Принят Закон КНР «Об экспортном контроле»

17 октября 2020 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял Закон КНР «Об экспортном контроле». Новый закон вступит в силу 1 декабря 2020 г. и установит единые правила при экспорте товаров двойного назначения, военной продукции, а также товаров, технологий и услуг, для которых необходимо ввести специальный режим вывоза в целях защиты государственной безопасности и интересов КНР и выполнения КНР международных обязательств.

Новый закон определяет компетентные органы, ответственные за экспортный контроль, правила осуществления экспортного контроля и выдачи лицензий. Закон будет экстерриториально распространяться на иностранных импортеров и конечных пользователей товаров, технологий и услуг, попадающих под экспортный контроль. За нарушение закона предусмотрены внушительные суммы штрафов, которые будут исчисляться от оборота.

Экспортный контроль в КНР

Система экспортного контроля в КНР существует с 1994 г. Ранее она была основана на нормах об ограничении внешней торговли, предусмотренных Законом КНР «О внешней торговле» (закон допускает ограничение экспорта товаров, технологий и услуг в целях государственной безопасности), а также административных правовых актах, принятых Государственным советом КНР и регулирующих по отдельности экспорт товаров двойного назначения, ядерных материалов, вооружений и химических веществ, которые могут использоваться для изготовления химического оружия. Списки контролируемых товаров и технологий и правила получения лицензий установлены Министерством коммерции КНР.

Новый закон заменит основы существующей сейчас системы экспортного контроля в КНР и введет общие правила, которые будут распространяться на все контролируемые товары, технологии и услуги. Все ранее принятые нормативные правовые акты в сфере экспортного контроля сохраняют силу, но в связи с принятием Закона КНР «Об экспортного контроля» в них могут быть внесены изменения для приведения в соответствие с новым законом.

История принятия закона

Планы принять специальный закон об экспортном контроле для защиты государственной безопасности и выполнения международных обязательств по нераспространению вооружений впервые появились в 2016 г. после включения законопроекта в план законодательной работы правительства КНР. В июне 2017 г. Министерство коммерции КНР подготовило первый проект Закона КНР «Об экспортном контроле», который был опубликован для общественных консультаций.

На основе данного проекта и рекомендаций, полученных от министерств и ведомств Госсовета КНР, отраслевых ассоциаций, а также Госкомитета по развитию и реформе и Правотворческого управления Центральной военной комиссии КНР был подготовлен окончательный проект закона, который в декабре 2019 г. был внесен в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСПН) для рассмотрения и принятия.

Окончательный текст закона, принятого в октябре 2020 г., отличается как от изначального проекта Министерства коммерции КНР (состоящего из 6 глав и 70 статей), так и от проекта, внесенного в ПК ВСНП (6 глав 48 статей). Закон КНР «Об экспортном контроле» состоит из 5 глав (общие положения; политика контроля, перечни контроля и меры контроля; контроль и надзор; юридическая ответственность; дополнительные положения), разделенных на 49 статей. В частности, в окончательном тексте закона появилось правило, по которому КНР вправе вводить ответные меры в случае «злоупотребления мерами экспортного контроля» другими государствами и территориями (ст. 48 закона).

Контролируемые товары и технологии

Закон КНР «Об экспортном контроле» будет применяться при экспорте товаров двойного назначения, вооружений, а также других товаров, технологий, услуг и других предметов, при экспорте которых необходимо ввести контроль по соображениям государственной безопасности, для защиты интересов КНР и в целях выполнения КНР международных обязательств (в том числе – нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки). Подробные перечни контролируемых товаров, технологий и услуг в соответствии со ст. 9 закона будут составляться органами, в компетенции которых находится осуществление экспортного контроля.

В настоящее время в КНР уже существует и применяется несколько перечней контролируемых товаров и технологий:

  • перечни товаров, экспорт которых запрещен (несколько нормативных правовых актов, опубликованных Министерством коммерции КНР и Главным таможенным управлением КНР в 2003-2008 гг.);
  • «Перечень технологий, экспорт которых запрещен или ограничен» (принят Министерством коммерции КНР и Министерством науки и техники КНР);
  • «Перечень предметов и технологий двойного назначения, подлежащих лицензированию при экспорте и импорте» (Уведомление Министерства коммерции КНР и Главного таможенного управления КНР № 68-2019) и «Перечень биологических предметов двойного значения и сопутствующего оборудования и технологий» (опубликован в 2002 г. вместе с Положением «Об экспортном контроле биологических предметов двойного назначения и сопутствующего оборудования и технологий»);
  • «Перечень военных предметов, подлежащих экспортному контролю» (опубликован в 2002 г. Комиссией оборонной науки, техники и оборонной промышленности и Отделом подготовки войск и снабжения Народно-Освободительной Армии Китая) и «Перечень контролируемых при экспорте управляемых ракет и сопутствующих предметов и технологий» (опубликован в 2002 г. вместе с Положением «Об экспортном контроле управляемых ракет и сопутствующих предметов и технологий»);
  • «Перечень ядерных материалов, подлежащих экспортному контролю» (опубликован в 1997 г. вместе с Положением «Об экспортном контроле ядерных материалов) и «Перечень контролируемых при экспорте ядерных материалов двойного назначения и сопутствующих технологий» (Уведомление Министерства коммерции КНР и Агентства по атомной энергии Китая № 85-2017);
  • перечень товаров для применения Положения «О регулировании контролируемых химических товаров» и Положения «О регулировании химических прекурсоров».

В августе 2020 г. Министерство коммерции КНР внесло изменения в «Перечень технологий, экспорт которых запрещен или ограничен», в соответствии с которыми ограничения были введены на некоторые технологии в сфере программного обеспечения, телекоммуникаций и производства специального оборудования. После принятия Закона КНР «Об экспортном контроле» в КНР все существующие сейчас перечни контролируемых товаров и технологий могут быть пересмотрены.

Стоит обратить внимание и на то, что в целях экспортного контроля к контролируемым товарам и технологиям относятся технические материалы и другие данные, имеющие отношение к контролируемым предметам (ст. 2 Закона КНР «Об экспортном контроле»).

Органы экспортного контроля

В соответствии со ст. 5 Закона КНР «Об экспортном контроле» экспортный контроль будет в компетенции соответствующих органов Государственного совета КНР (центрального правительства) и Центральной военной комиссии Китая. Остальные органы Госсовета КНР обязаны выполнять работу в сфере экспортного контроля в соответствии с распределением полномочий. Новый закон не меняет существующее сейчас распределение полномочий в сфере экспортного контроля среди государственных органов.

Сейчас экспортный контроль находится в компетенции Министерства коммерции КНР, а также Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности (входит в состав Министерства промышленности и информатизации КНР) и Отдела развития и снаряжения Народно-Освободительной Армии Китая (входит в состав Центральной военной комиссии). Среди остальных ведомств следует выделить Главное таможенное управление КНР (как раньше, при таможенном оформлении грузов экспортеры будут обязаны предоставлять документы, необходимые для экспорта контролируемых товаров).

Государство будет осуществлять координацию деятельности всех госорганов, обеспечит обмен информацией для эффективной работы и обязуется публиковать руководства по экспортному контролю для содействия предпринимателям и совершенствовании системы внутреннего контроля на предприятиях-экспортерах. Кроме того, содействие в соблюдении правил экспортного контроля будут оказывать торговые палаты, отраслевые ассоциации и другие саморегулируемые организации предприятий-экспортеров.

Основная политика и оценка страновых рисков

В соответствии со ст. 8 Закона КНР «Об экспортном контроле» органы экспортного контроля обязаны разработать основные правила экспортного контроля, при этом важнейшие из них должны быть утверждены Госсоветом КНР или Государственным советом КНР совместно с Центральной военной комиссией КНР.

Кроме того, органы экспортного контроля вправе проводить оценку государств и территорий назначения экспорта контролируемых товаров, технологий и услуг и определять уровни риска, связанные с местом назначения. В зависимости от уровня риска, связанные с местом назначения, органы экспортного контроля вправе предпринимать различные меры контроля. С разрешения Госсовета КНР (или Госсовета КНР совместно с Центральной военной комиссией КНР) органы экспортного контроля вправе запрещать экспорт контролируемых товаров, технологий и услуг в определенные государства или территории либо определенным организациям и физическим лицам.

Способы экспортного контроля

В соответствии с Законом КНР «Об экспортном контроле» экспортный контроль в основном будет осуществляться путем: 1) определения контролируемых товаров, технологий и услуг и включения их в соответствующие перечни; 2) лицензирования экспорта контролируемых товаров, технологий и услуг; и 3) таможенного контроля при экспорте.

В соответствии со ст. 9 закона органы экспортного контроля будут разрабатывать и вносить изменения в перечни контролируемых товаров, технологий и услуг. Одновременно с этим органы экспортного контроля с разрешения Госсовета КНР (или Госсовета КНР совместно с Центральной военной комиссией КНР) вправе вводить временный контроль при экспорте товаров, технологий и услуг, которые были включены в перечни контролируемых. Срок временного контроля может составлять до 2 лет; по истечению срока на основе результатов может быть принято решение о прекращении временного контроля, продлении срока временного контроля или включения соответствующих товаров, технологий и (или) услуг в постоянные перечни контролируемых.

Для экспорта контролируемых товаров, технологий и услуг необходимо оформить лицензию. Закон КНР «Об экспортном контроле» предусматривает для всех предпринимателей-экспортеров обязанность обратиться за выдачей лицензии при экспорте товаров, технологий и услуг, на которые распространяется постоянный и временный экспортный контроль. Кроме того, в соответствии со ст. 12 закона экспортеры обязаны обращаться в органы экспортного контроля с заявлением о выдаче лицензии остальных товаров, технологий и услуг (которые не были включены в перечни контролируемых и не подлежат временному контролю), если их экспорт: а) создает риски для государственной безопасности КНР и интересов КНР; б) способствует созданию и производству оружия массового поражения и средств его доставки; и в) может быть использован в террористических целях. Если предприниматель не может самостоятельно оценить риски, то он может обратиться в органы экспортного контроля для консультаций.

При принятии решений о выдаче лицензий органы экспортного контроля будут учитывать следующие факторы: 1) необходимость обеспечения государственной безопасности и интересов КНР; 2) международные обязательства и внешние заверения КНР; 3) способ экспорта; 4) вид контролируемого предмета (товара, технологии, услуги); 5) место назначения экспорта; 6) конечный пользователь или конечная цель применения; 7) кредитоспособность китайской организации-экспортера; 8) другие факторы, предусмотренные положениями законов и административных правовых актов.

При таможенном оформлении грузов предприниматели обязаны предоставить лицензию на экспорт контролируемых товаров. Если лицензия не была предоставлена, то таможенный орган может предъявить подозрения в экспорте контролируемых товаров и обратиться в орган экспортного контроля с ходатайством о проведении экспертизы.

Перечень контролируемых лиц

В соответствии со ст. 18 Закона КНР «Об экспортном контроле» органы экспортного контроля создают перечень зарубежных импортеров и конечных пользователей, которые: а) нарушают требования закона, предъявляемые к конечным пользователям или цели применения контролируемых товаров, технологий и услуг; б) создают угрозу государственной безопасности и интересам КНР; в) используют контролируемые товары, технологии и услуги в террористических целях. После включения иностранной организации или физического лица в перечень контролируемых лиц закон допускает введение запретов или ограничений на сделки с данными лицами, связанные с перемещением предметов контроля, приостановку экспорта и применение других необходимых мер.

После включения иностранных лиц в перечень контролируемые китайские экспортеры не вправе осуществлять любые сделки с данными лицами без специального разрешения от китайских органов экспортного контроля. Если основания для включения в перечень исчезли, иностранные организации и физические лица, ранее включенные в перечень контролируемых, могут в соответствии с законом обратиться с ходатайством об исключении из перечня.

Перечень контролируемых лиц, предусмотренный Законом КНР «Об экспортном контроле», будет существовать отдельно от «перечня ненадежных лиц», созданного Министерством коммерции КНР в сентябре 2020 г. Оба перечня предусматривают включение иностранных организаций и физических лиц, создающих угрозу государственной безопасности КНР, но по разным основаниям: если перечень контролируемых лиц предназначен для нарушителей экспортного контроля, то в перечень ненадежных лиц могут быть включены организации, которые наносят ущерб КНР и китайским предприятиям путем дискриминации в торговле и отказа от сделок с китайскими лицами в нарушение общих правил торговли. Последствия включения в перечни тоже различны: при попадании в перечень контролируемых лиц ограничения касаются только торговли в то время как к ненадежным лицам могут быть применены дополнительные меры (например, запрет на инвестиции, ограничения на въезд в КНР, аннулирование разрешений на работу для сотрудников и т.д.).

Обязанности китайских экспортеров и ответственность

В соответствии с Законом КНР «Об экспортном контроле» китайские экспортеры обязаны создавать систему внутреннего контроля для соблюдения закона, обращаться за выдачей лицензий на экспорт (при необходимости – получать специальное разрешение для сделок с контролируемыми иностранными лицами) и содействовать проведению проверок госорганами. Все китайские предприниматели не вправе оказывать содействие незаконному экспорту контролируемых товаров, технологий и услуг, в том числе – путем оказания услуг перевозки, пересылки, таможенного декларирования, финансовых услуг и услуг маркетплейсов для электронной коммерции.

В случае экспорта контролируемых товаров, технологий или услуг без необходимой лицензии экспортер может быть оштрафован: а) если сумма незаконного оборота товаров, технологий или услуг превысила 500 тыс. юаней жэньминьби (около 75 тыс. долларов США), то сумма штрафа может составлять от 5-кратного размера до 10-кратного размера от незаконного оборота; б) при отсутствии оборота или если сумма незаконного оборота не достигает 500 тыс. юаней жэньминьби – сумма штрафа может составлять от 500 тыс. до 5 млн. юаней жэньминьби.

В случае содействия незаконному экспорту контролируемых товаров, технологий и услуг сумма штрафа может составлять: а) если сумма незаконного оборота превысила 100 тыс. юаней жэньминьби (около 15 тыс. долларов США), то сумма штрафа может составлять от 3-кратного размера до 5-кратного размера от незаконного оборота; б) при отсутствии оборота или если сумма незаконного оборота не достигает 100 тыс. юаней жэньминьби – сумма штрафа может составлять от 100 тыс. до 500 тыс. юаней жэньминьби.

При осуществлении сделок с иностранными лицами, включенными в перечень контролируемых, сумма штрафа может составлять: а) если сумма незаконного оборота превысила 500 тыс. юаней жэньминьби (около 75 тыс. долларов США), то сумма штрафа может составлять от 10-кратного размера до 20-кратного размера от незаконного оборота; б) при отсутствии оборота или если сумма незаконного оборота не достигает 500 тыс. юаней жэньминьби – сумма штрафа может составлять от 500 тыс. до 5 млн. юаней жэньминьби.

В течение 5 лет после применения административного наказания предприниматель может быть лишен права на получение лицензий на экспорт. Основные ответственные лица организации, привлеченной к административной ответственности, могут быть дисквалифицированы на срок до 5 лет (в случае привлечения к уголовной ответственности дисквалификация может быть пожизненной).

Экстерриториальность закона

В соответствии со ст. 44 Закона КНР «Об экспортном контроле» в случае нарушения правил экспортного контроля зарубежными организациями и физическими лицами, в результате чего создается вред государственной безопасности и интересам КНР или создаются препятствия для исполнения обязанностей КНР по нераспространению и других международных обязательств, данные зарубежные организации и физические лица могут быть привлечены к юридической ответственности. Следовательно, действие закона будет выходить за границы КНР, поэтому при нарушении правил экспортного контроля (например, при перепродаже конечным пользователем контролируемых товаров и технологий третьим лицам за рубежом) КНР оставляет за собой возможность предпринять меры воздействия и привлечь нарушителей закона к ответственности.
Закон не уточняет, к какой именно ответственности (административной или уголовной) могут быть привлечены иностранные лица и как будет происходить привлечение к ответственности. Возможно, в будущем эта неясность будет устранена принятием подзаконного акта.

Обжалование решений о применении административных наказаний

Решения о применении административных наказаний за нарушения в сфере экспортного контроля могут принимать органы экспортного контроля и таможенные органы. В случае несогласия с решением допускается обращение в вышестоящие органы с заявлением об административном пересмотре решения (обжаловании в административном порядке в соответствии с Законом КНР «Об административном пересмотре»). Решение, принятое по результатам административного пересмотра, является окончательным и не может быть обжаловано в суде.

Заключение

Закон КНР «Об экспортном контроле» вступает в силу с 1 декабря 2020 г. В связи с появлением нового закона всем китайским организациям, которые занимаются экспортом из КНР товаров и технологий и оказанием услуг, попадающих под экспортный контроль, необходимо: а) создать систему внутреннего контроля (комплайенса) для соблюдения требований закона; и б) отслеживать изменения в законодательстве, которые могут произойти в ближайшее время для приведения уже существующих нормативных правовых актов в соответствие с новым законом. Всем иностранным импортерам необходимо оценить влияние Закона КНР «Об экспортном контроле» на их деятельность и определить возможные проблемы, которые могут появиться в связи с вступлением его в силу (в частности – требования к документации и отчетности и отслеживанию и сертификации конечных пользователей).

Создание системы комплайенса в ближайшее время может быть осложнено из-за отсутствия в тексте закона детальной информации по некоторым существенным вопросам (например, отсутствие определения «технических материалов и данных», правил информирования госорганов в случае возможного изменения конечного пользователя или заявленной цели, условий выдачи генеральной лицензии при наличии «полноценной системы внутреннего контроля» и т.д.). Детальные правила должны появиться позже в подзаконных актах, которые Госсовет КНР и его министерства и ведомства могут принять на основании Закона КНР «Об экспортном контроле».

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии