В этой статье — краткая информация о защите государственной тайны в Китае: какие сведения могут и относиться к государственной тайне, степени секретности, сроки хранения государственной тайны и компетентное ведомство в сфере защиты государственной тайны.
Закон КНР «О защите государственной тайны» принят в 1988 г. (в настоящее время закон действует в редакции 2010 г.). В соответствии с законом в КНР к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения, раскрытие которых может привести к причинению вреда государственной безопасности и государственным интересам в сфере политики, экономики, национальной обороны, дипломатии и других сферах, включая: 1) секретную информацию по важнейшим решениям в государственных делах; 2) секретную информацию по вопросам национальной обороны и деятельности вооруженных сил; 3) секретную информацию в дипломатии и внешних делах, а также секретную информацию, по сохранению которой в тайне государство приняло обязательства перед иностранной стороной; 4) секретную информацию по вопросам социально-экономического развития государства; 5) секретную информацию в сфере науки и техники; 6) секретную информацию, связанную с защитой государственной безопасности и привлечением к уголовной ответственности преступников; 7) другую секретную информацию, которая отнесена к государственной тайне Государственным управлением по защите государственной тайны КНР. Кроме того, к государственной тайне относится информация, относящаяся к одному из вышеуказанных видов и возникающая в ходе деятельности партийных органов.
Конкретные пределы информации, которая должна быть отнесена к государственной тайне, устанавливаются Государственным управлением по защите государственной тайны КНР совместно с МИД КНР, Министерством общественной безопасности КНР, Министерством государственной безопасности КНР и другими центральными органами власти. Пределы информации, составляющей военную тайну, определяются Центральным военным советом КНР.
Не может быть отнесена к государственной тайне информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с Положением «О раскрытии правительственной информации». В частности, это 1) нормативные правовые акты; 2) планы национального социально-экономического развития; 3) статистическая информация; 4) бюджет и отчет об исполнении бюджета; 5) информация об административных сборах; 6) информация о государственных закупках; 7) информация об административном лицензировании; 8) сведения о реализации важнейших строительных объектов; 9) сведения о политике и мероприятиях по борьбе с бедностью, в сфере образования, медицины, социального обеспечения, содействия занятости; 10) планы реагирования в чрезвычайных ситуациях; 11) сведения о результатах государственного контроля в сфере экологии, здравоохранения, безопасности производства, качества продуктов питания и лекарств.
По степени секретности сведения могут быть отнесены к одной из трех категорий: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Государственной тайной «особой важности» является важнейшая государственная тайна, раскрытие которой может повлечь особо важные последствия для государственной безопасности и государственных интересов; государственной тайной с грифом «совершенно секретно» является значимая государственная тайна, раскрытие которой может повлечь важные последствия для государственной безопасности и государственных интересов; государственной тайной с грифом «секретно» является обычная государственная тайна, раскрытие которой может повлечь последствия для государственной безопасности и государственных интересов (ст. 10 Закона КНР «О защите государственной тайны»).
Срок хранения государственной тайны определяется в зависимости от характера и особенностей информации. Если срок охранения не определен, необходимо установить условия, при которых информация подлежит рассекречиванию.
Закон КНР «О защите государственной тайны» устанавливает, что срок хранения государственной тайны с грифом «особой важности» не может превышать 30 лет, с грифом «совершенно секретно» — 20 лет, с грифом «секретно» — 10 лет. Эти сроки применяются, если другими нормативными правовыми актами не предусмотрены иные сроки для хранения государственной тайны.
Положение «О применении Закона КНР о защите государственной тайны» уточняет и дополняет положения Закона КНР «О защите государственной тайны». Данный нормативный правовой акт немного подробнее определяет порядок работы с засекреченной информацией, контроль за соблюдением законодательства о защите государственной тайны и юридическую ответственность за нарушения, связанные с государственной тайной.
Компетентным органом, на которого возложены обязанности по работе, связанной с государственной тайной, является Государственное управление по защите государственной тайны. Управление подчинено Центральному комитету Коммунистической партии Китая. На местах существуют провинциальные, окружные и уездные управления по защите государственной тайны, на которые возложена работа в пределах соответствующих административно-территориальных образований.
Похожие записи:
- Новая структура Государственного совета КНР 20 марта 2023 г. Государственный совет КНР опубликовал уведомление о новой организационной структуре (Уведомление № 5–2023) и создании…
- Перечень действующих законов КНР 2022 Сейчас в КНР действует 294 закона (на три больше, чем в декабре 2021 г.). Перечень действующих в КНР законов (по…
- FAQ: защита коммерческой тайны в КНР Ответы на основные вопросы о защите коммерческой тайны в КНР: сведения, составляющие коммерческую тайну (техническая, деловая и другая…
- Закон КНР «О внешних связях»: краткий обзор 28 июня 2023 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял Закон КНР «О внешних…
- Ответственность за использование в рекламе слов в… Закон КНР «О рекламе» запрещает использование в рекламе слов в превосходной степени и предусматривает ответственность за неисполнение этого…