Программа совершенствования системы арбитража в КНР

16 апреля 2019 г. Канцелярия Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и Канцелярия Госсовета КНР выпустили Рекомендации по совершенствованию системы арбитража для повышения общественного доверия к арбитражу (далее – Рекомендации), которые предусматривают ряд новых мер для реформирования системы арбитража (третейского разбирательства) в КНР.

Арбитраж в КНР в нынешнем виде основан на Законе КНР «Об арбитраже» и является одним из основных способов разрешения споров в КНР. Как сказано в рекомендациях, арбитраж имеет важное значение для беспристрастного и своевременного разрешения конфликтов и споров в целях «сохранения стабильности общества, содействия реформам и открытости, обеспечения устойчивого и здорового социально-экономического развития». Вместе с тем, существуют проблемы, которые оказывают негативное влияние на общественное доверие к арбитражу и ограничивают его развитие, в частности – отсутствие полноценной системы внутреннего контроля в арбитражных учреждения, отсутствие плана развития арбитража, недостаточная привлекательность китайского арбитража в мире. Для решения новых проблем Рекомендации предлагают несколько мер, которые должны улучшить качество арбитража и повысить степень доверия к арбитражу и альтернативным методам разрешения споров в целом.

В соответствии с рекомендациями КНР планирует усилить контроль за созданием и деятельностью постоянно действующих арбитражных учреждений (арбитражных комиссий), созданных в соответствии с Законом КНР «Об арбитраже». Во-первых, срок полномочий членов арбитражных комиссий должен быть ограничен 5 годами; при перевыборах членов арбитражных комиссий должна меняться, по крайней мере, одна треть членов арбитражной комиссии. При проведении перевыборов арбитражная комиссия обязана согласовать перечень членов комиссии с правительством города, на территории которого создана данная комиссия.

По действующим правилам (ст. 10 Закона КНР «Об арбитраже») арбитражные комиссии могут создаваться в городах, которые являются городами центрального подчинения и административными центрами провинций и автономных районов (при необходимости допускается создание арбитражных комиссий в других городах с районным делением). Создание арбитражной комиссии осуществляется народными правительствами соответствующих городов совместно с торговой палатой и требует регистрации в органах юстиции провинциальной ступени (управления юстиции провинции, автономного района или города центрального подчинения).

Одновременно с этим рекомендации обращают внимание на необходимость обеспечения самостоятельности арбитражных комиссий: деятельность арбитражных комиссий должна осуществляться независимо от государственных органов и без вмешательства со стороны каких-либо органов государственного управления, общественных организаций и частных лиц. В соответствии с рекомендациями должна быть создана система регистрации, информирования и привлечения к ответственности руководящих лиц в связи с вмешательством в принятие арбитражных решений или процедуру проведения арбитражного разбирательства.

Во-вторых, создание филиалов арбитражных комиссий за пределами города постоянного нахождения в соответствии с рекомендациями возможно только при условии согласия народного правительства города постоянного нахождения и народного правительства города, в котором планируется создание филиала. Данное правило ограничит создание филиалов местных арбитражных комиссий в других регионах страны.

По общему правилу в КНР в одном городе должна существовать одна арбитражная комиссия. Создание специализированных арбитражей и палат в КНР по правилам организации арбитражных учреждений 1995 г. запрещено. Исключением из этого правила на момент принятия Закона КНР «Об арбитраже» являлись Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC), которая специализировалась на внешнеторговом арбитраже, и Китайская морская арбитражная комиссия (CMAC) со специализацией на морском арбитраже.

В течение последних десяти лет в КНР появились новые специализированные арбитражи: в результате отделения от CIETAC филиалов в Шанхае и Шэньчжэне возникли соответственно Шанхайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия и Международный арбитражный суд Шэньчжэня. Кроме того, арбитражные комиссии в КНР все чаще создают специализированные центры и палаты для рассмотрения споров, например, для разрешения споров в сфере строительства, финансов, доменных споров и т.д.

В случае невыполнения правил создания, согласования членов комиссии при перевыборах, регистрации изменений арбитражные комиссии не вправе вести деятельность. В соответствии с рекомендациями решения арбитражных комиссий, созданных в нарушение законодательства, не имеют правовой силы. В целях упорядочивания деятельности арбитражных комиссий строго запрещается создание филиалов и представительств за пределами региона без регистрации, использование имущества арбитражных комиссий для инвестиционной и другой предпринимательской деятельности, предоставление арбитражными комиссиями поручительства по обязательствам других лиц, а также недобросовестная конкуренция между арбитражными комиссиями путем занижения сборов и выплаты комиссионных платежей.

Представление интересов в арбитраже и судах на территории КНР.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии