Это ссылка.

Почему Вы должны зарегистрировать товарный знак в Китае и как это сделать?

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

В последнее время мы получаем все больше запросов на регистрацию товарных знаков в Китае от российских компаний, которые занимаются (или планируют в будущем заняться) ввозом и продажей собственных товаров в Китае. Это абсолютно правильно: если товарный знак не зарегистрировать до начала продаж в КНР, существует риск того, что такой же или похожий товарный знак будет зарегистрирован китайскими предпринимателями. Если это произойдет – российский предприниматель может столкнуться с проблемами при импорте в КНР товаров под своим товарным знаком и понести гораздо большие затраты на оспаривание недобросовестной регистрации товарного знака в КНР.

Даже если компания пока не планирует заниматься ввозом своих товаров в КНР, над регистрацией товарного знака имеет смысл задуматься. В первую очередь это касается производителей продуктов питания. После понижения курса рубля на севере КНР стали достаточно популярны российские продукты питания, которые в представлении китайцев лучшего качества и относительно недорогие. Поэтому китайские предприниматели, занимающиеся ввозом российских продуктов питания, начинают регистрировать в КНР товарные знаки, которые одинаковы или схожи со знаками на популярные российские продукты. В будущем это может создать проблемы, если российский производитель самостоятельно будет заниматься ввозом и продажей собственных товаров в Китае. Кроме того, это создает риск для репутации товаров: китайские предприниматели смогут абсолютно законно использовать такой же товарный знак на низкокачественных товарах, производимых в Китае, что подорвет доверие к российской продукции.

При этом необходимо понимать, что недобросовестную регистрацию похожего товарного знака в КНР не всегда можно оспорить. Во-первых, товарные знаки действуют только в пределах той территории, на которой они зарегистрированы: например, если предприниматель зарегистрировал товарный знак в России, но не зарегистрировал в Китае, то ничто не создает препятствия для регистрации похожего товарного знака на те же товары в Китае другому предпринимателю. Исключением являются только общеизвестные знаки, которые в определенных ситуациях могут охраняться без регистрации – но для этого товарный знак должен быть широко известен на территории КНР. Абсолютное же большинство российских брендов в КНР неизвестны и общеизвестными знаками не могут быть признаны.

Во-вторых, как и в большинстве стран мира, в КНР приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки, а не по началу использования. Это значит, что лицо, которое первым обратилось с заявкой на регистрацию товарного знака, обладает приоритетом при регистрации товарного знака. После регистрации товарного знака правообладатель сможет воспрепятствовать регистрации похожих товарных знаков и запрещать использование зарегистрированного им товарного знака (несмотря на то, что другие лица могли раньше приступить к фактическому использованию похожего товарного знака).

Поэтому одно из первых правил работы в КНР – перед импортом любых товаров, защищенных в России товарным знаком, необходимо зарегистрировать свой товарный знак в Китае. Более того – даже если российская компания пока не планирует ввозить свои товары в Китай, для регистрации товарного знака в КНР могут быть причины.

Как зарегистрировать товарный знак в Китае?

Регистрация товарных знаков в КНР осуществляется Управлением по товарным знакам, созданном при Главном государственном управлении торгово-промышленной администрации КНР (ГГУТПА КНР). Управление по товарным знакам принимает и рассматривает заявки на регистрацию товарных знаков, а также рассматривает возражения против регистрации товарных знаков. Решения Управления по товарным знакам (отказы в регистрации, частичные отказы в регистрация, решения по результатам рассмотрения возражений против регистрации товарных знаков) могут быть обжалованы в Комиссию по пересмотру товарных знаков (апелляционную комиссию).

Заявка на регистрацию товарного знака может подана в Управление по товарным знакам лично или через поверенного. Иностранные организации и граждане, которые не имеют постоянного места нахождения в КНР (т.е. иностранные компании без филиалов или представительств в Китае или иностранные граждане, не проживающие в Китае постоянно) вправе обратиться с заявкой только через поверенного. Более того, Управление по товарным знакам рекомендует для всех заявителей воспользоваться профессиональной помощью при подаче заявки, тем более, что по действующим правилам поверенные обязаны предупреждать о потенциальных проблемах при регистрации товарных знаков и консультировать заявителей.

Для регистрации товарного знака понадобятся: 1) копия свидетельства о регистрации организации или паспорта физического лица, которое будет выступать в качестве заявителя; 2) юридический адрес организации или адрес проживания физического лица, выступающего в качестве заявителя; 3) обозначение и/или изображение товарного знака; 4) перечень товаров, на которые будет распространяться защита. Перечень товаров, на которые будет распространяться защита, составляется в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ): при регистрации знака необходимо выбрать классы, а затем – наименования товаров. Дополнительные документы и информация понадобятся при регистрации звуковых знаков, объемных знаков, комбинаций цветов, коллективных и сертификационных знаков.

Государственная пошлина за регистрацию товарного знака в КНР сейчас составляет 600 юаней жэньминьби за каждый класс МКТУ, если количество товаров не превышает десяти. Если перечень товаров больше десяти, за каждый дополнительный товар пошлина увеличивается на 60 юаней жэньминьби. При подаче заявки на регистрацию товарного знака через поверенного сумма государственной пошлины удерживается Управлением по товарным знакам с депозитного счета поверенного, поэтому сумма пошлины обычно включается в общую стоимость услуг по регистрации товарного знака. Если заявка подается самостоятельно, заявитель должен самостоятельно уплатить государственную пошлину за регистрацию товарного знака.

Перед подачей заявки поверенный проводит проверку обозначения, которое необходимо зарегистрировать в качестве товарного знака. Во-первых, поверенный проверяет обозначение на соответствие критериям охраноспособности товарного знака, предусмотренным Законом КНР «О товарных знаках». Во-вторых, проводится поиск тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков по базе Управления по товарным знакам. Если обозначение успешно прошло проверку – поверенный составляет заявку на регистрацию товарного знака и вместе с остальными документами подает в регистрационный орган.

Пройдя ряд формальных процедур, заявитель становится обладателем Свидетельства о регистрации товарного знака. Срок действия регистрации товарного знака составляет 10 лет с возможностью продления. Свидетельство подтверждает принадлежность исключительного права на товарный знак: после регистрации товарного знака никто не вправе использовать сходные обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров без разрешения правообладателя.

Как защищать свои права на товарный знак?

После регистрации товарного знака в КНР организация может воспользоваться всеми способами защиты исключительных прав на зарегистрированный товарный знак, предусмотренными китайским законодательством.

Во-первых, правообладатель может внести зарегистрированный товарный знак в таможенный реестр прав на объекты интеллектуальной собственности. После этого таможенные органы будут обязаны уведомлять правообладателя о перемещении через границу товаров, на которых указан его товарный знак. Это позволяет эффективно бороться с экспортом и импортом контрафакта.

Во-вторых, если на территории КНР будет обнаружено нарушение прав на товарный знак, правообладатель может воспользоваться административным способом защиты – обратиться с заявлением о проведении разбирательства в местное управление торгово-промышленной администрации, которое обязано провести проверку и применить меры к правонарушителю (как правило, применяются меры в виде изъятия контрафактных товаров и средств для их изготовления, а также штраф).

И, в-третьих, правообладатель может обратиться за защитой своих прав в суд по месту нарушения прав. До предъявления иска правообладатель может обратиться с ходатайством о пресечения нарушения и аресте контрафактных товаров. Судебное разбирательство может быть достаточно длительным, но в результате правообладатель может добиться не только пресечения нарушения, но и возмещения причиненных убытков.

Вопреки сложившимся стереотипам, правообладатели (в том числе и иностранные) действительно могут эффективно бороться с нарушением прав. Самое главное – правообладатель должен предпринимать активные действия для защиты своих прав, а не оставаться пассивным наблюдателем.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании услуг российским предпринимателям в Азии. Мы оказываем услуги по регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в КНР и Гонконге, регистрации патентов, представлению интересов в Управлении по товарным знакам, Комиссии по товарным знакам и Государственном управлении по делам интеллектуальной собственности.

По вопросам, связанным с регистрацией товарных знаков в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Автор

SBF Group

SBF Group

Компания SBF Group: услуги по регистрации бизнеса, налоговому планированию, защите прав интеллектуальной собственности в КНР и других странах Азии.

Все записи автора