Подписано 10-е дополнительное соглашение к СТЭП между КНР и Гонконгом

29 августа 2013 г. КНР и Гонконг заключили десятое дополнительное соглашение к Соглашению о тесном экономическом партнерстве (общая информация о соглашении). Новое дополнительное соглашение вступает в силу с 1 января 2014 г. и предусматривает дальнейшее открытие рынка услуг КНР для гонконгских поставщиков услуг.

Соглашение о тесном экономическом партнерстве (СТЭП) подписано в 2003 г. и направлено на постепенную либерализацию торговли товарами и услугами между КНР и Гонконгом, ликвидацию барьеров для инвестиций, взаимное признание квалификаций. Конкретные обязательства, принимаемые сторонами, установлены приложениями к СТЭП, а также дополнительными соглашениями, заключенными после вступления СТЭП в силу. Предыдущее (девятое) дополнительное соглашение было заключено в прошлом году.

Новые меры затрагивают оказание услуг в 28 различных видах деятельности, включая юридические услуги, услуги в сфере информационных технологий, маркетинговые исследования, технические испытания, типографические услуги, организацию выставок, перевод, телекоммуникационные услуги, банковские услуги, медицинские услуги, услуги в сфере туризма, перевозки морским, воздушным и автомобильным транспортном, агентирование перевозок, услуги патентных поверенных и др. Подробный перечень мер, которые правительство Китая обязуется предпринять, содержится в отдельном приложении к соглашению.

Десятое дополнительное соглашение вводит понятие контрактного поставщика услуг, которым является физическое лицо, имеющее статус постоянного жителя САР Гонконг и оказывающее услуги временного характера на территории КНР по договору об оказании услуг, заключенному работодателем с китайским получателем услуг. Работодателем контрактного поставщика услуг может быть гонконгская организация, имеющая статус поставщика услуг в соответствии с приложением № 5 к СТЭП и не имеющая коммерческого предприятия на территории КНР. Вознаграждение контрактного поставщика услуг во время нахождения на территории КНР уплачивается его работодателем. Контрактный поставщик услуг должен иметь необходимую для оказания профессиональных услуг квалификацию и не вести на территории КНР деятельности, не связанной с оказанием услуг по договору.

Контрактные поставщики услуг в соответствии с десятым дополнительным соглашением могут на основании договора об оказании услуг, заключенного гонконгской компанией, оказывать на территории КНР услуги по установке программного обеспечения, агентские услуги в сфере недвижимости, проектирования, проведения технических испытаний и анализа, проверки грузов перед отправкой, фотографии, услуги организации проведения выставок и конференций, услуги перевода на иностранные языки и др.

В сфере финансовых услуг КНР обязуется поддерживать гонконгских поставщиков страховых услуг в ведении деятельности по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Кроме того, КНР и Гонконг будут заниматься вопросом взаимного признания финансовых продуктов китайских и гонконгских инвестиционных фондов.

Гонконгские поставщики услуг, занимающиеся проведением маркетинговых исследований, получают право на создание совместных кооперационных предприятий в КНР для проведения маркетинговых исследований в Китае. Для других иностранных инвесторов этот вид деятельности пока запрещен в соответствии с «Перечнем отраслей для размещения иностранных инвестиций».

Гонконгские типографии получают возможность создавать совместные кооперационные предприятия, занимающиеся печатью книг и других изданий, но при условии что у китайской стороны сохраняется эффективный контроль над совместным предприятием.

В сфере юридических услуг КНР разрешит заключение между гонконгскими и китайскими юридическими фирмами соглашений, по которым адвокаты юридических фирм в провинции Гуандун могут направляться для работы в качестве специалистов по законодательству КНР в представительства гонконгских юридических фирм, созданных в провинции Гуандун.

В сфере телекоммуникационных услуг гонконгские поставщики услуг получают право создавать в провинции Гуандун совместные предприятия, занимающиеся обработкой данных и транзакций онлайн (в том числе – облачные вычисления).

В соответствии с десятым дополнительным соглашением разрешается в КНР прокат кинофильмов на диалектах китайского языка, созданных совместно гонконгскими и китайскими кинопроизводителями. Условиями являются получение разрешения от Министерства культуры КНР и наличие субтитров на путунхуа (стандартном китайском языке). Также разрешается прокат гонконгской кинопродукции на диалектах китайского языка, созданной без участия китайских киностудий, если исключительным дистрибутором кинофильма является китайская государственная компания Film Import and Export Corporation.

Десятое дополнительное соглашение продолжает политику, направленную на снижение барьеров для гонконгских компаний, занимающихся оказанием услуг на территории КНР. Это создает преимущества для использования гонконгских компаний при вхождении на китайский рынок по сравнению с другими иностранными предприятиями.

Иностранные инвесторы могут воспользоваться преимуществами СТЭП, если они будут работать с Китаем через гонконгскую компанию. Но стоит напомнить: не все гонконгские компании могут получить статус поставщика услуг, необходимый для оказания услуг в Китае. Если компания может рассчитывать на этот статус, необходимо также узнать, какие именно преференции в рамках СТЭП она может получить. Точная и подробная информация о них является необходимой для принятия правильного решения.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии