Новый закон о государственной безопасности для Гонконга

30 июня 2020 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял Закон КНР «Об обеспечении государственной безопасности в САР Гонконг», вступивший в силу в тот же день. Новый закон предусматривает создание в Гонконге специальных органов государственной власти, вводит несколько новых преступлений и определяет наказания за их совершение, меняет правила уголовного судопроизводства в Гонконге.

Специальные органы государственной власти

В соответствии с Законом КНР «Об обеспечении государственной безопасности в САР Гонконг» на территории Гонконга будет создано несколько новых органов государственной власти в целях защиты государственной безопасности КНР:

  • Комиссия по обеспечению государственной безопасности: при правительстве САР Гонконг создается специальная комиссия под руководством Исполнительного секретаря САР Гонконг (руководитель города) с участием представителей департаментов правительства (включая управление полиции, таможенное управление и управление иммиграционного контроля). Комиссия будет оценивать состояние по защите государственной безопасности в Гонконге, предлагать изменения в законодательстве и координировать работу по обеспечению государственной безопасности в регионе. При комиссии будет создана должность советника по вопросам госбезопасности, направляемого центральным правительством КНР для подготовки рекомендаций по выполнению работы в сфере госбезопасности.
  • Управление по обеспечению государственной безопасности в САР Гонконг: правительство КНР создает в Гонконге специальное управление, которое будет напрямую подчинено центральным властям. Данное управление будет заниматься анализом состояния государственной безопасности, содействовать всем гонконгским органам власти в выполнении работы, а также согласовывать назначение основных ответственных лиц в Гонконге. Данное управление фактически может стать представительством Министерства государственной безопасности КНР в САР Гонконг.
  • В составе полиции создается специальный департамент по обеспечению госбезопасности, который может принимать на работу сотрудников из материкового Китая. Основная функция департамента: правоохранительная работа в сфере госбезопасности (в том числе – расследование преступлений против государственной безопасности в САР Гонконг). Руководитель данного департамента назначается Исполнительным секретарем САР Гонконг по согласованию с Управлением по обеспечению государственной безопасности в САР Гонконг.
  • В составе Департамента юстиции САР Гонконг создается специальный отдел по уголовному преследованию при рассмотрении уголовных дел о преступлениях против государственной безопасности. Основная функция нового отдела: представление обвинения при рассмотрении уголовных дел, связанных с государственной безопасностью. Руководитель данного отдела назначается Исполнительным секретарем САР Гонконг по согласованию с Управлением по обеспечению государственной безопасности в САР Гонконг.

Кроме того, Закон КНР «Об обеспечении государственной безопасности в САР Гонконг» предусматривает создание специального реестра судей, которые будут заниматься рассмотрением уголовных дел о преступлениях против государственной безопасности. Специальный перечень будет включать судей на всех уровнях судебной системы Гонконга (магистратские суды, Окружной суд, Высокий суд, Суд последней инстанции) и будет определяться Исполнительным секретарем САР Гонконг по согласованию с Комиссией по обеспечению государственной безопасности.

Преступления против государственной безопасности

В соответствии с Законом КНР «Об обеспечении государственной безопасности в САР Гонконг» в Гонконге вводится уголовная ответственность за совершение нескольких новых преступлений, включая сепаратизм, подрыв государственной власти, террористическая деятельность, сговор с иностранными государствами для совершения преступлений против государственной безопасности.

  • Сепаратизм: в соответствии с законом к сепаратизму относится организация, планирование, исполнение или участие любого лица в действиях, направленных на: а) отделение Гонконга или любой другой части страны от КНР; б) незаконное изменение правового положения САР Гонконг или любой другой части КНР; в) передачу Гонконга или любой другой части КНР под контроль иностранного государства. Данные действия являются преступлением вне зависимости от того, совершены ли они с использованием оружия, угрозой применения оружия или нет.

Уголовная ответственность за сепаратизм: а) организаторы и лица, совершившие преступление с отягчающими обстоятельствами – пожизненное заключение или лишение свободы на срок от 10 лет; б) активные участники – лишение свободы на срок от 3 до 10 лет; в) остальные соучастники – лишение свободы на срок до 3 лет, арест или надзор. Пособничество и содействие в совершении преступления наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (при наличии смягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором).

  • Подрыв государственной власти: в соответствии с законом к подрыву государственной власти относится организация, планирование, исполнение или участие любых лиц в действия, направленных на: а) свержение или причинение вреда основам государственного строя КНР; б) свержение центральных органов власти КНР или органов власти САР Гонконг; в) существенное вмешательство в выполнение законных полномочий центральными органами власти КНР или органами власти САР Гонконг; г) нападение на места расположения органов власти САР Гонконг и причинение вреда данным местам, приводящее к невозможности исполнения данными органами своих полномочий.

Уголовная ответственность за подрыв государственной власти: а) организаторы и лица, совершившие преступление с отягчающими обстоятельствами – пожизненное заключение или лишение свободы на срок от 10 лет; б) активные участники – лишение свободы на срок от 3 до 10 лет; в) остальные соучастники – лишение свободы на срок до 3 лет, арест или надзор. Пособничество и содействие в совершении преступления наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (при наличии смягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором).

  • Террористическая деятельность: к террористической деятельности относится организация, планирование, исполнение или участие любым лицом в одном из следующих действий, а также угроза реализации или планирование таких действий в целях принуждения правительства КНР, правительства САР Гонконг, международных организаций или запугивания общественности для реализации определенных политических требований: а) совершение насильственных преступлений в отношении отдельных лиц; б) подрыв, поджог объектов, распространение токсичных, радиоактивных, болезнетворных и других веществ; в) причинение вреда транспортной инфраструктуре и средствам общественного транспорта, оборудованию для подачи электроэнергии, газа и другому огнеопасному оборудованию; г) вмешательство или нарушение систем электронного контроля водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, транспорта, телекоммуникаций, интернета и других коммунальных услуг; д) существенное причинение вреда здоровью или безопасности населения другим общеопасным способом.

Уголовная ответственность за совершение террористических актов: а) терроризм с причинением тяжкого вреда здоровью, смерти, существенного вреда имуществу – пожизненное заключение или лишение свободы на срок от 10 лет; б) терроризм без отягчающих обстоятельств – лишение свободы на срок от 3 до 10 лет. Организация или руководство террористической деятельностью наказывается пожизненным заключением или лишением свободы на срок от 10 лет, а также конфискацией имущества на определенную сумму; активное участие в террористической организации: лишение свободы на срок от 3 до 10 лет, а также штраф; иное участие в террористической организации: лишение свободы на срок до 3 лет, арест, надзор и (или) штраф. Содействие в террористической деятельности: при наличии отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, а также штрафом или конфискацией имущества на определенную сумму; при отсутствии отягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором, а также штрафом. Пропаганда терроризма: при наличии отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, а также штрафом или конфискацией имущества на определенную сумму; при отсутствии отягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором, а также штрафом.

  • Сговор с иностранными государствами или иностранными силами для совершения преступлений против государственной безопасности: в соответствии с новым законом преступлением является: а) предоставление иностранным органам власти, организациям или физическим лицам государственной тайны и других сведений, затрагивающих государственную безопасность; б) сговор с иностранными органами власти, организациями или физическими лицами; в) прямое или косвенное получение указаний, материальной помощи или поддержки в иной форме, если данные действия совершаются в целях развязывания войны с КНР, причинения вреда суверенитету, единству и территориальной целостности КНР, существенного вмешательства в принятие и применение законодательства в САР Гонконг или КНР, манипуляции выборов и другого нарушения избирательского процесса в САР Гонконг, применения санкций, блокады и других враждебных действий в отношении САР Гонконг или КНР, провоцирования ненависти к правительству САР Гонконг и правительству КНР среди постоянных жителей САР Гонконг.

Уголовная ответственность за сговор с иностранными государствами: лишение свободы на срок от 3 до 10 лет; при наличии отягчающих обстоятельств – пожизненное заключение или лишение свободы на срок от 10 лет. Иностранные организации, участвующие в сговоре, в соответствии с законом тоже должны быть привлечены к ответственности.

Территориальные пределы действия закона

В соответствии с Законом КНР «Об обеспечении государственной безопасности в САР Гонконг» к уголовной ответственности за совершение преступлений могут быть привлечены любые лица, которые совершают преступления против государственной безопасности на территории САР Гонконга, а также на водных и воздушных судах, зарегистрированных в САР Гонконг. Преступление считается совершенным на территории Гонконга, если: а) на территории Гонконга совершено преступное деяние; или б) на территории Гонконга возникли последствия совершенного деяния.

Уголовная ответственность организаций

В соответствии с Законом КНР «Об обеспечении государственной безопасности в САР Гонконг» к уголовной ответственности за совершение преступлений могут быть привлечены любые лица, которые совершают преступления против государственной безопасности на территории САР Гонконга, а также на водных и воздушных судах, зарегистрированных в САР Гонконг. Преступление считается совершенным на территории Гонконга, если: а) на территории Гонконга совершено преступное деяние; или б) на территории Гонконга возникли последствия совершенного деяния.

Уголовная ответственность иностранных граждан

В случае совершения преступления против государственной безопасности организацией любые иностранные граждане, которые не имеют статуса постоянного резидента САР Гонконг, могут быть выдворены за пределы Гонконга. Выдворение может применяться в качестве основного наказания (вместо лишения свободы) или дополнительного наказания (после отбытия срока лишения свободы или ареста).

Кроме того, закон допускается выдворение иностранных граждан за совершение правонарушений, связанных с государственной безопасностью, если по каким-либо причинам уголовное преследование не будет осуществляться (например, если Департамент юстиции САР Гонконг отказывается от уголовного преследования иностранца в связи с незначительностью деяния).

Подсудность уголовных дел о преступлениях против государственной безопасности

Разбирательство по преступлениям против государственной безопасности по общему правилу должно проводиться в гонконгских судах. Вместе с тем, закон допускает передачу дел на рассмотрение в КНР в случае: а) сложных обстоятельств в деле, связанных с вмешательством иностранных или зарубежных сил и делающих невозможным рассмотрение дела в Гонконге; б) возникновения обстоятельств, при которых САР Гонконг не может эффективно применять закон; или в) возникновения обстоятельств, при которых государственная безопасность сталкивается с существенной и реальной угрозой.

При рассмотрении уголовного дела в гонконгском суде: а) расследование преступлений осуществляется специальным департаментом полиции по обеспечению госбезопасности; б) обвинение представляет специальный отдел Департамента юстиции; в) уголовное дело рассматривается гонконгским судом в соответствии с местными правилами уголовного процесса (с учетом изменений, введенных законом об обеспечении государственной безопасности). При рассмотрении уголовного дела в КНР: а) расследование преступлений осуществляется Управлением по обеспечению государственной безопасности в САР Гонконг; б) обвинение представляет орган прокуратуры, выбранный Верховной народного прокуратурой КНР; в) уголовное дело рассматривается китайским судом, выбранным Верховным народным судом КНР, в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса КНР.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о