Правила заключения предварительных соглашений о ценообразовании в Китае

Предварительные соглашения о ценообразовании (APA-соглашения) позволяют налогоплательщику урегулировать с налоговыми органами основные вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием и применением норм соглашений о избежании двойного налогообложения. APA-соглашения выгодны и налоговым органам, и налогоплательщикам: заключая такое соглашение, налогоплательщик получает определенность по вопросам налогообложения, а налоговый орган меньше времени тратит на проведение проверок и налоговое администрирование. Тем не менее, эта возможность используется очень редко, особенно российским бизнесом. В этой статье содержится краткая информация об условиях и порядке заключения АРА-соглашений в КНР.

Возможность заключения АРА-соглашений существует в КНР с конца 90-х годов. Она предусмотрена Подробными правилами применения Закона КНР «Об управлении сбором налогов» (принятыми в 2002 г.) и Законом КНР «О налоге на доходы предприятий» (принятым в 2007 г.). Актуальные правила, по которым заключение АРА-соглашений происходит сейчас, опубликованы Главным государственным налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР) в октябре 2016 г.

Новые правила заключения АРА-соглашений приняты в соответствии с планом по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS) и предусматривают включение односторонних АРА-соглашений в рамки системы автоматического обмена налоговой информацией с уведомлением налогоплательщика.

Условия заключения АРА-соглашений


[newsletter_lock] По общему правилу заключение АРА-соглашений возможно, если у предприятия в течение трех предшествующих налоговых лет до налогового года, в течение которого компетентный налоговый орган вручил предприятию «Уведомление по налоговым вопросам» о согласии с направлением им протокола о намерениях, каждый год сумма сделок предприятия с взаимозависимыми лицами составляла не менее 40 млн. юаней жэньминьби. Проведение переговоров и заключение АРА-соглашений не влияет на мониторинг и корректировку налоговыми органами доходов за годовые периоды и сделки с взаимозависимыми лицами, на которые АРА-соглашение не распространяется.

Для заключения АРА-соглашения предприятие обязано подать заявление о проведении предварительных переговоров в компетентный налоговый орган. Проведение переговоров и заключение односторонних АРА-соглашений с 2016 г. передано от ГГНУ КНР местным налоговым органам. В случае заключения двустороннего или многостороннего АРА-соглашения предприятие обязано одновременно подать заявлению в ГГНУ КНР, которое организует проведение переговоров с предприятием.

Процедура заключения АРА-соглашений

Процедура заключения соглашения по действующим правилам состоит из шести этапов: предварительные переговоры; подача протокола о намерениях; анализ и оценка условий; официальная подача заявление; проведение переговоров и подписание соглашения; мониторинг исполнения (ведется после подписания АРА-соглашения, но относится китайскими налоговыми органами к его процедуре его заключения).

На стадии предварительных переговоров организация обязана представить в налоговый орган сведения и краткие пояснения по ряду вопросов, в том числе: 1) годовые периоды, на которые организация намерена заключить соглашение; 2) сведения о взаимозависимых лицах и сделках с ними, на которые будет распространяться соглашение; 3) сведения об организационной структуре и организации управления в организации и группе, к которой она принадлежит; 4) сведения о деятельности предприятия и подготовке документации за последние 3-5 лет; 5) пояснения о роли взаимозависимых лиц и рисках, включая распределение ролей и рисков, а также сведения об организациях, персонале, расходах и имуществе, на которых основано распределение ролей и рисков; 6) пояснения по состоянию рынка, включая перспективы развития отрасли и состояние конкуренции; 7) сведения о наличии или отсутствии экономии себестоимости, рыночной премии, намерения применять соглашение ретроспективно; 8) остальные сведения, которые необходимы для заключения соглашения.

Если организация намерена заключить двустороннее или многостороннее АРА-соглашение, дополнительно должны быть представлены пояснения по подаче заявлений на заключение аналогичных соглашений в налоговые органы других стран, сведения о деятельности взаимозависимых лиц и пояснения по соотношению АРА-соглашения и применения норм соглашений об избежании двойного налогообложения.

Налоговые органы могут потребовать от организации дополнительных материалов. Если в результате предварительных переговоров согласие между организацией и налоговой достигнуто, налоговый орган направляет официальный документ с согласием на подачу предприятием протокола о намерениях.

На следующей стадии предприятие направляет протокол о намерениях по заключению АРА-соглашения и проект заявления. Налоговый орган вправе отказать в приеме протокола о намерениях, если: 1) в отношении предприятия начато разбирательство в целях применения специальной налоговой корректировки, которое не завершено; 2) нарушение правил подачи форм о сделках с взаимозависимыми лицами; 3) нарушение правил подготовки, хранения и предоставления одновременной документации; 4) отсутствие единогласия между компетентным налоговым органом и предприятием на стадии предварительных переговоров.

После получения протокола о намерениях налоговый орган обязан проанализировать содержание проекта заявления и оценить, насколько он соответствует принципу независимости и коммерческой самостоятельности сделок. По результатам оценки налоговый орган вправе потребовать от предприятия предоставления дополнительных материалов. Анализ и оценка проводится по следующим вопросам: 1) сведения о распределении ролей и рисков; 2) сведения о сравнимых сделках; 3) данные о сделках с взаимозависимыми лицами; 4) методы трансфертного ценообразования; 5) анализ цепочки создания добавленной стоимости и анализ вклада разных лиц; 6) цены сделок и уровень рентабельности; 7) предполагаемые условия. В процессе анализа и оценки налоговый орган вправе проводить обсуждения проекта с предприятием, в том числе – выездные встречи по распределению ролей и рисков. Если налоговый орган сочтет, что проект соглашения не соответствует принципу коммерческой самостоятельности, предприятие обязано по согласованию с налоговым органом внести изменения в проект.

Если налоговый орган сочтет, что проект соглашения соответствует принципу коммерческой самостоятельности, компетентный орган направляет предприятию уведомление о согласии с подачей официального заявления. После вручения данного уведомления предприятие может подать официальное заявление.

На стадии согласования и подписания налоговый орган и предприятие подписывают АРА-соглашение, которое может содержать: 1) наименования, адреса и другие основные сведения о предприятии и взаимозависимых лицах; 2) сделки с взаимозависимыми лицами и годовые периоды, на которые распространяется АРА-соглашение; 3) методы трансфертного ценообразования, выбранные сторонами, а также цены по сравнимым сделкам и уровень прибыли (рентабельности); 4) толкования терминов , имеющих отношение к методам трансфертного ценообразования; 5) предполагаемые условия, а также обязанность по уведомлению в случае изменения предполагаемых условий; 6) обязанность предприятия по подаче ежегодной отчетности; 7) действительность АРА-соглашения; 8) продление АРА-соглашения; 9) вступление в силу, внесение изменений и прекращение АРА-соглашения; 10) способы разрешения споров; 11) обязанность по сохранению в конфиденциальности материалов и других сведений; 12) обмен информацией в рамках одностороннего АРА-соглашения; 13) приложения. После достижения соглашения АРА-соглашение подписывается законными или уполномоченными представителями сторон.

В течение срока применения АРА-соглашения предприятие обязано обеспечить хранение всех документов и материалов, имеющих отношение к данному соглашению, включая реестры бухучета и соответствующие бухгалтерские документы. По истечению 6 месяцев после завершения бухгалтерского года предприятие обязано представлять в компетентный налоговый орган отчетность в бумажной и электронной форме об исполнении АРА-соглашения.

Заключение

Заключение АРА-соглашения позволяет уменьшить налоговые риски и создает для налогоплательщика определенность. На практике большинство таких соглашений заключают компании, занимающиеся производством в Китае готовой продукции и использующих зарубежные аффилированные компании для экспорта товаров или импорта сырья и материалов (как правило – в Гонконге). В этом случае компания уменьшает риски, связанные с проведением проверки сделок и доначислением налогов в Китае в связи с занижением или завышением суммы сделок (стоит напомнить, что срок налоговой давности по таким сделкам в КНР составляет 10 лет). Тем не менее, остальным предприятиям тоже стоит оценить необходимость и целесообразность заключения АРА-соглашения и воспользоваться этой возможностью.
[/newsletter_lock]

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о