Изменения в Законе КНР «Об электронной коммерции»: как будет усовершенствована процедура рассмотрения жалоб правообладателей

31 августа 2021 г. Главное государственное управление по регулированию рыночной деятельности КНР опубликовало проект решения о внесении в Закон КНР «Об электронной коммерции». Изменения, которые предлагается внести в закон, должны усовершенствовать процедуру рассмотрения на интернет-платформах жалоб на нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности поставщиками: увеличить срок ожидания подачи иска правообладателем, предоставить поставщикам возможность требовать отмены временных ограничений после предоставления обеспечения, а также ужесточить ответственность поставщиков за заведомо ложные заявления и ответственность интернет-платформ за отказ от применения ограничений в отношении поставщиков после предъявления претензий правообладателем.

Правила предъявления претензий правообладателями

Закон КНР «Об электронной коммерции», вступивший в силу с 1 января 2019 г., предусматривает определенный порядок разрешения споров, возникающих при нарушении прав на результаты интеллектуальной деятельности (IPR) поставщиками товаров на площадках для электронной коммерции. Если правообладатель считает, что его права нарушаются поставщиком товаров на интернет-площадке, он в соответствии со ст. 42 Закона КНР «Об электронной коммерции» может направить интернет-площадке уведомление (содержащее предварительные доказательства нарушения прав) с требованием об удалении, скрытии или деактивации ссылок, прекращении сопровождения сделок, оказании услуг для поставщика и применением других необходимых мер. После получения уведомления от правообладателя интернет-платформа обязана своевременно предпринять необходимые меры и направить копию уведомления поставщику.

В свою очередь поставщик вправе оспорить претензии правообладателя и после получения уведомления подготовить заявление об отсутствии нарушений прав (с соответствующими доказательствами) и направить его интернет-платформе. Если интернет-платформа получает от поставщика заявление об отсутствии нарушений, то она обязана перенаправить данное заявление правообладателю и уведомить его о возможности обращения с жалобой в госорганы или предъявления иска в народный суд. В этом случае временные ограничения, введенные в отношении поставщика, могут быть сохранены только в том случае если интернет-платформа получит от правообладателя уведомление об обращении с жалобой или предъявлении иска в суд в течение 15 дней после вручения ему заявления об отсутствии нарушений. Если уведомление не будет получено в данный срок, интернет-платформа обязана снять ограничения с поставщика.

У процедуры подачи жалоб, предусмотренной Законом КНР «Об электронной коммерции», есть несколько недостатков. Во-первых, она предусматривает крайне короткий срок для обращения в суд (15 дней): если правообладателем не будут предприняты необходимые действия для сохранения ограничений в данный срок, поставщик сможет возобновить продажу контрафактных товаров на интернет-платформе. Во-вторых, закон не предусматривает отдельной ответственности для поставщика за подачу заведомо ложного заявления об отсутствии нарушений и, следовательно, «поощряет» подачу поставщиками таких заявлений. И, в-третьих, правила создают проблемы для добросовестных поставщиков, которые могут столкнуться с недобросовестными претензиями от правообладателей: хоть и закон предусматривает ответственность в случае подачи правообладателем уведомления о нарушении прав по ошибке или умышленную подачу заведомо ложного уведомления, поставщик будет вынужден прекратить продажи подозрительных товаров на довольно длительный срок.

Предложенные проектом изменения в Законе КНР «Об электронной коммерции»
Для решения указанных выше проблем Главное государственное управление по регулированию рыночной деятельности КНР подготовило проект, предусматривающий четыре изменения в Законе КНР «Об электронной коммерции».

Во-первых, изменения предлагают увеличить срок подачи иска правообладателем после получения заявления поставщика об отсутствии нарушений с «15 дней» до «20 рабочих дней». Фактически срок будет увеличен в два раза: теперь у правообладателя будет намного больше времени для обращения в суд, если поставщик откажется добровольно признать факт нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В-вторых, предлагается ввести возможность временного снятия ограничений, введенных интернет-платформой в отношении поставщика, если поставщик предоставляет соразмерное обеспечение, которое может быть использовано для возмещения причиненных им убытков. Если поставщик обязуется предоставить обеспечение, то интернет-платформа может снять ограничения, введенные после получения уведомления от правообладателя.

В-третьих, проект предлагает ужесточить ответственность за предоставление поставщиками заведомо ложных заявлений об отсутствии правонарушения: если убытки правообладателя увеличиваются из-за подачи поставщиком заведомо ложного заявления об отсутствии нарушений, поставщик несет ответственность по возмещению причиненных убытков в двойном размере.

Кроме того, при нарушении интернет-платформами правил применения ограничительных мер в отношении поставщиков в связи с предполагаемым нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности проект предлагает не ограничиваться штрафами: при наличии «особо отягчающих» обстоятельств госорганам будет предоставлена возможность введения ограничения на деятельность интернет-платформы вплоть до аннулирования соответствующих лицензий. То есть, в самых тяжелых случаях интернет-платформе могут сократить перечень видов деятельности (например, запретить продажу отдельных товаров) или лишить лицензии на ведение коммерческой деятельности в интернете.

Заключение

Если предлагаемые изменения будут приняты, то процедура рассмотрения жалоб в связи с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности станет проще для правообладателей, которые получат дополнительную защиту от недобросовестных действий поставщиков и более длительный срок для реализации права на обращение в суд. В свою очередь добросовестные поставщики смогут уменьшить убытки от временных ограничений при условии предоставления обеспечения.

Проект о внесении изменений в Закон КНР «Об электронной коммерции» пока находится на стадии общественных консультаций, которые продлятся до 14 октября 2021 г. В период общественных консультаций государственные органы, занимающиеся разработкой законопроекта, занимаются сбором мнений всех заинтересованных лиц.

По истечении данного срока будет подготовлен окончательный законопроект, который будет внесен в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) для одобрения. Скорее всего, изменения в законе могут быть приняты в конце 2021 г.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии