Экологический налог в Китае: что необходимо знать о новом налоге

С 1 января 2018 г. в КНР вводится экологический налог, который будет взиматься со всех предприятий, создающих загрязнение окружающей среды. Новый налог заменит существующий с 1979 г. сбор за загрязнение окружающей среды, расширит полномочия регионов и позволит им эффективнее бороться с экологическими проблемами.

Круг налогоплательщиков

В соответствии с Законом КНР «Об экологическом налоге» (принят 25 декабря 2016 г.; вступает в силу с 1 января 2018 г.) уплачивать экологический налог обязаны все учреждения, предприятия и остальные предприниматели, создающие при ведении деятельности загрязнение окружающей среды, включая: 1) загрязнение воздуха; 2) загрязнение водных ресурсов; 3) загрязнение окружающей среды твердыми отходами; 4) шумовое загрязнение.


Экологический налог на загрязнение водных ресурсов и загрязнение окружающей среды твердыми отходами не уплачивается, если выбросы направляются на объекты для очистки сточных вод или утилизации бытовых отходов. Кроме того, налог не уплачивается с твердых отходов, которые вывозятся и утилизируются в предназначенных для этого местах, соответствующих государственными и местным стандартам охраны окружающей среды.

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на загрязнение воздуха и водных ресурсов устанавливаются местными правительствами в пределах, установленных Законом КНР «Об экологическом налоге». Предельные ставки составляют: 1) загрязнение воздуха – от 1,2 до 12 юаней жэньминьби за одну единицу экологического загрязнения; 2) загрязнение водных ресурсов – от 1,4 до 14 юаней жэньминьби за одну единицу экологического загрязнения. Регионы вправе самостоятельно определять применимые ставки налога в зависимости от состояния окружающей среды и уровня развития.

Например, в Пекине будут применяться максимальные ставки налога: 12 и 14 юаней жэньминьби за загрязнение воздуха и водных ресурсов соответственно. В провинции Гуандун ставки налога будут составлять 1,8 юаней жэньминьби за загрязнение воздуха и 2,8 юаней жэньминьби за загрязнение водных ресурсов.

Единица экологического загрязнения устанавливается в зависимости от вида вредных веществ и способа загрязнения. Например, при загрязнении воды всеми формами ртути единицей является 0,5 грамм общей ртути, а при загрязнении свинцом – 25 грамм свинца.

Ставки экологического налога на загрязнение окружающей среды твердыми отходами составляют от 5 юаней жэньминьби за одну тонну пустой угольной породы до 1 000 юаней жэньминьби за одну тонну опасных отходов.

Ставки экологического налога на шумовое загрязнение устанавливаются в зависимости от превышения допустимого уровня шума, измененного в децибелах. Сумма налога ежемесячно составляет от 350 юаней жэньминьби при превышении допустимого уровня шума на 1-3 дБ до 11 200 юаней жэньминьби при превышении допустимого уровня шума более чем на 16 дБ.

Налоговые льготы

Экологический налог не уплачивается с выбросов веществ-загрязнителей, создаваемых мелкими сельхозпроизводителями, транспортными средствами (автомобили, самолеты, суда, поезда), предприятиями по очистке сточных вод и утилизации бытовых отходов (в пределах, установленных государством и местными органами власти), а также с твердых отходов, используемых для производства продукции, соответствующей государственным и местным стандартам охраны окружающей среды.

Если концентрация загрязняющих веществ составляет менее 75% от государственных или местных стандартов, сумма экологического налога для предприятия в соответствии с законом должна быть уменьшена на 25%. Если концентрация составляет менее 50%, сумма налога уменьшается в два раза.

Сбор налога

Ответственность за сбор экологического налога несут налоговые органы. Местные управления по охране окружающей среды обязаны содействовать налоговым органам и предоставлять данные, необходимые для исчисления сумм налога.

Экологический налог исчисляется ежемесячно и уплачивается ежеквартально. При подаче деклараций по экологическому налогу налогоплательщики обязаны предоставлять сведения о видах загрязнения, их объемах (количестве), концентрации загрязняющих веществ, а также предоставлять по требованию налоговых органов другие материалы.

Для оценки количества выбросов все предприниматели, обязанные уплачивать налог, должны установить необходимое оборудование. В случае отсутствия такого оборудования объемы выброса загрязняющих веществ определяются по данным мониторинга или по способам исчисления, определенным Министерством охраны окружающей среды КНР.

Заключение

Экологический налог должен помочь КНР улучшить состояние окружающей среды. Для промышленных производств налог создает дополнительный стимул уменьшить выбросы загрязняющих веществ за счет установки очистительных сооружений. Одновременно регионы получают больше полномочий по борьбе с загрязнением: они могут самостоятельно определять ставки налога и распространять экологический налог на другие виды загрязнителей, которые не предусмотрены законом.

Введение налога не затронет большинство предприятий, которые напрямую не создают выброса загрязняющих веществ. При создании промышленных производств, напротив, новый налог следует учитывать в качестве одного из факторов при выборе места для размещения производства.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи