Китайские санкции: как будет работать механизм ограничений для ненадежных иностранных организаций

19 сентября 2020 г. Министерство коммерции КНР опубликовало Положения «О перечне ненадежных лиц» (Приказ Минкоммерции № 4-2020), устанавливающие основные правила введения ограничений на деятельность в КНР для иностранных организаций и физических лиц, которые могут представлять собой угрозу для безопасности КНР. Новые правила вступили в силу со дня опубликования и будут применяться для введения санкций в будущем.

Создание собственного механизма для введения санкций является вызвано решением США ввести санкции против Huawei в мае 2019 г. После включения в санкционный список китайской компании Huawei Technologies Co., Ltd и около 70 аффилированных компаний Министерство коммерции КНР объявило о намерении создать собственную систему ограничений для организаций, которые «причиняют существенный ущерб» и представляют собой «угрозу или потенциальную угрозу безопасности КНР». В октябре 2019 г. и мае 2020 г. создание полноценного механизма для ограничения деятельности «ненадежных лиц» было заявлено соответственно в Решении ЦК КПК «О некоторых важных вопросах поддержки и совершенствования системы социализма с китайской спецификой и продвижения модернизации государственной системы и способности управления» и «Рекомендациях ЦК КПК и Государственного совета КНР по ускоренному совершенствованию социалистической рыночной экономической системы новой эпохи».

Основная цель механизма введения санкций, заявленная КНР – борьба с недобросовестной практикой, при которой иностранные организации вводят дискриминационные меры в отношении китайских предприятий в нарушение базовых принципов торговли и, тем самым, причиняют вред китайским предприятиям, государственной безопасности и интересам КНР, а также создают угрозу нарушения глобальных систем производства и поставки товаров. При помощи санкций КНР рассчитывает добиться трех основных целей: во-первых, обеспечить государственную безопасность (в том числе – экономическую, научно-техническую, информационную и ресурсную безопасность); во-вторых, защитить «справедливые интересы» китайских предприятий и снизить риски прекращения поставок и эмбарго в международной торговле; в-третьих, обеспечить стабильность сложившихся в мире сетей производства и поставок с участием КНР путем защиты принципов свободной торговли.

В соответствии с Приказом Минкоммерции № 4-2020 введение санкций основано на Законе КНР «О внешней торговле» и Законе КНР «О государственной безопасности». Ст. 7 Закона КНР «О внешней торговле» допускает применение КНР ответных мер в отношении иностранных государств и территорий в случае введения дискриминационных запретов, ограничений или других мер в сфере торговли. В свою очередь, Закон КНР «О государственной безопасности» обязывает государство защищать экономическую систему и экономическую безопасность (ст. 19), а также предупреждать и устранять риски в сфере государственной безопасности, связанные с иностранными инвестициями (ст. 59). КНР не будет распространять на иностранные предприятия системы оценки кредитоспособности, созданные в стране для организаций и физических лиц.

Порядок создания санкционного списка

Приказ Минкоммерции КНР № 4-2020 предусматривает создание специальной структуры, которая будет проводить проверки и принимать решения о включении иностранных лиц в специальный санкционный список. В соответствии со ст. 4 данная структура будет состоять из представителей министерств и ведомств Госсовета КНР, а канцелярия организации будет создана при Министерстве коммерции КНР.

Межведомственная комиссия, ответственная за ведение списка «ненадежных лиц», будет нести ответственность за: а) прием обращений и предложений по вопросам включения иностранных организаций и физических лиц в санкционный список; б) проведение расследований деятельности иностранных лиц; в) принятие решений о включении в санкционный список и исключении из него.

Приказ Минкоммерции КНР № 4-2020 не содержит первоначального санкционного списка организаций и физических лиц. Включение иностранной организации или физического лица в санкционный список должно быть оформлено решением межведомственной комиссии, которое принимается по результатам расследования и объявляется публично.

Расследование в отношении иностранных лиц может проводиться по обращению или предложению заинтересованного лица или по собственной инициативе комиссии. Если комиссия считает необходимым провести расследование, то она обязана принять решение о начале расследование. Данное решение должно быть объявлено публично.

В период проведения расследования межведомственная комиссия вправе получать все необходимые сведения от лиц, имеющих отношение к делу, при помощи проведения опросов, ознакомления с документами, получения копий документов и материалов и другими необходимыми способами. Иностранные лица, в отношении которых проводится расследование, могут воспользоваться правом на изложение собственного мнения и самозащиту.

Правила допускают возможность приостановления или прекращения процедуры расследования «в зависимости от фактических обстоятельств». В случае возникновения «существенных изменений в обстоятельствах» расследование в отношении иностранного лица может быть возобновлено. Приказ Минкоммерции КНР № 4-2020 не предусматривает срока проведения расследования, процедуры проведения разбирательства, детального перечня оснований для приостановления, прекращения и возобновления расследования, а также порядка представления иностранным организациями и физическими лицами собственного мнения.

Если расследование в отношении иностранной организации или физического лица завершено, то межведомственная комиссия обязана принять решение, которое может предусматривать включение в перечень «ненадежных лиц» или отказ от применения санкций.

Решение о включении иностранного лица в список «ненадежных» объявляется публично. При публикации решения межведомственная комиссия вправе включить в тексте решения сведения о рисках китайских организаций, связанных с осуществлением транзакций с подсанкционным лицом, а также может предоставить иностранной организации или физическому лицу определенный срок на устранение нарушений.

Основания для включения в санкционный список

В соответствии с Приказом Минкоммерции № 4-2020 в список «ненадежных лиц» могут быть включены иностранные организации и физические лица, которые: а) причиняют вред суверенитету, безопасности, интересам развития КНР; б) прекращают обычные транзакции с китайскими предприятиями, другими организациями или физическим лицами или вводят в отношении них дискриминационные меры в нарушение обычных принципов торговой деятельности, что причиняет существенный вред законным правам и интересам китайских предприятий, других организаций и физических лиц.

При принятии решения межведомственная комиссия обязана учитывать следующие факторы: а) степень вреда, причиняемого иностранным лицом суверенитету, безопасности и интересам развития КНР; б) степень вреда, причиняемого иностранным лицом правам и законным интересам китайских предприятий, других организаций и физических лиц; в) соответствие деятельности иностранного лица общепринятым практикам мировой торговли; г) другие факторы, которые необходимо учесть при принятии решения (ст. 7 Приказа Минкоммерции № 4-2020).

Как можно увидеть, на первое место поставлены проблемы суверенитета и защиты территориальной целостности КНР (что может привести к негативным последствиям для иностранных компаний и физических лиц, ставящих под сомнение суверенитет Китая над спорными территориями), государственной безопасности (к которой можно отнести экономическую безопасность, безопасность в сфере науки и техники, информационную безопасность), а также «интересы развития» КНР в целом. Во вторую очередь будет учитываться вред, причиненный отдельным китайским организациям, если он причинен в результате нарушения общепринятых правил мировой торговли.

Последствия включения в санкционный список

Если иностранная организация или физическое лицо включены в перечень «ненадежных», то межведомственная комиссия может применить одну или несколько ограничительных мер. Перечень мер включает:

1) ограничение или запрет на ведение внешнеторговой деятельности, имеющей отношение к КНР (импорт в КНР или экспорт из КНР);

2) ограничение или запрет на инвестиционную деятельность на территории КНР (создание предприятий с иностранным участием, приобретение долей или акций в китайских предприятиях);

3) ограничение или запрет на въезд на территорию КНР для физических лиц и транспортных средств (ограничение или запрет на получение виз и перемещение через границу транспортных средств);
4) ограничение или аннулирование разрешений на работу, разрешений на пребывание или разрешений на проживание в КНР (запрет на оформление или аннулирование действующих документов, предоставляющих право на работу и длительное проживание в КНР);
5) наложение штрафа (сумма штрафа определяется в зависимости от обстоятельств и степени причиненного вреда);
6) другие необходимые меры.
Применение санкционных мер должно быть объявлено публично. Если межведомственная комиссия предоставляет иностранному лицу определенный срок на устранение нарушений, то санкционные меры применяются по истечению данного срока если нарушения не были устранены.
В случае введения запрета на внешнеторговые сделки Приказ Минкоммерции № 4-2020 предусматривает возможность получения разрешений: в соответствии со ст. 20 китайские предприятия, организации или физические лица для сделок с иностранным лицом, находящимся под санкциями, могут обратиться в межведомственную комиссию и получить специальное разрешение на осуществление транзакций, в которых существует необходимость. Правила не предусматривают детального порядка и срока получения такого разрешения.
Исключение из санкционного списка

Приказ Минкоммерции № 4-2020 допускает исключение иностранных организаций и физических лиц из перечня «ненадежных» по ходатайству иностранного лица или по собственному решению межведомственной комиссии. Если при принятии решения комиссия установила срок на устранение нарушений, то иностранная организация или физическое лицо исключаются из перечня «ненадежных» в случае устранения нарушений и ликвидации негативных последствий нарушения в срок, установленный решением комиссии.

Решение об исключении из перечня «ненадежных лиц» подлежит публичному объявлению; одновременно с объявлением решения об исключении прекращают действовать все ограничительные меры, которые ранее были введены.
Заключение

Положения «О перечне ненадежных лиц» создают основы для применения КНР санкций в отношении иностранных организаций и физических лиц, которые причиняют ущерб для страны в целом и отдельных китайских предприятий. Если ранее КНР вводила ограничения для «нежелательного» иностранного бизнеса спонтанно и непублично – что позволяло обвинить Китай в непредсказуемости и ненадежности, то теперь для введения санкций есть формальный механизм, предусматривающий обязанность для государства публично объявлять о намерении ввести санкции (провести расследование) и введении ограничений. В свою очередь, иностранным организациям и физическим лицам предоставлена возможность для самозащиты в процессе проведения расследования, а также возможность ходатайствовать об исключении из санкционного списка в будущем (при условии изменения обстоятельств, послуживших причиной для введения санкций). Правила не содержат многих деталей (отсутствует подробный порядок проведения расследований, сроки проведения разбирательства и объявления решений, порядок рассмотрения ходатайств от иностранных организаций, основания для расчета штрафов и т.д.). Поэтому в будущем они могут быть дополнены инструкциями Министерства коммерции КНР или практикой работы межведомственной комиссии.

Вместе с тем, правила содержат довольно ограниченный перечень мер, который может быть использован в отношении иностранных лиц, попавших под санкции. Большинство из них эффективны только в отношении организаций, которые ведут деятельность на территории КНР (есть дочерние предприятия в Китае) или связанную с КНР (экспорт-импорт). Если деятельность организации не связана с необходимостью поддерживать коммерческое присутствие на территории КНР и осуществлять сделки с китайскими организациями, то эффект от введенных в КНР ограничений будет незначителен.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии