1 апреля 2015 г. КНР и САР Гонконг подписали четвертый протокол к действующему соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному в 2006 г. Протокол содержит шесть статей, предусматривающих освобождение в Китае от НДС дохода и прибыли гонконгских компаний от перевозок, понижение максимальной ставки налога у источника дохода с платежей за аренду воздушных и морских судов, новые льготы по налогу у источника с прироста капитала, а также дополнительные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов и расширение обмена налоговой информацией.
Освобождение от НДС дохода от перевозок
Доход и прибыль от воздушных, морских и сухопутных перевозок предприятия-резидента одной стороны на территории другой стороны освобождается от налогообложения в данной другой стороне. Протокол уточняет, что в КНР доход освобождается не только от налога на доходы предприятий (корпоративного подоходного налога), но и от НДС и других налогов и сборов аналогичного характера (ст. 1 Протокола).
Ставка налога у источника дохода с лизинговых платежей
В соответствии со ст. 2 Протокола ставка налога у источника дохода с платежей за аренду воздушных и морских судов не может превышать 5%. Ранее данная ставка составляла 7%. Новая ставка является минимальной среди всех налоговых соглашений, заключенных КНР.
Льготы по налогу у источника с прироста капитала
Четвертый протокол предусматривает освобождение от налога у источника дохода, полученного резидентом одной стороны от продажи акций компании-резидента другой стороны на фондовом рынке. Освобождение от налога действует только в том случае, если покупка и продажа акций осуществляется на одной и той же фондовой бирже (ст. 3 Протокола).
Кроме того, от налога у источника освобождается доход, полученный квалифицированными инвестиционными фондами. Инвестиционный фонд признается резидентом одной из стороны, если:
- фонд создан в соответствии с законодательством КНР или САР Гонконг и имеет соответствующую лицензию (соответственно выданную Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг Китая или Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг и фьючерсов САР Гонконг);
- управление инвестиционным фондом осуществляется компанией или другой организацией, созданной в соответствии с законодательством КНР или САР Гонконг и имеющей соответствующую лицензию;
- более 85% средств фонда привлечены на рынке КНР или САР Гонконг.
Созданные в Гонконге инвестиционные фонды, которые имеют в КНР статус квалифицированного иностранного институционального инвестора (QFII) или квалифицированного иностранного институционального инвестора юаней жэньминьби (RQFII), уже освобождены от налога у источника с прироста капитала с 17 ноября 2014 г.
Борьба с уклонением от уплаты налогов
Протокол вводит тест основной цели: в применении льгот по налогу у источника дохода с дивидендов, процентов, роялти и прироста капитала может быть отказано, если основной целью схемы является получение данных льгот (ст. 4 Протокола). Аналогичное правило используется в последних налоговых соглашениях, заключенных КНР. Например, налоговое соглашение между Россией и КНР 2014 г. (ст. 23) устанавливает, что создание, приобретение и содержание резидента и характер его деятельности не должны иметь в качестве одной из основных целей получение льгот в соответствии с налоговым соглашением.
Обмен налоговой информацией
Протокол расширяет пределы обмена налоговой информации. Помимо налогов, на которые распространяется соглашение об избежании двойного налогообложения (в Китае – налог на доходы предприятий и налог на доходы физических лиц), теперь китайские налоговые органы могут запрашивать информацию, касающуюся НДС, потребительского налога, налога на предпринимательскую деятельность, налога на прирост стоимости земли, налога на недвижимость (ст. 5 Протокола). В свою очередь, Департамент внутренних доходов САР Гонконг обязан предоставлять по требованию китайских налоговых органов информацию, связанную с данными налогами.
Вступление в силу
Четвертый протокол вступил в силу после ратификации и взаимного уведомления сторонами со дня направления последнего из уведомлений.
Похожие записи:
- Перечень действующих законов КНР 2023 Сейчас в КНР существует 300 действительных закона (на шесть больше, чем в декабре 2022 г.). Перечень законов КНР (по состоянию…
- Понижение ставок комиссионных платежей для налоговых… 24 сентября 2023 г. Главное государственное налоговое управление КНР (ГГНУ КНР), Министерство финансов КНР и Народный банк Китая…
- Изменения в налоговом законодательстве Гонконга 29 ноября 2023 г. Законодательный совет САР Гонконг одобрил изменения, по которым режим освобождения от налогов зарубежного дохода…
- Изменения в Законе КНР «О борьбе со шпионажем»:… 26 апреля 2023 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял законопроект о внесении изменений…
- FAQ: налогообложение в КНР Краткие ответы на вопросы, связанные с налогообложением в КНР. Законодательство КНР приведено по состоянию на октябрь 2023 г.…