Всесторонняя реформа ресурсного налога

9 мая 2016 г. Министерство финансов КНР и Главное государственное налоговое управление КНР (ГГНУ КНР) опубликовали совместное Уведомление «О всестороннем продвижении реформы ресурсного налога» (Уведомление № 53-2016), определяющее дальнейшие меры по реформированию добычи полезных ископаемых.

Основные принципы реформы: 1) ликвидация сборов и введение вместо них налога: ликвидация сборов, взимаемых при добыче отдельных видов полезных ископаемых и замена их ресурсным налогом; 2) разумность налоговой нагрузки: необходимо учитывать фактическое состояние и способность предприятий нести налоговое бремя, поэтому налоговая база и ставки ресурсного налога должны быть обоснованными и учитывать опыт реформы налогообложения при добыче угля; 3) делегирование полномочий: регионам необходимо предоставить необходимые полномочия по управлению сбором налога; 4) последовательность и постепенность: на основе опыта реформы по переходу от специфическим к адвалорным ставкам ресурсного налога н уголь, нефть и природный газ необходимо распространить реформу ресурсного налога на добычу остальных природных ископаемых. Кроме того, необходимо создавать условия для введения ресурсного налога на использование водных ресурсов, лесов, пастбищ, песчаных отмелей и других природных ресурсов.

Основное содержание реформы ресурсного налога:


[newsletter_lock]

1. Расширение сферы применения ресурсного налога. Для начала ресурсный налог планируется распространить на забор и использование водных ресурсов. На первом этапе эксперимент по введению ресурсного налога на использование водных ресурсов будет проведен в провинции Хэбэй, где с 1 июля 2016 г. вместо сбора за использование водных ресурсов будет введен ресурсный налог. Налог на использование водных ресурсов будет исчисляться по адвалорным ставкам и взиматься при заборе и использовании поверхностных и подземных вод. На основе эксперимент в провинции Хэбэй Министерство финансов КНР и ГГНУ КНР выберет другие регионы для введения ресурсного налога на использование водных ресурсов, при возникновении условий реформа будет распространена на всю страну.

Кроме того, государство планирует постепенно распространить ресурсный налог на остальные виды природных ресурсов, в частности, лесов, пастбищ, песчаных отмелей. В соответствии с Уведомлением № 53-2016 народные правительства провинций (автономных районов, городов центрального подчинения) обязаны обобщить фактическое положение и представить свои предложения по введению ресурсного налога на основе ситуации с использованием данных ресурсов на подведомственной территории. Предложения по введению налога будут применяться с разрешения Государственного совета КНР.

2. Переход от специфических к адвалорным ставкам ресурсного налога на добычу полезных ископаемых. В соответствии с Уведомлением № 53-2016 при добыче 21 вида полезных ископаемых необходимо перейти к исчислению налога по адвалорной ставке, зависящий от стоимости реализации. Ресурсный налог на остальные виды полезных ископаемых может исчисляться по смешанным ставкам (адвалорная ставка в качестве основной, специфическая ставка – в качестве дополнительной); способы исчисления должны определяться местными правительствами провинциальной ступени.

3. Ревизия всех сборов за добычу полезных ископаемых. С перехода к взиманию ресурсного налога по адвалорной ставке ставки всех дополнительных сборов за добычу полезных ископаемых признаются равными нулю, приостанавливается взимание сборов в компенсационные фонды и ликвидируются различного рода фонды и сборы за добычу полезных ископаемых. Местные управления финансов обязаны провести полную ревизию всех фондов и сборов, имеющих отношение к добыче полезных ископаемых. Все сборы и фонды, введенные с превышением полномочий местных органов и не соответствующие общегосударственным правилам, должны быть ликвидированы.

4. Обоснованное определение ставок ресурсного налога. Местные народные правительства провинциальной ступени обязаны подготовить предложения по определению ставок ресурсного налога в пределах, предусмотренных таблицей предельных ставок ресурсного налога на добычу полезных ископаемых в Уведомлении № 53-2016. Предложения должны быть внесены в Министерство финансов КНР и ГГНУ КНР для утверждения. Ставки ресурсного налога на добычу остальных полезных ископаемых должны быть определены местными народными правительствами на основе фактической ситуации в регионе и зарегистрированы в Министерстве финансов КНР и ГГНУ КНР.

5. Усиление контроля за использованием налоговых льгот и повышение эффективности использования природных ресурсов. При добыче полезных ископаемых с использованием закладки ставка ресурсного налога снижается на 50%; при добыче полезных ископаемых в период истощения запасов ставка ресурсного налога снижается на 30%. Подробные правила должны быть разработаны Министерством финансов КНР и ГГНУ КНР. Кроме того, должны поощряться использование руд с низким содержанием полезных ископаемых, шлака и отходов для получения полезных ископаемых; решение о введении налоговых льгот и их размере будет устанавливаться местными правительствами провинциальной ступени.

6. Распределение поступлений. Все поступления по ресурсному налогу от добычи полезных ископаемых на данном этапе реформы в соответствии с Уведомлением № 53-2016 поступают в местные бюджеты. Доходы от ресурсного налога на использование водных ресурсов по-прежнему должны распределяться между центральным и местными бюджетами в соотношении 10%:90%. При этом поступления от ресурсного налога на использование водных ресурсов в провинции Хэбэй полностью поступают в местный бюджет в период уплаты взносов в фонд строительства проекта по переброске водных ресурсов.

7. Срок реализации. Переход со специфических на адвалорные ставки ресурсного налога, а также эксперимент по введению налога на использование водных ресурсов начинаются с 1 июля 2016 г. Правила исчисления и уплаты ресурсного налога по адвалорным ставкам на добычу нефти, природного газа, угля, редкоземельных элементов, вольфрама и молибдена остаются без изменений.

В дополнение к общим правилам проведения реформы 9 мая 2016 г. Министерство финансов КНР и ГГНУ КНР опубликовали Уведомление «О некоторых подробных вопросах реформы ресурсного налога» (№ 54-2016), посвященное вопросам определения налоговой базы (суммы реализации), определения ставок налога, применения налоговых льгот по ресурсному налогу, освобождению от уплаты налога побочной руды, стадиях и месте уплаты ресурсного налога. Уведомление № 54-2016 вступает в силу одновременно с общими правилами с 1 июля 2016 г.

[/newsletter_lock]

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о