Особенности правового положения Гонконга

Гонконг является специальным административным районом КНР и обладает собственной правовой системой. В отличие от основной территории КНР правовая система Гонконга основана на английском общем праве.

1 июля 1997 г. территория Гонконга (включая собственно Гонконг, Коулун и Новые территории) была передана Великобританией Китайской Народной Республике (КНР) в соответствии с совместной декларацией Великобритании и КНР, подписанной в 1984 г. В настоящее время Гонконг является специальным административным районом (САР) в составе КНР, статус которого определяется Конституцией КНР и Основным законом САР Гонконг.

В соответствии со ст. 5 Основного закона САР Гонконг в течение 50 лет после перехода под власть КНР Гонконг сохраняет «прежнюю капиталистическую систему и прежний образ жизни». Право, существовавшее в Гонконге до 1997 г. (в том числе: общее право, право справедливости, местные ордонансы, подзаконные акты и обычное право), по-прежнему применяется на территории САР Гонконг (за исключением правовых норм, противоречащих Основному закону САР). Право вносить изменения в местное законодательство принадлежит Законодательному совету САР Гонконг, избираемому в соответствии с законодательством Гонконга.

Вопросы внешней политики и обороны САР Гонконг находятся в компетенции центральных органов власти КНР (Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей). Кроме того, центральные органы власти КНР обладают правом вносить изменения в Основной закон САР Гонконг, толковать его содержание и распространять на САР Гонконг действие общенациональных законов.

Основные особенности правового положения САР Гонконг:

  • Самостоятельная налоговая система. В соответствии со ст. 108 Основного закона Гонконг обладает отдельной от КНР налоговой системой и вправе самостоятельно принимать местные законы для введения отдельных налогов, определения применимых ставок налогов, налоговых вычетов, налоговых льгот и другим вопросам налогообложения. Принятие бюджета и введение налогов в соответствии со ст. 73 Основного закона находится в компетенции Законодательного совета САР Гонконг.
  • Самостоятельный бюджет. В соответствии со ст. 106 Основного закона Гонконг обладает отдельным от КНР бюджетом и использует собственные доходы исключительно в своих целях. Налоговые и другие доходы САР Гонконг не перечисляются КНР, а центральное правительство КНР не взимает налоги на территории САР Гонконг.
  • Статус международного финансового центра. САР Гонконг является одним из основных международных финансовых центров. В соответствии со ст. 109 Основного закона правительство САР Гонконг обязано создавать экономические и правовые условия для сохранения данного статуса.
  • Статус свободного порта. Гонконг должен сохранять статус свободного порта и не вводить таможенные пошлины при экспорте и импорте товаров (за исключением пошлин и сборов, предусмотренных законодательством). Кроме того, САР Гонконг должен придерживаться политики свободной торговли, предусматривающей свободное перемещение товаров, капитала и нематериальных активов (ст. 114 и ст. 115 Основного закона).
  • Собственная валюта. САР Гонконг в соответствии со ст. 111 Основного закона обладает собственной валютой (гонконгский доллар, HKD), которая является законным платежным средством на территории Гонконга. Гонконгский доллар должен быть на 100% обеспечен валютными резервами САР Гонконг.
  • Отсутствие валютного контроля. В соответствии со ст. 112 Основного закона в САР Гонконг не применяются меры валютного контроля. Правительство САР Гонконг гарантирует свободное движение капитала в Гонконг и из Гонконга.
  • Отдельная таможенная территория. В соответствии со ст. 116 Основного закона САР Гонконг является отдельной таможенной территорией и вправе участвовать в международных организациях и соглашениях (например, ВТО) самостоятельно под названием «Гонконг, КНР» (Hong Kong, China).
  • Право заключать международные соглашения. В соответствии со ст. 151 Основного закона САР Гонконг вправе самостоятельно развивать отношения с иностранными государствами и территориями и заключать с ними соглашения в сфере экономики, торговли, финансов, мореплавания, связи, туризма, культуры и спорта. В частности, САР Гонконг вправе самостоятельно заключать соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и соглашения об обмене налоговой информацией (налоговые соглашения, заключенные КНР, на территории Гонконга не применяются).

Сейчас Гонконг обладает достаточно широкой автономией, которая позволяет правительству САР самостоятельно определять условия ведения бизнеса на территории Гонконга. Вместе с тем, автономия Гонконга ограничена центральным законодательством, поэтому правительство САР не может самостоятельно принимать решения по вопросам обороны, внешней политики, а также решения, которые противоречили бы Основному закону САР Гонконг.

Проверка контрагентов в КНР, составление договоров, регистрация компаний и защита интеллектуальной собственности в Китае.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии