2 мая 2013 г. Верховный народный КНР и Верховная народная прокуратура КНР опубликовали Разъяснение «О некоторых вопросах применения законодательства при производстве по уголовным делам о нарушении безопасности продуктов питания» (№ 12-2012).
Преступления против безопасности продуктов питания предусмотрены статьями 143 и 144 УК КНР. Последний раз изменения в данные статьи были внесены в феврале 2011 г. (изменения вступили в силу с 1 мая 2011 г.).
В соответствии со статьей 143 УК КНР производство и (или) реализация продуктов питания, не отвечающих стандартам качества и способных привести к серьезным происшествиям, связанным с отравлением продуктами питания, или другим заболеваниям, связанным с употреблением данных продуктов питания в пищу, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом, а также штрафом; те же деяния, повлекшие причинение значительного вреда здоровью или при других отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, а также штрафом; те же деяния, повлекшие особо тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 7 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества.
В соответствии со статьей 144 УК КНР подмешивание в производимую и (или) реализуемую продукцию токсичных, вредных несъедобных веществ или реализация продуктов питания, если продавцу заведомо известно о факте содержания в данных продуктах питания токсичных, вредных несъедобных веществ, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет, а также штрафом; те же деяние, повлекшие причинение значительного вреда здоровью или при других отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, а также штрафом; те же деяния, повлекшие смерть или другие особо тяжкие последствия, наказываются в соответствии со статьей 141 УК КНР (лишение свободы на срок от 10 лет, бессрочное лишение свободы или смертная казнь, а также штраф или конфискация имущества).
Первая статья разъяснения посвящена тому, что считать продуктами питания, «способными привести к серьезным происшествиям, связанным с отравлением продуктами питания, или другим заболеваниям, связанным с употреблением данных продуктов питания в пищу» (статья 143 УК КНР). Во-первых, это продукты питания, в которых содержание болезнетворных микроорганизмов, остаточных пестицидов и ветеринарных препаратов, тяжелых металлов, загрязняющих веществ и других вредных для человека веществ превышает максимально допустимых уровень, установленный стандартами качества.
Во-вторых, это мясо животных, птицы, аквакультуры (водные культуры), погибшие в результате заболевания или по неустановленной причине, не прошедшие карантинный контроль, а также изготовленные из них продукты. Производство продуктов питания с использованием мяса животных, погибших в результате опасных болезней, — серьезная проблема в Китае.
В-третьих, это продукты питания, производство и (или) реализация которых явным образом запрещена государством в целях борьбы с эпидемиями (болезнями) или по другой необходимости. И, наконец, это детское питание, состав которого не отвечает стандартам качества.
Значительным вредом здоровью (статьи 143 и 144 УК КНР) в соответствии с Разъяснением признается 1) причинение пострадавшему или пострадавшим вреда здоровью не ниже легкого; 2) доведение пострадавшего лица до инвалидности легкой или средней степени; 3) обычное или значительное нарушение функций жизненно важных органов пострадавшего; 4) пищевое отравление или другое заболевание, вызванное употреблением продуктов питания, у не менее чем 10 человек; 5) другие случаи причинения значительного вреда здоровью.
Другими отягчающими обстоятельствами в статье 143 УК КНР являются:
- производство и (или) реализация некачественных продуктов питания на сумму не менее чем 200 000 юаней жэньминьби (около 1 млн. рублей);
- производство и (или) реализация некачественных продуктов питания на сумму от 100 000 до 200 000 юаней жэньминьби, если данные продукты питания произведены и (или) реализованы в сравнительно большом количестве или в случае достаточно долгого срока производства и (или) реализации данных продуктов питания;
- производство и (или) реализация некачественного детского питания на сумму от 100 000 до 200 000 юаней жэньминьби;
- производство и (или) реализация некачественных продуктов питания на сумму от 100 000 до 2000 юаней жэньминьби, если виновное лицо в течение предшествующего года привлекалось к административной ответственности за нарушение безопасности продуктов питания или ранее привлекалось к уголовной ответственности за данное преступление;
- другие отягчающие обстоятельства.
Другими отягчающими обстоятельствами в статье 144 УК КНР являются:
- производство и (или) реализация некачественных продуктов питания на сумму от 200 000 до 500 000 юаней жэньминьби (приблизительно от 1 до 2,5 млн. рублей);
- производство и (или) реализация некачественных продуктов питания на сумму от 100 000 до 200 000 юаней жэньминьби, если данные продукты питания произведены и (или) реализованы в сравнительно большом количестве или в случае достаточно долгого срока производства и (или) реализации данных продуктов питания;
- производство и (или) реализация некачественного детского питания на сумму от 100 000 до 200 000 юаней жэньминьби;
- производство и (или) реализация некачественных продуктов питания на сумму от 100 000 до 2000 юаней жэньминьби, если виновное лицо в течение предшествующего года привлекалось к административной ответственности за нарушение безопасности продуктов питания или ранее привлекалось к уголовной ответственности за данное преступление;
- высокое содержание или высокая токсичность токсичных, вредных несъедобных веществ в продуктах питания;
- другие отягчающие обстоятельства.
Особо тяжкими последствиями, указанными в статье 143 УК КНР, являются: 1) смерть пострадавшего или его инвалидность тяжелой степени; 2) тяжкий вред здоровью, инвалидность средней степени или значительное нарушение функций жизненно важных органов у не менее чем трех пострадавших; 3) легкий вред здоровью не менее чем 10 пострадавших, инвалидность легкой степени или обычное нарушение функций жизненно важных органов у не менее чем пяти пострадавших; 4) пищевое отравление или другое заболевание, вызванное употреблением продуктов питания, у не менее чем 30 человек; 4) другие особо тяжкие последствия. Особо тяжкими последствиями, указанными в статье 144 УК КНР, являются особо тяжкие последствия, предусмотренные для применения статьи 143 УК КНР, а также производство и (или) реализация продуктов питания, содержащих токсичные и вредные вещества, на сумму от 500 000 юаней жэньминьби (приблизительно 2,5 млн. рублей).
Соучастием в совершении преступления является одно из следующих действий, если совершившее их лицо заведомо знало о производство и (или) реализации продуктов питания, не отвечающих стандартам качества, вредных и (или) токсичных продуктов питания:
- предоставление денежных средств, разрешительных документов (лицензий), банковского счета, специальных счетов (инвойсов);
- предоставление места для производства и (или) реализации продуктов питания, создание условий для перевозки, хранения, пересылки или реализации товаров при помощи систем электронной коммерции;
- предоставление оборудования и (или) материалов для производства продуктов питания;
- распространение рекламы.
Рекламодатели и организации в сфере рекламы, занимающиеся распространением заведомо ложной рекламы продуктов питания, при наличии отягчающих обстоятельств привлекаются к ответственности за заведомо ложную рекламу в соответствии со статьей 222 УК КНР.
В соответствии с Разъяснением сумма уголовного штрафа за производство и (или) реализацию продуктов питания, не отвечающих стандартам качества и способных привести к серьезным происшествиям, связанным с отравлением продуктами питания, или другим заболеваниям, связанным с употреблением данных продуктов питания в пищу, по общему правилу должна быть двукратной стоимости произведенных и (или) реализованных продуктов питания.
Разъяснение «О некоторых вопросах применения законодательства при производстве по уголовным делам о нарушении безопасности продуктов питания» (№ 12-2012) применяется с 4 мая 2013 г.
Похожие записи:
- Перечень действующих законов КНР 2022 Сейчас в КНР действует 294 закона (на три больше, чем в декабре 2021 г.). Перечень действующих в КНР законов (по…
- Новая структура Государственного совета КНР 20 марта 2023 г. Государственный совет КНР опубликовал уведомление о новой организационной структуре (Уведомление № 5–2023) и создании…
- Закон КНР «О внешних связях»: краткий обзор 28 июня 2023 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял Закон КНР «О внешних…
- План законодательной работы ПК ВСНП в 2023 г. В конце мая 2023 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) опубликовал обновленный план законодательной…
- Основные сервисы для проверки контрагентов в Китае Проверка контрагентов позволяет сократить риски при заключении договоров с новыми поставщиками и клиентами и убедиться, что компания сотрудничает…