Проект изменений в Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией»

25 февраля 2016 г. Государственный совет КНР опубликовал для общественных консультаций проект изменений в Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией». Общественные консультации продлятся до 25 марта: в течение месяца все заинтересованные лица могут отправлять предложения и мнения по почте, электронной почте или через интернет-сайт для сбора мнений общественности. После завершения консультаций Государственный совет КНР подготовит окончательный проект и внесет его на рассмотрение во Всекитайское собрание народных представителей КНР (ВСНП) или его Постоянный комитет (ПК ВСНП).

Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» принят в 1993 г. Данный закон определяет перечень действий, составляющих недобросовестную конкуренцию, полномочия государственных органов при проведении работы по борьбе с недобросовестной конкуренцией и юридическую ответственность участников предпринимательской деятельности. С момента принятия в закон не было внесено ни одного изменения: более чем 20 лет Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» остается неизменным.

Проект изменений предусматривает внесение изменений в 30 из 33 статей действующего закона, в том числе предлагается удалить из закона семь статей и добавить девять новых. В новой редакции закон будет состоять из 35 статей, объединенных в пять глав. Основные изменения, предусмотренные проектом:


[newsletter_lock]

1. Проект предлагает расширить определение «участника предпринимательской деятельности». По новому определению к участникам предпринимательской деятельности будут отнесены физические лица, юридические лица и другие организации, занимающиеся или принимающие участие в производстве и (или) реализации товаров или оказании услуг. Данное определение ближе к определению участника предпринимательской деятельности в Законе КНР «О противодействии монополиям».

По определению в действующем законе к кругу участников относятся юридические лица, другие хозяйственные организации и физические лица, занимающие деятельностью по обороту товаров и оказанию возмездных услуг. Данные лица обязаны при ведении рыночной деятельности следовать принципам добровольности, равенства, справедливости и добросовестности, соблюдать общепринятые нормы деловой этики и не вправе для причинения вреда конкурентам предпринимать недобросовестные действия, перечень которых приведен в Законе КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией».

2. Проект пересматривает перечень актов, составляющих недобросовестную конкуренцию. Полностью переработана ст. 5 закона, определяющая перечень действий, составляющих недобросовестную конкуренцию и связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности других лиц. В соответствии с проектом участники предпринимательской деятельности не вправе использовать коммерческие знаки (обозначения) для осуществления следующих действий, направленных на смешение на рынке: 1) самовольное использование известных коммерческих обозначений других лиц или использование коммерческих обозначений, сходных с известными коммерческими обозначениями других лиц, приводящее к смешению на рынке; 2) использование собственного коммерческого обозначения, тождественного или сходного с известным коммерческим обозначением других лиц, приводящее к введению общественности в заблуждение и к смешению на рынке; 3) использование в качестве обозначения в наименовании предприятия зарегистрированного товарного знака другого лица или известного коммерческого обозначения другого лица, приводящее к введению общественности в заблуждение и к смешению на рынке; 4) использование в качестве составной части словесного обозначения в товарном знаке или основной части наименования доменного имени обозначения или сокращенного наименования известного предприятия или группы предприятий, приводящее к введению общественности в заблуждение и к смешению на рынке.

Проект вводит новые для китайского законодательства понятия «коммерческого знака (обозначения)» и «смешения на рынке». Коммерческий знак (обозначение) включает обозначение производителя товаров или предпринимателя, включая специфическое для известного товара наименование, упаковку, оформление, форму товара, товарный знак, наименование и сокращенное наименование предприятия или группы предприятий, обозначение, основная часть наименования доменного имени, наименование интернет-сайта, наименование интернет-страницы, имя и фамилия, псевдоним, творческий псевдоним, наименование и обозначение канала или программы, но не ограничиваясь ими. Определение «специфического наименования, упаковки, оформления» приводится в Разъяснении Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел о недобросовестной конкуренции» (№ 2-2007).

Смешение на рынке в соответствии с проектом изменений в закон – введение соответствующего сегмента общественности к ложному умозаключению о наличии особой связи между производителями товаров, производителем и предпринимателем, между предпринимателями на рынке.

3. Проект раскрывает перечень действий, составляющий коммерческий подкуп. В первоначальной редакции Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» только запрещает подкуп в целях реализации или приобретения товаров («тайной комиссии, не отраженной в данных учета»). Проект предлагает ввести определение коммерческого подкупа и перечислить несколько ситуаций, которые необходимо отнести к коммерческому подкупу.

В соответствии с проектом изменений в закон коммерческий подкуп является предоставлением или обещанием предоставить материальные блага участником предпринимательской деятельности для другой стороны или третьего лица, которое может оказать влияние на осуществление сделки, для склонения другой стороны к предоставлению деловых возможностей или создания конкурентных преимуществ для данного участника предпринимательской деятельности. Коммерческий подкуп включает передачу и получение подкупа: предоставление или обещание предоставить материальные блага является передачей подкупа; получение или согласие на получение материальных благ является получением подкупа.

Использование работником предприятия коммерческого подкупа для создания деловых возможностей или получения конкурентных преимуществ в интересах организации-работодателя признается действием самой организации. Исключением являются случаи, когда у организации-работодателя существуют доказательства, подтверждающие получение подкупа работником во вред интересам организации – в этом случае действия работника не считаются действием его организации-работодателя.

К коммерческому подкупу относятся: 1) преследование материальной выгоды организации, отдела или личной выгоды при оказании общественных услуг или с опорой на общественные услуги; 2) предоставление материальной выгоды при взаимоотношениях между участниками предпринимательской деятельности, если соответствующие сведения не были достоверно указаны в договоре и бухгалтерской документации; 3) предоставление или обещание предоставить материальные блага третьему лицу, имеющему влияние на заключение сделки, в результате чего причиняется вред правам и законным интересам других участников предпринимательской деятельности или потребителям.

4. Из закона планируется удалить положение о запрете на оказание услуг рекламы, разработку, изготовление и распространение подложной рекламы, если изготовителю заведомо известно или должно быть известно о подложности рекламы. Ответственность изготовителей подложной рекламы предусмотрена Законом КНР «О рекламе». Вместе с тем, в проекте будут сохранены запреты на недобросовестное продвижение товаров и услуг.

В соответствии с проектом участники предпринимательской деятельности не вправе предпринимать следующие действия по коммерческому продвижению, которые могут вводить в заблуждение (приводить к ложному умозаключению): 1) подложное продвижение или однобокое продвижение товаров и услуг; 2) продвижение, основанное на явлениях и представлениях, которые не имеют научного подтверждения, но выдаются в качестве достоверных фактов; 3) продвижение с использованием дискриминационных форм языка или другие виды продвижения, которые могут вводить в заблуждение.

Проект предлагает удалить из закона положение о запрете на подделку на товарах обозначения о сертификации, использование обозначения других лиц о сертификации, высоком качестве товаров, а также подделку обозначения о месте происхождения товаров, составляющие подложное представление сведений, вводящее в заблуждение относительно качества товаров. В случае совершения данных нарушений предприниматель будет привлекаться к ответственности за недобросовестное продвижение товаров.

5. Проект изменений в Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» вводит понятие призового стимулирования продаж в КНР (вместо призовой реализации товаров), уточняет перечень запретов при стимулировании продаж с использованием призов и лотерей, а также повышает максимальный размер приза при стимулировании продаж с использованием призов.

В соответствии с проектом участники предпринимательской деятельности не вправе осуществлять продвижение товаров если: 1) не указаны виды установленных призов (подарков), условия получения призов, суммы или виды призов и другие сведения, которые оказывают влияние на получение призов потребителями; 2) реализация товаров с использованием призов осуществляется с использованием обмана о наличии приза или умышленного выигрыша приза сотрудником организации; 3) устанавливаются необоснованные условия получения приза. При лотерее путем случайного жребия сумма максимального приза не может превышать 20 000 юаней жэньминьби.

К призовому стимулированию продаж проект изменений относит продвижение товаров с розыгрышем призов путем случайного жребия и продвижение товаров с подарками (дополнительными бесплатными товарами и услугами). К первому виду относится продвижение, в котором случайным образом определяется выигрыш и размер приза, ко второму – наличие определенного приза (подарка) при реализации товаров и услуг.

6. В соответствии с проектом в Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» предлагается добавить еще два действия, составляющие недобросовестную конкуренцию: 1) заключение сделок на несправедливых условиях предпринимателем, который не обладает доминирующим положением на рынке, но обладает относительным преимуществом при заключении сделок; 2) использование программного обеспечения и других технических средств для вмешательства, ограничения, влияния на других предпринимателей и пользователей при заключении сделок через интернет.

Участники предпринимательской деятельности в соответствии с проектом не вправе использовать относительные преимущества для заключения сделок на несправедливых условиях (ст. 6 проекта), в том числе: 1) ограничение круга контрагентов для заключения сделок без обоснованной причины; 2) ограничение контрагента в приобретении только указанных предпринимателем товаров без обоснованной причины; 3) ограничение условий сделок для контрагентов и других предпринимателей без обоснованной причины; 4) взимание дополнительных платежей и сборов или необоснованное предъявление требований к контрагентам о предоставлении других материальных благ; 5) установление других необоснованных условий сделки.

Относительным преимуществом в соответствии с проектом признается наличие у одной из сторон сделки относительного преимущества в вопросах капитал, технологий, допуска на рынок, каналов реализации, приобретения сырья и наличие у другой стороны зависимости от первой стороны и сложности с переходом к другому контрагенту.

Участники предпринимательской деятельности в соответствии с проектом не вправе использовать сетевые технологии и прикладные сервисы для действий, влияющих на выбор пользователей и вмешивающихся в нормальную деятельность других предпринимателей (ст. 13 проекта), в том числе: 1) использование технических средств для создания препятствий пользователям в использовании сетевых прикладных сервисов других предпринимателей без согласия пользователя; 2) включение в прикладные сервисы других предпринимателей ссылок для принудительного перенаправления без необходимого разрешения; 3) введение в заблуждение, обман, принуждение пользователей к внесению изменений, закрытию, удалению или невозможности использования прикладных сервисов, которые законно были предоставлены другими лицами; 4) вмешательство или нарушение нормальной работы прикладных сервисов, которые законно были предоставлены другими лицами, без необходимого разрешения.

Кроме того, в проект добавлена статья ст. 14, в соответствии с которой участники предпринимательской деятельности не вправе предпринимать другие действия, составляющие недобросовестную конкуренцию и причиняющие вред правам и законным интересам других лиц или нарушающие порядок на рынке. Признание того, составляет ли другое действие недобросовестную конкуренцию, будет проводиться Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР (ГГУТПА КНР).

7. Для приведения закона в соответствие с Законом КНР «О противодействии монополиям» проект предлагает удалить нормы о запрете на ограничение конкуренции со стороны общественных (коммунальных) предприятий, реализацию связанных товаров, продажу товаров по цене ниже себестоимости, монополистические действия административного характера (ограничение или исключение конкуренции в результате злоупотребления полномочиями со стороны органов государственного управления).

Ответственность за данные нарушения предусмотрена Законом КНР «О противодействии монополиям», принятым в 2007 г. Соответствующие нормы Закона КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» уже устарели и на практике не применяются.

8. Кроме того, проект изменений предлагает усилить правоприменительную работу и повысить ответственность за нарушение закона. Во-первых, проект предоставляет контролирующим органам право ареста имущества и применения других мер административного принуждения при проведении проверок по факту нарушения законодательства, а также устанавливает обязанность организаций и граждан содействовать в проведении проверок.

В случае отказа от содействия или препятствования в проведении проверки организации и физические лица могут быть привлечены к ответственности: например, в случае отказа от предоставления материалов, сведений без наличия на то законных оснований, предоставления подложных материалов и сведений, сокрытия, уничтожения или перемещения доказательств или совершения других действий, препятствующих проверке, контролирующий орган вправе издать предписание об устранении нарушений и наложить штраф в размере от 20 000 до 200 000 юаней жэньминьби.

Во-вторых, проект изменений изменяет правила исчисления и повышает суммы штрафов в случае нарушения законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией. Например, по действующему закону максимальная сумма штрафа за коммерческий подкуп составляет 200 000 юаней жэньминьби; в соответствии с проектом изменений сумма штрафа будет составлять от 10% до 30% от суммы оборота от незаконной деятельности. Как и прежде, при наличии состава преступления в деянии коммерческий подкуп может преследоваться по уголовной ответственности.

Заключение

Проект изменений в Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» предусматривает существенные изменения, которые можно разделить на три основные группы. Во-первых, это изменения, направленные на приведение закона в соответствие с законодательством КНР, в первую очередь – Законом КНР «О противодействии монополиям», Законом КНР «О рекламе» и Законом КНР «О товарных знаках». Чтобы привести закон в соответствие с действующим законодательством, из Закона КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» будут удалены нормы, дублирующие положения более поздних законов и регулирующих монопольные действия, защиту прав интеллектуальной собственности и рекламу.

Во-вторых, это изменения, совершенствующие уже существующие институты и нормы законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией. В первую очередь – это изменение системы расчета штрафов (теперь штрафы будут считаться от оборота по аналогии с Законом КНР «О противодействии монополиям»), совершенствование системы контроля за соблюдением законодательства, призовой реализации товаров и услуг, борьбы с коммерческим подкупом, незаконным использованием средств идентификации товаров и услуг других лиц.

Третья группа изменений – нововведения, которых ранее в законодательстве КНР не было. В основном, это изменения в части действий, которые должны признаваться актами недобросовестной конкуренции. Среди них стоит выделить использование технических средств для ограничения выбора у пользователей интернет-приложений, вмешательство в работу интернет-приложений других поставщиков, злоупотребление относительными преимуществами при отсутствии доминирующего положения на рынке, а также некоторые виды нарушений, связанных с использованием средств идентификации товаров и услуг других лиц.

[/newsletter_lock]

Общественные консультации по проекту Закона КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» продлятся до конца марта 2016 г. После завершения сбора мнений и рекомендаций общественности законопроект будет переработан Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР (ГГУТПА КНР) и повторно внесен в Государственный совет КНР. Как ожидается, законопроект в окончательном виде поступит в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) в течение 2016 г.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о