Принят Закон КНР «Об иностранных инвестициях»

15 марта 2019 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял Закон КНР «Об иностранных инвестициях», который будет регулировать осуществление иностранных инвестиций в Китае и создание предприятий с иностранными инвестициями. Новый закон вступит в силу с 1 января 2020 г.

Закон КНР «Об иностранных инвестициях» определяет основные правила регулирования инвестиционной деятельности в КНР, устанавливает юридическую ответственность за правонарушения, а также предусматривает основные меры по содействию инвестициям и защите капиталовложений в Китае. Данный закон заменит три ныне существующих закона, которые по отдельности регулируют создание разных видов предприятий с иностранными инвестициями.

Инвестиционное законодательство КНР

Система регулирования иностранных инвестиций в КНР основана на Положениях «О руководстве направлением иностранных инвестиций» (Постановление Госсовета КНР), в соответствии с которыми все виды деятельности в целях привлечения иностранных инвестиций были разделены на четыре категории:

  • Поощряемые виды деятельности: виды деятельности, связанные с использованием новых технологий, комплексному освоению ресурсов, соответствующие потребностям рынка. При осуществлении инвестиций в данные виды деятельности иностранные инвесторы могли воспользоваться преференциями (например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования, льготы при выделении земли под создание предприятий).
  • Разрешенные виды деятельности: все виды деятельности, которые не отнесены к поощряемым, ограничиваемым или запрещенным. В данных видах деятельности иностранным инвесторам предоставлялся национальный режим (одинаковые условия с китайскими инвесторами).
  • Ограничиваемые виды деятельности: виды деятельности, которые связаны с использованием отсталых технологий, разведкой и добычей полезных ископаемых, а также виды деятельности, в которых открытие для иностранного капитала осуществляется постепенно (например, банковская деятельность, фондовый рынок, услуги страхования и т.д.). При создании предприятия с иностранным участием для ведения ограничиваемого вида деятельности в КНР могли быть условлены ограничения на долю иностранного капитала, организационно-правовую форму или введены дополнительные требования к иностранным учредителям и создаваемым предприятиям.
  • Запрещенные виды деятельности: виды деятельности, которые создают вред для государственной безопасности и публичных интересов общества, угрожают безопасности военных объектов, создают вред для окружающей среды, а также виды деятельности, которые КНР не планирует открывать для иностранного капитала (например, СМИ и онлайн-игры). Создание предприятий с иностранным участием в данных видах деятельности запрещено.

Подробный перечень поощряемых, ограничиваемых и запрещенных для иностранных инвестиций видов деятельности («Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций») составляется и регулярно обновляется Министерством коммерции КНР и Государственным комитетом по развитию и реформе КНР (ГКРР КНР). Все виды деятельности, которые не были указаны в данном перечне, автоматически относились к разрешенным.

Одновременно с этим в КНР существуют три специальных закона, регулирующих создание предприятий с иностранным участием: Закон КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала» (регулирует создание совместных паевых предприятий), Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» (регулирует создание предприятий со 100% иностранным капиталом) и Закон КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» (регулирует создание совместных кооперационных предприятий).

Вместе с детальными подзаконными актами (положениями о применении данных законов) они устанавливают специальные требования к предприятиям с иностранным участием, создаваемым в КНР, в том числе – специальные требования к организационной структуре (органам управления), учредительным документам, срокам ведения деятельности и другим вопросам, которые обычно регулируются нормами корпоративного права. Данные нормы имеют приоритет перед нормами, предусмотренными Законом КНР «О компаниях» и Законом КНР «О товариществах» (данные законы применяются при создании предприятий с иностранным участием в форме компании или товарищества соответственно).

Данная система регулирования имеет два основных недостатка. Во-первых, предусмотренный «Перечнем отраслей для размещения иностранных инвестиций» перечень ограничиваемых видов деятельности не содержит детальной информации обо всех ограничениях, которые иностранные инвесторы обязаны соблюдать при создании предприятия: их необходимо искать в законах, подзаконных актах и нормативных документах. Во-вторых, между нормами специальных законов, регулирующих создание в КНР предприятий с иностранным участием, и общими правилам, применяющимися при создании компаний и товариществ в КНР есть существенные расхождения. После внесения изменений в Закон КНР «О компаниях» в 2013 г. для упрощения правил создания компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний данные расхождения увеличились еще больше.

Для решения первой проблемы КНР в порядке эксперимента отменила действие «Перечня отраслей для размещения иностранных инвестиций» на территории зон свободной торговли и заменила на новый перечень («Специальные меры регулирования для допуска иностранных инвестиций в зонах свободной торговли»), содержащий закрытый перечень ограничений и запретов на иностранные инвестиции. В июне 2018 г. перечень нового типа был распространен на всю территорию КНР: опубликованные Министерством коммерции КНР и ГКРР КНР «Специальные меры регулирования для допуска иностранных инвестиций (закрытый перечень) (2018 г.)» заменили «Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций (2017 г.)» в части, касающейся ограничений и запретов на иностранный капитал.

Одновременно с этим КНР приступила к упрощению правил создания предприятий с иностранным участием и постепенной отмене особых требований, предусмотренных специальными законам. В 2013 г. при создании Шанхайской зоны свободной торговли в ней было временно прекращено применение норм Закона КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», Закона КНР «О предприятиях иностранного капитала» и Закона КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» о предварительном утверждении при создании и ликвидации предприятий с иностранным участием. В дальнейшем данные правила были распространены на остальные зоны свободной торговли в КНР.

Первый проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» был опубликован в январе 2015 г. и состоял из 11 глав (общие положения; иностранные инвесторы и иностранные инвестиции; допуск к деятельности; проверка на государственную безопасность; представление сведений; содействие инвестициям; охрана инвестиций; рассмотрение жалоб; контроль и проверки; юридическая ответственность; дополнительные положения) и 107 статей.

Закон КНР «Об иностранных инвестициях», принятый в марте 2019 г., состоит из 6 глав (общие положения; содействие инвестициям; охрана инвестиций; регулирование инвестиций; юридическая ответственность; дополнительные положения), разделенных на 42 статьи. В окончательной версии из законопроекта исчезли детальные правила проведения проверок иностранных инвестиций на безопасность, представления сведений об инвестиционной деятельности и рассмотрения жалоб иностранных инвесторов, которые могут быть в будущем определены подзаконными актами.

Основные определения

Закон впервые в КНР вводит определения предприятия с иностранным участием, иностранного инвестора, инвестиционной деятельности и национального режима.

  • Иностранное инвестирование – инвестиционная деятельность, которая прямо или косвенно осуществляется в КНР иностранными инвесторами, включая: 1) создание предприятий с иностранным участием в КНР иностранными инвесторами самостоятельно или совместно с другими инвесторами; 2) приобретение иностранными инвесторами в КНР долевого участия, акций, имущественных долей (паев) или других схожих прав и интересов в китайских предприятиях; 3) инвестирование в новые проекты в КНР иностранными инвесторами самостоятельно или совместно с другими инвесторами; 4) инвестирование другими способами, предусмотренное положениями законов, административных правовых актов и положениями Государственного совета КНР.
  • Предприятия с иностранным участием – предприятия, созданные и прошедшие регистрацию создания в КНР в соответствии с законодательством КНР, инвестиции в которые полностью или частично осуществлены иностранными инвесторами.
  • Иностранными инвесторами являются все зарубежные предприятия, остальные организации и физические лица. Хотя в отличие от первого законопроекта 2015 г. Закон КНР «Об иностранных инвестициях» не содержит правила, приравнивающего к иностранным инвесторам организации и физические лица из САР Гонконг, САР Макао и Тайваня, они по-прежнему будут считаться иностранными.
  • Национальный режим  – режим, при котором иностранным инвесторам и их инвестициям на стадии допуска к инвестированию предоставляются условия не хуже условий для национальных инвесторов и их инвестиций.

Регулирование иностранных инвестиций

В соответствии с Законом КНР «Об иностранных инвестициях» регулирование иностранных инвестиций при создании предприятий с иностранным участием основано на сочетании национального режима и закрытого перечня ограничений. Закрытый перечень ограничений определяется Госсоветом КНР (или его ведомствами с разрешения Госсовета КНР) и представляет собой перечень всех специальных мер, применяющихся к иностранным инвесторам. Если закрытым перечнем ограничений не предусмотрены какие-либо запреты или ограничения на допуск иностранных инвесторов в определенный вид деятельности, то на иностранного инвестора распространяется национальный режим.

Сейчас закрытый перечень ограничений в КНР содержит ограничения и запреты на осуществление иностранных инвестиций в 34 видах деятельности. Среди них: сельское хозяйство (например, производство сельскохозяйственных культур с использованием ГМО), добыча природных ископаемых (например, запрещены инвестиции в добычу редкоземельных элементов), услуги перевозок, услуги на рынке капитала (доля иностранного капитала в брокерских компаниях и ПИФах не может превышать 51%), СМИ (запрещены иностранные инвестиции в создание новостных агентств, телеканалов и радиовещание).

Если закрытым перечнем предусмотрен запрет на ведение какого-либо вида деятельности, то создание предприятия с иностранным участием в данном виде деятельности невозможно. В случае нарушения запрета иностранный инвестор может быть привлечен к ответственности.

Если закрытым перечнем предусмотрено ограничение на иностранный капитал, то создание предприятия с иностранным участием возможно только при условии соблюдения всех требований, предусмотренных данным перечнем (ограничения на долю иностранного капитала, контроль над СП, назначение руководителей СП).

При отсутствии ограничений и запретов на предприятие с иностранным участием распространяется национальный режим (равные с китайскими инвесторами условия). В этом случае иностранный инвестор обязан соблюдать требования законодательства КНР, которые предъявляются ко всем инвесторам вне зависимости от происхождения (например, правила предварительного согласования, лицензирования, а также ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством). Если осуществление инвестиций затрагивает вопросы экономической безопасности, то КНР может инициировать процедуру проверки безопасности инвестиций.

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранным участием обязаны представлять сведения об иностранных инвестициях в управления коммерции при помощи системы регистрации предприятий, а также при помощи системы раскрытия сведений о кредитоспособности предприятий.

Организационно-правовая форма

В отличие от прежнего законодательства Закон КНР «Об иностранных инвестициях» не содержит подробных правил по вопросам организационно-правовой формы, корпоративного управления, оплаты уставного капитала и ликвидации предприятий с иностранным участием. Следовательно, все особые требования для предприятий с иностранным участием, которые касаются создания органов управления, формирования уставного капитала, порядка ликвидации компаний и других дел, которые должны регулироваться корпоративным правом, будут отменены. Вместо них будут применяться правила, предусмотренные Законом КНР «О компаниях» (если предприятие с иностранным участием создается в форме компании с ограниченной ответственностью или акционерной компании с ограниченной ответственностью) или Законом КНР «О товариществах» (если предприятие создается в форме товарищества).

Содействие иностранным инвестициям

В соответствии с Законом КНР «Об иностранных инвестициях» государство обязуется предпринимать несколько мер для содействия иностранным инвестициям. Во-первых, КНР намерена предоставить предприятиям с иностранными инвестиции государственную поддержку, доступ к государственным закупкам и участие в выработке государственных стандартов на равных условиях с остальными предприятиями в КНР. Предприятия с иностранным участием смогут привлекать финансирование в КНР при помощи открытого размещения акций, корпоративных облигаций и других ценных бумаг.

Во-вторых, КНР обязуется учитывать мнение предприятий с иностранным участием при разработке законов и других нормативных правовых актов, имеющих отношение к регулированию иностранных инвестиций. Одновременно с этим государство обязуется своевременно раскрывать содержание всех нормативных документов и судебных решений, которые имеют отношение к иностранным инвестициям.

И, в-третьих, КНР будет улучшать систему консультирования для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием для лучшего информирования, а также налаживать сотрудничество с другими государствами для поощрения и защиты капиталовложений.

Охрана иностранных инвестиций

В целях охраны иностранных инвестиций КНР гарантирует иностранным инвесторам возможности репатриировать доход от капиталовложений, обязуется охранять права на результаты интеллектуальной деятельности и коммерческую тайну, а также не производить изъятия иностранных капиталовложений без обоснованной причины и не склонять иностранных инвесторов к трансферу технологий.

В соответствии с Законом КНР «Об иностранных инвестициях» капиталовложения, прибыль, доход от капитала, доход от распоряжения активами, лицензионные отчисления за использование интеллектуальной собственности, полученные по закону компенсации или возмещения, ликвидационный доход, полученный в КНР иностранными инвесторами, могут быть в соответствии с законодательством свободно переведены в КНР или репатриированы в юанях жэньминьби или иностранной валюте.

Трансфер технологий в соответствии с законом должен осуществляться добровольно. Органы государственного управления и их служащие не вправе использовать административные меры для принудительной передачи технологий.

Кроме того, государство обязуется сохранить и совершенствовать центры рассмотрения жалоб предприятий с иностранным участием. Если предприятие с иностранным участием или его участник посчитает, что действия органов государственного управления или их служащих нарушают его права, то они могут по выбору обратиться в центр рассмотрения жалоб, в вышестоящий орган для административного обжалования действия или в суд с иском в соответствии с Административным процессуальным кодексом КНР.

Юридическая ответственность

В случае нарушения закона иностранные инвесторы и предприятия с иностранным участием могут быть привлечены к административной ответственности. Закон КНР «Об иностранных инвестициях» предусматривает ответственность за осуществление инвестиций в запрещенные виды деятельности, нарушение ограничений при осуществлении инвестиций в ограничиваемые виды деятельности и неподачу сведений в управление коммерции.

В случае осуществления иностранным инвестором инвестиций в области (виды деятельности), запрещенные для иностранного инвестирования закрытым перечнем, соответствующий орган издает предписание о прекращении инвестиционной деятельности и распоряжении долевым участием (акциями), имуществом в установленный срок или предпринимает другие необходимые меры для восстановления положения, существовавшего до осуществления инвестиций.

Если инвестиционная деятельность противоречит специальным мерам регулирования ограничительного характера, соответствующий орган издает предписание об устранении нарушений и применении мер, необходимых для соблюдения данных мер.

В случае неподачи иностранным инвестором или предприятием с иностранным участием сведений об инвестировании издается предписание об устранении нарушений; в случае невыполнения данного предписания может быть наложен штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. юаней жэньминьби.

Заключение

Закон КНР «Об иностранных инвестициях» вступает в силу с 1 января 2020 г. Все предприятия с иностранным участием, созданные до 1 января 2020 г., вправе сохранить прежнюю организационно-правовую структуру в течение переходного периода после вступления в силу нового закона. Переходный период продлится 5 лет.

В период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. предприятия с иностранным участием, созданные по прежним правилам, должны оформить регистрацию изменений и привести свои уставы и структуры органов управления в соответствие с Законом КНР «О компаниях». Если это не будет сделано, то с 1 января 2025 г. регистрационные органы прекратят принимать любые документы от данных предприятий до регистрации изменений, а также разместят информацию о нарушении предприятиями законодательства в открытом реестре компаний.

Услуги по регистрации компаний с иностранным участием и представительств иностранных компаний в КНР.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии