Третий пленум ЦК КПК: какие изменения планируются в налогообложении

Постановление Центрального комитета Коммунистической Партии Китая «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ», принятое на третьем пленуме, содержит несколько предложений по реформированию налоговой системы КНР. В этой статье они будут рассмотрены подробнее.

Что предлагает Постановление ЦК КПК?

  • совершенствовать систему местных налогов;
  • повысить долю прямых налогов в налоговых поступлениях;
  • продолжить реформу по переходу с налога на предпринимательскую деятельность на НДС;
  • провести реформу потребительского налога и ресурсного налога;
  • совершенствовать администрирование НДФЛ;
  • ускорить реформу налога на недвижимость;
  • ввести экологический налог;
  • усилить контроль за использованием налоговых льгот.

Совершенствование системы местных налогов

Все налоги в Китае делятся на два вида: центральные налоги и местные налоги. Сбором центральных налогов на местах занимаются управления по центральным налогам, напрямую подчиненные Главного государственному налоговому управлению (ГГНУ КНР). Доход по данным налогам поступает в центральный бюджет или в определенной пропорции распределяется между центральным бюджетом и местными бюджетами (налоги, доход от которых распределяется между бюджетами, иногда выделяют в отдельную группу совместных налогов). К центральным налогам в Китае относятся НДС, потребительский налог, налог на доходы предприятий, налог на приобретение автотранспорта.

Сбором местных налогов на местах занимаются управления по местным налогам, которые находятся в совместном подчинении ГГНУ КНР и народных правительств регионов (правительств провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Доходы от большинства местных налогов полностью поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на предпринимательскую деятельность, налог на прирост стоимости земли, налог на недвижимость, налог на переход прав, транспортный налог, налог на использование городских земель, ресурсный налог, налог на городской ремонт и строительство, сбор за занятие сельскохозяйственных земель, гербовый сбор, налог на табачный лист, дополнительный сбор на образование.

Возможность уменьшения перечня местных налогов обсуждается уже давно. Не все местные налоги приносят существенные поступления в бюджет, которые оправдывали бы затраты на их администрирование. Ранее по этой причине в КНР уже были отменены несколько налогов, в том числе налог на банкеты (уплачивался гостиницами и ресторанами с суммы выручки от общественного питания по ставке 20%).

Вторая проблема: будущее налога на предпринимательскую деятельность. Вплоть до настоящего времени основными плательщиками налога являлись организации и физические лица, которые занимаются выполнением работ и оказанием услуг. После перехода данных плательщиков на уплату НДС сфера применения налога сужается до налогообложения реализации нематериальных активов и недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений).
Оставшаяся сфера применения налога на предпринимательскую деятельность пересекается со сферой применения налога на переход прав, который также уплачивается при реализации зданий, строений и сооружений. Единственное отличие налогов – круг налогоплательщиков (налог на предпринимательскую деятельность уплачивается продавцом недвижимости, а налог на переход прав – приобретателем). Вполне ожидаемым шагом будет объединение данных налогов в один или отмена одного из налогов.
Кроме того, в глаза бросается достаточно большое количество налогов, связанных с использованием земли (налог на прирост стоимости земли, налог на использование городских земель, налог на занятие пахотных земель). Вполне возможно, что некоторые из этих налогов будут отменены в ходе реформы налога на недвижимость или объединены в единый поземельный налог.

Повышение доли прямых налогов в налоговых поступлениях

Сейчас большинство налоговых поступлений в КНР приносят косвенные налоги, особенно НДС. Доход от НДС распределяется между центральным бюджетом и местными бюджетами в соотношении 75%:25%. Доход в виде НДС, полученного при импорте товаров, работ и услуг в КНР, полностью поступает в доходную часть центрального бюджета. Поступления от второго по значимости косвенного налога – потребительского налога – поступают только в центральный бюджет и с регионами не распределяются.

Поступления от налога на предпринимательскую деятельность в основном шли в местные бюджеты (кроме поступлений от головных подразделений банков, страховых компаний и железной дороги). В связи с реформой по переходу на НДС местные бюджеты утратили один из источников дохода.

Прямые налоги (налог на доходы предприятий и налог на доходы физических лиц) распределяются между центральным бюджетом и местными бюджетами в более выгодной для регионов пропорции – 60%:40%.

Повышение доли прямых налогов в налоговых поступлениях означает, что в КНР будет проводиться активная работа по увеличению налоговых поступлений от НДФЛ и, в меньшей мере, от налога на доходы предприятий. Основная цель: компенсировать потерю местными бюджетами поступлений от налога на предпринимательскую деятельность.

Стоит заметить, что администрирование НДФЛ осуществляют управления по местным налогам, поэтому задача по увеличению поступлений от НДФЛ будет выполняться самими регионами.

Увеличение поступлений от налога на доходы предприятий возможно за счет более тщательной работы в сфере международного налогообложения (удержания налогов с платежей, перечисляемых нерезидентами), в том числе – доначисление налога на доходы предприятий при косвенной передаче долей в китайских предприятиях.

Продолжение реформы по переходу с налога на предпринимательскую деятельность на НДС

Реформа косвенного налогообложения в Китае проводится с начала 2012 г. В соответствии с реформой организации и физические лица, занимающиеся выполнением работ и оказанием услуг (плательщики налога на предпринимательскую деятельность), переходят на уплату НДС. Ранее НДС уплачивался только при реализации товаров.

Реформа проводится постепенно: во-первых, она затрагивает не все виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на предпринимательскую деятельность (в первую очередь – транспортные услуги, услуги в сфере информационных технологий, культурно-творческой деятельности, научно-исследовательские работы и технические услуги, экспертиза, консалтинг), во-вторых, реформа началась не во всех регионах сразу (реформа началась в Шанхае; в дальнейшем распространена на Пекин, Тяньцзинь, провинции Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Фуцзянь, Хубэй, Гуандун).

С 1 августа 2013 г. реформа распространена на всю территорию страны, но не на все виды деятельности. В дальнейшем стоит ожидать распространения реформы на другие виды работ и услуг.

Реформа потребительского налога и ресурсного налога

Постановление ЦК КПК предлагает расширить круг товаров, облагаемых потребительским налогом, за счет включения в перечень ресурсоемких товаров (товаров, для производства которых требуется значительное количество электроэнергии, воды и других ресурсов), продукции экологически грязных производств и некоторых товаров класса люкс.

Сейчас потребительским налогом в КНР облагаются табачная продукция, алкогольная продукция и спирт (водка, пиво, спирт), парфюмерно-косметическая продукция, драгоценные камни и ювелирные изделия, петарды и фейерверки, нефтепродукты, автопокрышки, мотоциклы, инвентарь для гольфа, наручные часы, одноразовые палочки для еды, паркетная доска.

Кроме того, Постановление ЦК КПК предлагает реформу ресурсного налога (уплачивается при добыче полезных ископаемых, включая: нефть, природный газ, уголь, соль, железную руду, руды цветных металлов, неметаллические руды, редкоземельные элементы и другие полезные ископаемые).

Дело в том, что сейчас в КНР ресурсный налог взимается по специфическим ставкам (ставка на объем добытых полезных ископаемых). Адвалорная ставка (ставка на стоимость) применяется только при добыче нефти и газа. Ожидаемая реформа ресурсного налога состоит в изменении расчета налога и переходе от специфических к адвалорным и смешанным ставкам налога.

Совершенствование администрирования НДФЛ

Постановление ЦК КПК говорит о необходимости улучшить сбор налога на доходы физических лиц. Можно предположить следующее.

Совершенствование администрирования НДФЛ в первую очередь коснется крупных налогоплательщиков (физических лиц с высоким уровнем доходов). Для физических лиц с небольшим уровнем дохода, наоборот, налоговое бремя может уменьшиться: возможно, увеличение необлагаемого НДФЛ минимума ежемесячной заработной платы (в настоящее время он составляет 3 500 юаней жэньминьби).

Для налоговых органов представляют интерес физические лица, получающие доход от продажи недвижимости, доход в виде процентов, дивидендов и лицензионных отчислений (роялти) и доход от индивидуальной предпринимательской деятельности (индивидуальные торгово-промышленные хозяйства, товарищества и лица, оказывающие профессиональные услуги), а также физические лица с высоким уровнем заработной платы и физические лица-нерезиденты с высоким уровнем дохода. Скорее всего, они будут активнее работать отслеживать доходы именно этих налогоплательщиков.

Совершенствование будет достигаться за счет улучшения взаимодействия внутри системы налоговых органов (управлений по центральным налогам и управлений по местным налогам; налоговых органов различных регионов; вышестоящих и нижестоящих налоговых органов) взаимодействия с другими государственными органами (например, органами регистрации прав на недвижимость) и некоторыми организациями (финансовыми организациями, организациями на рынке ценных бумаг).

Принятие закона о налоге на недвижимость

В Китае налогом на недвижимость облагаются только здания, строения и сооружения, которые используются для ведения предпринимательской деятельности. Жилые помещения, принадлежащие физическим лицам и не используемые для предпринимательской деятельности, налогом не облагаются. Необходимость распространения налога на недвижимость на жилье обсуждается уже почти десять лет.

В 2011 г. налог на недвижимость был введен на некоторые виды жилых помещений в Шанхае и Чунцине.

В Шанхае налог на недвижимость распространяется на жилые помещения, которые приобретены в Шанхае лицами, которые не являются жителями города, и жителями Шанхая, для которых жилое помещение не является единственным местом проживания. Ставка налога на недвижимость установлена в размере 0,6%. Сниженная ставка налога (0,4%) применяется, если стоимость одного квадратного метра облагаемого налогом жилого помещения составляет 50% или меньше от средней стоимости квадратного метра жилья в новостройках (по данным реализации жилых помещений в Шанхае за предыдущий год).

В Чунцине налог на недвижимость был введен на три вида жилых помещений: частные жилые дома (владения); жилые помещения в новостройках, если стоимость одного квадратного метра в них в 2 раза и более превышает среднюю стоимости квадратного метра жилья в новостройках (по данным реализации жилых помещений в урбанизированных районах Чунцина за два предшествующих года); жилые помещения, приобретенные лицами, которые не имеют в Чунцине работы, постоянной прописки или собственного бизнеса. Ставка налога составляет от 0,5% до 1,2%.

В 2012 г. налог на недвижимость был распространен на провинции Хубэй и Хунань (по «шанхайской модели»). Следующим шагом является принятие нового закона о налоге на недвижимость и распространение налога на территорию всей страны.

Введение экологического налога

Проект нормативного правового акта, вводящего экологический налог, уже был разработан в прошлом году ГГНУ КНР и согласован с Министерством финансов КНР и Министерством охраны окружающей среды КНР. Проект вступит в силу после одобрения Государственным советом КНР.

Предлагаемые в проекте минимальные ставки налога: налог за загрязнение воздуха диоксидом серы – 1,26 юаня жэньминьби с 1 кг эквивалентной массы; налог за загрязнением водных ресурсов ХПК-веществами (химически потребляющими кислород) – 1,4 юаня жэньминьби с 1 кг эквивалентной массы. Проект не предусматривает обложение налогом выбросов углекислого газа или другого вреда, причиняемого окружающей среды.

Скорее всего, в окончательный вариант Положения «Об экологическом налоге» еще будут внесены дополнения и изменения, но здесь Постановление ЦК КПК не предлагает ничего нового: работа над введением экологического налога ведется уже давно и близка к завершению.

Усиление контроля за использованием налоговых льгот

В КНР существует много налоговых льгот по налогу на доходы предприятий (для микропредприятий, высокотехнологичных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, инфраструктурных проектов, предприятий в районах национальных автономий, в западных и центральных регионах, при комплексном использовании ресурсов и приобретении специального оборудования и др.). Все эти льготы были введены или пересмотрены после вступления в силу нового Закона КНР «О налоге на доходы предприятий».

В Постановлении ЦК КПК речь идет в первую очередь о старых налоговых льготах, которые были введены в 80-90-х годах прошлого столетия и действуют до сих пор. Необходимо провести ревизию этих льгот и проверить целесообразность их дальнейшего применения.

Например, с 1994 г. и до сих пор в Китае не облагается НДФЛ доход иностранных граждан в виде субсидий на съем жилья, питания, переезд, услуги прачечных, оплаченные компанией билеты домой, оплаченные расходы на обучение детей и изучение китайского языка, а также дивиденды, выплачиваемые иностранному гражданину предприятиями с иностранным капиталом. Кроме того, необлагаемая НФДЛ часть заработной платы у иностранцев (4 800 юаней жэньминьби) выше, чем у китайских граждан (3 500 юаней жэньминьби).

Освобождение от НДФЛ дивидендов уже попало в поле зрения Государственного совета КНР: его планируют отменить в ближайшее время. Необходимость сохранения остальных налоговых льгот тоже под вопросом.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии