Подача жалобы на действия налогового органа

Если налогоплательщик считает, что его права или законные интересы были нарушены налоговым органом (его сотрудниками) в процессе оказания налоговых услуг, налогоплательщик может подать жалобу (投诉). Правила подачи и рассмотрения жалоб определены Правилами администрирования жалоб на оказание налоговых услуг (Уведомление Главного государственного налогового управления № 11-2010).

Предмет жалобы

Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов налогоплательщика (или налогового агента; далее совместно — налогоплательщика) только при оказании налоговых услуг, что включает нарушение правил предоставления информации о налоговом законодательстве, консультировании по вопросам налогообложения, выполнения налоговых процедур, охраны прав и законных интересов налогоплательщиков.

Во-первых, каждый налогоплательщик имеет право на получение от налогового органа информации о налоговом законодательстве, включая: действующие законы и другие нормативные правовые акты по вопросам налогообложения; информации о сроках и способах прохождения налоговых процедур, пошаговых действиях налогоплательщика при прохождении налоговых процедур и необходимых документах и материалах; основаниях вменения дохода в целях налогообложения; методиках расчета налогов; способах и условиях получения правовой помощи при возникновении споров с налоговыми органами.

Поэтому жалоба на нарушение правил предоставления информации о налоговом законодательстве может быть подана при несвоевременном, неполном или неточном информировании налогоплательщика по любому из вышеуказанных вопросов. Нарушением правил может быть:

  • Нарушение правил о публикации информации соответствующим налоговым органом. Из Закона КНР «Об управлении сбором налогов» и Положения «О раскрытии правительственной информации» следует, что налоговые органы обязаны публиковать принятые ими нормативные правовые акты. Если налоговый орган не опубликовал принятый нормативный правовой акт или не предпринял другие действия, необходимые для доведения информации до сведения налогоплательщиков в установленный срок и в надлежащей форме, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на действия (бездействия) налогового органа.
  • Невыполнение обязанности по доведению информации до сведения налогоплательщиков на подведомственной территории. Налоговый орган обязан доводить до сведения налогоплательщиков, находящихся на подведомственной ему территорию, информацию о новых налоговых нормативных правовых актах. В случае невыполнения этой обязанности налогоплательщик может обратиться с жалобой.
  • Недостоверность предоставляемой информации. Основанием жалобы может быть предоставление налоговым органом недостоверной информации или разъяснения по вопросам налогоплательщика, не основанного на действующем законодательстве и содержащего ошибки.

Второе право налогоплательщика — право на получение от налогового органа консультаций по вопросам налогообложения, которому корреспондирует обязанность налогового органа предоставлять консультации налогоплательщикам (статья 7 Закона КНР «Об управлении сбором налогов»). Нарушением права налогоплательщика на получение консультаций является:

  • Пропуск срока ответа на запрос налогоплательщика. Если налоговый орган не направляет ответ на запрос налогоплательщика о получении консультации по вопросам налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой.
  • Недостоверность информации. Жалоба может быть подана в случае если ответ налогового органа на запрос налогоплательщика содержит недостоверную информацию.
  • Уклонение от ответа. Налоговый орган обязан дать ответ на вопрос о налогообложении, с которым обратился налогоплательщик. Если налоговый орган уклоняется от ответа на вопрос, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой.
  • Невыполнение обязанностей сотрудником налогового органа, принимающим запросы налогоплательщиком на получение консультаций по вопросам налогообложения. В соответствии с правилами сотрудник налогового органа, осуществляющий прием запросов налогоплательщиков, обязан дать ответ на запрос или перенаправить запрос компетентному сотруднику. Жалоба может быть подана, если сотрудник налогового органа, принимающий запросы, не выполняет свои обязанности.

Нарушения при выполнении налоговых процедур:

  • Невыполнение обязанности по уведомлению налогоплательщика. При обращении налогоплательщика с заявлением о получении административной лицензии (разрешения), выдача которой осуществляется налоговыми органами, налоговый орган в соответствии с Законом КНР «Об административном лицензировании» обязан сообщить налогоплательщику о необходимости внести изменения в документы и материалы (предоставить дополнительные документы и материалы), если представленные документы не отвечают установленной законом форме или неполны. Жалоба может быть подана, если налоговый орган принимает решение об отказе в рассмотрении заявления или отказе в удовлетворении заявления без сообщения о внесении изменений или предоставления дополнительных документов и материалов.
  • Пропуск срока. Жалоба может быть подана, если налоговый орган не выполняет какую-либо налоговую процедуру в установленный срок.
  • Невыдача документов, подтверждающих уплату налогов. Налоговый орган обязан выдавать документы, подтверждающие уплату налогов. В случае невыдачи документов налогоплательщик может обратиться с жалобой.
  • Некультурное поведение сотрудников налоговых органов. Жалоба может быть подана, если речь сотрудников или их отношение к работе не отвечает социальным нормам.

Нарушения других прав и законных интересов налогоплательщиков:

  • Требование предоставить документы и материалы повторно. Жалоба может быть подана, если налоговый орган требует от налогоплательщика предоставить документы и материалы, ранее предоставленные налогоплательщиком.
  • Превышение количества налоговых проверок или оценки уровня налоговой кредитоспособности. Налогоплательщик может обратиться с жалобой, если налоговый орган в течение одного налогового года проводить налоговую проверку налогоплательщика более двух раз или изменение оценки уровня налоговой кредитоспособности более одного раза.
  • Отказ от проведения слушаний. Налогоплательщик может потребовать проведения слушаний в процессе принятия налоговым органом решения о применении к налогоплательщику административного наказания. В случае отказа налогового органа провести слушания налогоплательщик вправе обратиться с жалобой.
  • Нарушение правил удержания и ареста имущества налогоплательщика. Жалоба может быть подана, если налоговый орган не выдает опись имущества при удержании или аресте или не возвращает имущество в установленный срок после прекращения основания для удержания или ареста имущества.
  • Ненадлежащее обслуживание ККТ или программного обеспечения. Если налоговый орган определяет виды контрольно-кассовой техники или программного обеспечения, рекомендуемые для налогоплательщиков, то в случае ненадлежащего гарантийного обслуживания ККТ или поддержки программного обеспечения налогоплательщик вправе обратиться с жалобой.
  • Остальные нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Жалоба не может быть принята к рассмотрению, если по тому же основанию орган административного пересмотра или народный суд приняли к рассмотрению заявление об административном обжаловании действий налогового органа в порядке административного пересмотра или исковое заявление соответственно (за исключением подачи жалоб на поведение сотрудников налогового органа).

Обращение с жалобой

Жалоба может быть подана на действия (бездействия) налогового органа или его сотрудника. В первом случае жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Если предметом жалобы являются действия двух или нескольких налоговых органов, жалоба подается в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению ко всем налоговым органом, на действия (бездействия) которых подается жалоба.

Если предметом жалобы являются действия (бездействия) отдельного сотрудника, жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган или налоговый орган, в котором работает данный сотрудник.

Жалоба подается в письменной или устной форме. При подаче жалобы в письменном виде налогоплательщик обязан указать свое имя и фамилию (или наименование организации), адрес, контактную информацию, налоговый орган (имя, фамилию и место работы сотрудника), на действия или бездействия которого подается жалоба, предмет жалобы, сведения и основания жалобы. Жалоба скрепляется подписью и (или) печатью налогоплательщика.

При подаче жалобы в устной форме налогоплательщик устно сообщает всю вышеуказанную информацию. При подаче жалобы в устной форме сотрудник налогового органа, предупредив налогоплательщика, может вести аудиозапись. При возможности записанная со слов налогоплательщика жалоба скрепляется его подписью и (или) печатью.

Налоговый орган принимает к рассмотрению жалобу, если предметом жалобы является одно из действий (бездействий), предусмотренное Правилами администрирования жалоб на оказание налоговых услуг, налогоплательщик подает жалобу под своим настоящим именем, предоставляет все необходимые материалы. Налоговый орган также обязан принять к рассмотрению жалобу налогоплательщика, переданную на рассмотрение вышестоящим налоговым органом или органом местного народного правительства. В случае ясного изложения фактов, обоснованности, указания налогового органа (сотрудника), на действие или бездействие которого подается жалоба, и типичности содержания анонимной жалобы, допускается прием к рассмотрению анонимной жалобы.

Рассмотрение жалобы

Рассмотрение жалобы проводится не менее чем двумя сотрудниками налогового органа. Налогоплательщик вправе заявить отвод сотруднику, если он имеет заинтересованность в жалобе или имеет какую-либо связь с лицом, на действие или бездействие которого подана жалоба.

Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня приема жалобы к рассмотрению. При необходимости с разрешения руководителя налогового органа, проводящего рассмотрение жалобы, допускается продление этого срока, но не более чем на 15 рабочих дней.

Рассмотрение жалобы прекращается если:

  • отсутствует конкретная информация вследствие чего невозможности провести проверку обоснованности жалобы и отсутствия контактной информации, позволяющей связаться с заявителем и уточнить конкретные сведения;
  • при проверке установлено, что предмет жалобы не относится к действиям (бездействиям), на которые допускается подача жалобы;
  • налогоплательщик отзывает жалобу;
  • налоговый орган и налогоплательщик приходят к соглашению по предмету жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы принимается:

  • Решение об удовлетворении жалобы и издании предписания об устранении налоговым органом-ответчиком нарушений в установленный срок, а также проведении соответствующего разбирательства в отношении налогового органа-ответчика (исходя из предмета жалобы).
  • Решение об отказе в удовлетворении жалобы.

В случае удовлетворения жалобы ответчик обязан немедленно прекратить нарушение, а также принести извинения налогоплательщику. Если по результатам рассмотрения в жалобе отказано, то сотрудники налогового органа, который проводил рассмотрение жалобы, обязаны объяснить налогоплательщику причины отказа.

Подача жалобы не является новым способом защиты прав в КНР, но до 2010 г. порядок рассмотрения жалоб был непрозрачен и регулировался внутренними инструкциями налоговой службы. До настоящего времени статистика рассмотрения жалоб отсутствует, поэтому оценить роль обжалования действий налоговых органов среди остальных способов защиты прав налогоплательщика не представляется возможным. Вместе с тем, нельзя не признать, что со временем подача жалоб займет свое место, поскольку к ее предмету рассмотрения отнесены те действия (и что немаловажно – бездействия) налоговых органов, которые нельзя оспорить в порядке административного пересмотра или в суде.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии