные – повысить цены. Несоблюдение закона грозит штрафами, причем не только для предпринимателей, но и для сервисов, создающих возможность продажи товаров и оказания услуг, поэтому контроль за соблюдением закона будет осуществляться не только государственными органами, но и площадками для электронной торговли.

SBF Group создана профессиональными юристами, специализирующимися на оказании услуг российским предпринимателям в Азии. Мы оказываем услуги по регистрации компаний в Китае, Гонконге и Сингапуре, услуги по открытию банковских счетов, налоговому планированию, регистрации товарных знаков и защите прав интеллектуальной собственности.

По всем вопросам с нами можно связаться по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о