Министерство коммерции КНР опубликовало правила осуществления прямых инвестиций в юанях жэньминьби

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

С 1 января 2014 г. вступило в силу Объявление Министерства коммерции КНР № 87-2013 «О некоторых вопросах прямых трансграничных инвестиций в юанях жэньминьби» (далее – Объявление № 87-2013), которое уточняет и дополняет правила осуществления прямых иностранных инвестиций в юанях жэньминьби.

Сейчас иностранные инвесторы могут осуществлять прямые иностранные инвестиции в Китае с использованием денежных средств как в свободно конвертируемой валюте, так и в юанях жэньминьби, законно полученных в КНР или за рубежом. Объявление № 87-2013 посвящено трансграничным прямым инвестициям в юанях жэньминьби, под которыми понимаются капиталовложения, осуществляемые иностранными инвесторами в юанях жэньминьби в целях создания в КНР новых предприятий, приобретения долей (акций) и поглощения китайских предприятий.

Соблюдение законодательства об иностранных инвестициях, государственной отраслевой политики, проверка на безопасность и антимонопольная проверка слияний и поглощений с участием иностранных инвесторов

Осуществление прямых иностранных инвестиций в юанях жэньминьби и реинвестирование прибыли, полученной в КНР предприятиями с иностранным капиталом (компаниями со 100% иностранным капиталом, совместными паевыми предприятиями и совместными кооперационными предприятиями), в соответствии с Объявлением № 87-2013 должно соответствовать требованиям законодательства КНР об иностранных инвестициях, государственной отраслевой политики, проверки на безопасность поглощений с участием иностранных инвесторов и антимонопольной проверки.

Под требованиями законодательства КНР об иностранных инвестициях Министерство коммерции КНР имеет в виду требования, установленные специальными законами (Законом КНР «О предприятиях иностранного капитала», Законом КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала, Законом КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала»), подробными правилами применения этих законов (Подробные правила применения Закона КНР «О предприятиях иностранного капитала» и др.), а также некоторыми ведомственными актами Министерства коммерции КНР, устанавливающими определенные ограничения в отношении иностранных инвестиций.

Что касается государственной отраслевой политики, то речь в первую очередь идет о «Перечне отраслей для размещения иностранных инвестиций». Данный документ содержит все виды деятельности, которые отнесены к поощряемым, ограничиваемым и запрещенным для иностранных инвестиций. Все виды деятельности, не включенные в данный перечень, являются разрешенными для иностранных инвесторов. Кроме того, в Китае существуют общие для китайских и иностранных инвесторов положения об отраслевой политике, которыми определен ряд ограничиваемых для инвестиций отраслей (в основном, это виды производственной деятельности, в которых наблюдается избыток производственных мощностей) и отсталых отраслей (отсталые и ресурсоемкие производства).

Проверка на безопасность поглощений китайских предприятий иностранными инвесторами проводится Министерством коммерции КНР в случае 1) приобретения иностранными инвесторами китайских предприятий военно-промышленного комплекса, производителей периферийной техники военного назначения и других предприятий, имеющих отношение к национальной обороне; и 2) приобретения или возможного получения иностранными инвесторами контроля над предприятиями, имеющими ключевое значение для обеспечения государственной безопасности в сфере сельского хозяйства, энергетики, добычи полезных ископаемых, инфраструктуры, транспорта, технологий, производства оборудования. Обязанность по подаче заявления о проведении проверки возлагается на иностранного инвестора.

Антимонопольные проверки при слияниях и поглощениях с участием иностранных инвесторов проводятся в соответствии с Законом КНР «О противодействии монополиям». Здесь речь идет о проверке экономической концентрации. Обязанность по декларированию концентрации возникает, если годовой оборот превышает сумму, эквивалентную 10 млрд. юаней жэньминьби, во всем мире или 2 млрд. юаней жэньминьби в пределах КНР; при условии, что оборот не менее чем двух участников экономической концентрации в пределах КНР превышает 400 млн. юаней жэньминьби у каждого.

Запрет на использование юаней жэньминьби для приобретения ценных бумаг и предоставления займов в КНР

Предприятия с иностранным капиталом в соответствии с Объявлением № 87-2013 не вправе использовать юани жэньминьби, полученные из-за рубежа в виде прямых иностранных инвестиций, для прямого или косвенного инвестирования в ценные бумаги или производные финансовые инструменты, а также для предоставления займов.

Запрет на инвестирование данных средств в ценные бумаги и производные финансовые инструменты не распространяется на стратегическое инвестирование в публичные компании, осуществленное в соответствии с действующим законодательством («Правилами регулирования стратегических инвестиций иностранных инвесторов в публичные компании»).

Внесение сведений об инвестировании в юанях жэньминьби в разрешительные документы

При осуществлении инвестиций в юанях жэньминьби компетентный орган коммерции (местное управление коммерции) в соответствии с Объявлением № 87-2013 обязан в разрешительные документы внести примечание о том, что прямые иностранные инвестиции осуществляются в юанях жэньминьби, указать сумму инвестируемых средств, а также требование к иностранному инвестору о соблюдении законодательства КНР об иностранных инвестициях, государственной отраслевой политики, антимонопольного законодательства и правил проверок на безопасность слияний и поглощений с участием иностранных инвесторов. Кроме того, копия разрешительных документов должна быть своевременно направлена в местное отделение Народного банка Китая, а также таможенный орган, налоговые органы, орган торгово-промышленной администрации и орган валютного контроля по месту осуществления инвестиций.

По действующим правилам создание компании в Китае требует утверждения в местном управлении коммерции. После прохождения процедуры утверждения учредителю выдается Свидетельство об утверждении предприятия, на основании которого он обращается в орган торгово-промышленной администрации для регистрации создания предприятия. Разрешительным документом, в которых вносится примечание, является Свидетельство об утверждении.

Рассылка копий разрешительных документов в другие государственные органы, по мнению Министерства коммерции КНР, будет способствовать улучшению контроля за осуществлением прямых иностранных инвестиций. Дело в том, что создание предприятия не заканчивается регистрацией в органе торгово-промышленной администрации: после регистрации предприятие обязано встать в налоговый учет в местных налоговых органах (управлении по центральным налогам и управлении по местным налогам), открыть банковский счет (при открытии банковского счета оформляется свидетельство в местном учреждении Народного банка Китая), перечислить денежные средства в счет оплаты уставного капитала (с соблюдением требований валютного контроля). Для экспорта товаров и возмещения НДС предприятию потребуется регистрация и в таможенных органах.

Изменение валюты инвестиций

Если иностранный инвестор решил изменить валюту инвестиций (то есть – решил отказаться от первоначального плана внести инвестиции в иностранной валюте и использовать юани жэньминьби), то в соответствии с Объявлением № 87-2013 он может не оформлять регистрацию изменений в связи с внесением изменений в учредительный договор и устав предприятия.

Это изменение упрощает процедуру инвестирования в юанях жэньминьби для иностранных инвесторов, которые внесли в учредительные документы суммы инвестиций в иностранной валюте и прошли процедуру утверждения в управлении коммерции. Теперь эти иностранные инвесторы вправе напрямую обращаться в другие органы и банки для регистрации изменений, открытия банковского счета и перечисления денежных средств.

Объявление № 87-2013 не распространяется на осуществление прямых инвестиций с использованием прибыли в юанях жэньминьби, полученной на территории КНР от предприятий с иностранным капиталом и не репатриированной за рубеж (реинвестирование прибыли), а также денежных средств в юанях жэньминьби, полученных в КНР от передачи акций (долей) в предприятиях, в результате уменьшения уставного капитала, ликвидации предприятия, приоритетного распределения прибыли в пользу иностранного инвестора. В этих случаях действуют прежние правила.

Объявление № 87-2013 применяется с 1 января 2014 г. Одновременно прекращает действие Уведомление Министерства коммерции КНР № 889-2011 «О некоторых вопросах осуществления трансграничных прямых инвестиций в юанях жэньминьби» и Уведомление Канцелярии Министерства коммерции КНР № 1171-2011 «О соответствующих вопросах осуществления управления органами коммерции в сфере трансграничных прямых инвестиций в юанях жэньминьби»; все остальные ведомственные акты по вопросам осуществления трансграничных прямых инвестиций в юанях жэньминьби, опубликованные Министерством коммерции до Объявления № 87-2013, действуют в части, не противоречащей данному объявлению.

SBF Group создана профессиональными юристами, специализирующимися на оказании услуг российским предпринимателям в Азии. Мы оказываем услуги по регистрации компаний в Китае, Гонконге и Сингапуре, услуги по открытию банковских счетов, налоговому планированию, регистрации товарных знаков и защите прав интеллектуальной собственности.

По вопросам регистрации компаний в КНР Вы можете связаться с нами по электронной почте china_incorporation@sbf-group.com. По всем остальным вопросам с нами можно связаться по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора