Проект Положения о служебном изобретении

В ноябре прошлого года Государственное управление по делам интеллектуальной собственности (ГУИС) КНР опубликовало проект Положения «О служебном изобретении» для общественных консультаций. Сейчас ГУИС КНР занимается подготовкой окончательной редакции Положения и – как ожидается в феврале-марте – внесет окончательный вариант документа в Государственный совет КНР для утверждения.

Компетентные государственные органы

Государственный контроль за соблюдением законодательства о служебных изобретениях возложен сразу на пять ведомств: Государственное управление по делам интеллектуальной собственности (ГУИС КНР), Министерство сельского хозяйства КНР, Государственное управление лесного хозяйства КНР (ГУЛХ КНР), Министерство науки и техники КНР, а также Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР (статья 3).


[newsletter_lock]

Данное разделение обусловлено тем, что Положение «О служебном изобретении» распространяется не только на объекты патентных прав и объекты исключительных прав на топологии интегральных микросхем (данные права регистрируются в ГУИС КНР), но и на объекты прав на селекционные достижения (данные права регистрируются Минсельхозом и ГУЛХ КНР).

Кроме того, ГУИС КНР, Министерство сельского хозяйства КНР и ГУЛХ КНР будут разрешать споры между авторами изобретений и их работодателями.

Управления трудовых ресурсов и социального обеспечения будут передавать другим органам сведения, полученные при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства.

Определения изобретения и автора изобретения

В соответствии с проектом Положения изобретением является результат интеллектуальной творческой деятельности, достигнутый на территории КНР и относящийся к объектам патентных прав, прав на селекционные достижения, исключительных прав на топологии интегральных микросхем или охраняемым техническим секретам (статья 4). Правила о служебных изобретениях также применяются к программному обеспечению (статья 45).

Термин «технические секреты» не раскрывается ни в проекте Положения, ни в других нормативных правовых актах. В связи с этим возникает вопрос о соотношении содержания термина «технические секреты» с терминами «секреты производства (ноу-хау)» и «коммерческая тайна».

Автором изобретения признается лицо, творческим трудом которого созданы существенные признаки (характеристики), составляющие изобретение. Авторами изобретения не являются лица, которые в процессе изобретательской деятельности осуществляли организацию или руководство работой, а также лица, предоставлявшие в использование материально-технические средства или выполнявшие другую вспомогательную работу (статья 5).

Признак творческого труда используется в Законе КНР «О патентах». При этом творческий труд не указан в качестве основного признака авторов других результатов интеллектуальной деятельности, например авторов селекционного достижения в Положении «Об охране селекционных достижений». Следовательно, необходимо или изменить определение в проекте Положения «О служебном изобретении», или внести изменения в другие нормативные правовые акты в связи с признанием творческого труда в качестве необходимого признака автора.

Обязанность по созданию системы управления правами интеллектуальной собственности, системы информирования работниками о созданных изобретениях и системы поощрения и вознаграждения за сделанные изобретения

В соответствии со статьей 6 проекта государство поощряет организации, занимающиеся научно-исследовательской работой, в создании систем управления правами интеллектуальной собственности на служебные изобретения, создании специальных подразделений или выделении специальных работников для выполнения работы по управлению правами интеллектуальной собственности или назначении специальной организации, которая будет осуществлять управление правами интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 6).

Все организации, занимающиеся научно-исследовательской работой, будут обязаны создать систему отчетности об изобретениях или заключать с авторами изобретений договоры для определения прав, обязанностей и ответственности организации и автора изобретения и определения прав интеллектуальной собственности на изобретение.

Кроме того, в соответствии с проектом организации обязаны создать системы выплаты авторам служебных изобретений вознаграждения и поощрения и определить их суммы (части 2 и 3 статьи 6).

Перед введением систем управления правами интеллектуальной собственности, отчетности об изобретениях, выплаты вознаграждения и поощрения организации обязаны запросить мнения и предложения сотрудников, а после введения – довести правила до сведения сотрудников организации, занимающихся научно-исследовательской работой (часть 4 статьи 6).

Проект Положения не содержит определения того, какая организация считается ведущей научно-исследовательскую работу и обязана создавать систему управления правами интеллектуальной собственности на служебные изобретения. Во-вторых, действующее законодательство не отвечает на вопросы, что такое система управления правами интеллектуальной собственности и что организация обязана сделать для создания этой системы. И, наконец, обязанность по созданию этой системы, созданию специального подразделения, выделению отдельных сотрудников, назначению специальной организации для управления правами интеллектуальной собственности ведет к увеличению расходов организаций на ведение деятельности.

Определение служебного изобретения и принадлежность прав на служебные изобретения

В соответствии со статьей 7 служебными изобретениями являются:

  1. изобретения, созданные в связи с исполнением служебных обязанностей;
  2. изобретения, созданные в связи с исполнением задания, полученного от работодателя (помимо служебных обязанностей);
  3. изобретения, связанные с исполнением служебных обязанностей или исполнением полученного от прежнего работодателя задания и сделанные в течение одного года после выхода на пенсию, перевода из прежнего работодателя или прекращения трудовых или служебных отношений; но если государственными положениями о селекционных достижениях отдельно не предусмотрено иное;
  4. изобретения, созданные главным образом с использованием средств, оборудования, комплектующих (запасных частей), сырья (материалов) или закрытых для внешнего пользования технических ресурсов работодателя, но кроме случаев заключения соглашения о возврате средств или выплате платежей за использование или использования технических средств работодателя только в целях проверки (испытаний) после создания изобретения.

Пункт 4 не включает в перечень ресурсов работодателя техническую информацию, закрытую для пользования неограниченным кругом лиц. Кроме того, пункт 4 из буквального толкования разрешает автору изобретения использовать технические средства для проведения проверки (испытаний) без предварительного согласия работодателя.

Автор служебного изобретения пользуется правом авторства и правом на получение поощрения и вознаграждения, работодатель пользуется правом на обращение за регистрацией права на объект интеллектуальной собственности, правом на охрану в качестве технического секрета и правом на публикацию (обнародование). В случае если изобретение не является служебным, автор изобретения пользуется правом авторства, правом на обращение за регистрацией права на объект интеллектуальной собственности, правом на охрану в качестве технического секрета и правом на публикацию (обнародование) (статья 8).

В соответствии со статьей 9 автор изобретения и работодатель вправе заключить соглашение по вопросам принадлежности права на обращение за регистрацией прав на служебное изобретение, права на охрану в качестве технического секрета и права на публикацию (обнародование); при отсутствии такого соглашения применяются положения статей 7 и 8 Положения о служебном изобретении и принадлежности прав на служебное изобретение. Здесь в качестве возможного предмета соглашения не указано право на вознаграждение и поощрение.

Порядок информирования работодателя о созданном работником изобретении

Если отдельным соглашением автора изобретения и работодателя не предусмотрено иное, автор изобретения обязан сообщить работодателю об изобретении, имеющем отношение к деятельности работодателя, в течение 2 месяцев со дня создания изобретения (статья 10). Сообщение об изобретении должно включать имя и фамилию автора изобретения, наименование и содержание изобретения, а также мотивированное мнение о том, является ли изобретение служебным или нет, и другие сведения, которые автор изобретения считает нужным указать (статья 11).

Если автор изобретения считает, что созданное им изобретение не является служебным, работодатель обязан дать письменный ответ в течение 2 месяцев после получения сообщения об изобретении; отсутствие ответа в данный срок означает признание работодателем данного изобретения неслужебным (статья 12).

Если автор изобретения считает, что созданное им изобретение не является служебным, а работодатель настаивает на том, что созданное изобретение является служебным, ответ работодателя должен быть мотивирован. В течение 2 месяцев после получения ответа работодателя автор изобретения вправе в письменной форме заявить о возражении. В случае если возражение не было заявлено, автор изобретения считается признавшим данное изобретение служебным (статья 13).

При наличии спора между автором изобретения и работодателем о том, является ли созданное изобретение служебным или нет, стороны могут решить спор путем переговоров; если спор не разрешен посредством переговоров, стороны могут обратиться в ГУИС КНР для проведения медиации, обратиться в суд или в арбитраж.

В соответствии со статьей 14 работодатель обязан в течение 6 месяцев со дня получения сообщения об изобретении принять решение о том, обращаться ли за регистрацией права на объект интеллектуальной собственности, охранять ли изобретение в качестве технического секрета или опубликовать (обнародовать) данное изобретение, а также уведомить о своем решении автора изобретения.

Если работодатель не направляет уведомление в указанный срок, автор изобретения вправе в письменной форме потребовать от работодателя дать ответ; если ответ не был дан в течение 1 месяца после направления требования, созданное изобретение признается охраняемым работодателем в качестве технического секрета, а автор изобретения приобретает право требовать компенсации (статья 14).

Вознаграждение и поощрение за сделанное служебное изобретение

Работодатель обязан своевременно выплатить автору служебного изобретения поощрение в случае получения исключительных прав на служебное изобретение. В случае отчуждения исключительных прав, выдачи лицензий на использование или самостоятельного использования служебного изобретения работодатель обязан своевременно выплатить автору служебного изобретения вознаграждение в зависимости от полученной в связи с данным изобретением экономической выгоды и вкладом автора изобретения в полученный экономический результат (статья 18).

Процедура выдачи, форма и сумма поощрения и вознаграждения может устанавливаться договором работодателя с автором изобретения или правилами внутреннего трудового распорядка (принятых с учетом мнения авторов изобретения).

Проект Положения предусматривает минимальные суммы поощрения и вознаграждения, которые должны быть выплачены при отсутствии договора между работодателем и автором изобретения или отсутствии соответствующих положений в правилах внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со статьей 21 проекта в качестве поощрения за полученный патент на изобретение или право на селекционное достижение всем авторам изобретения выплачивается поощрение в размере не менее среднемесячной заработной платы за два месяца; за другие служебные изобретения сумма поощрения должна составлять не менее одной среднемесячной заработной платы.

В соответствии со статьей 22 проекта в качестве вознаграждения за использование служебного изобретения всем авторам изобретения выплачивается одна из следующих сумм:

  1. не менее 5% прибыли, полученной за каждый год использования патента на изобретение или права на селекционное достижение, в течение всего срока действия права на объект интеллектуальной собственности (не менее 3% прибыли – при использовании другого объекта интеллектуальной собственности);
  2. не менее 0,5% дохода от основной деятельности, полученной за каждый год использования патента на изобретение или права на селекционное достижение, в течение всего срока действия права на объект интеллектуальной собственности (не менее 0,3% дохода – при использовании другого объекта интеллектуальной собственности);
  3. сумма ежегодного вознаграждения в течение всего срока действия права на объект интеллектуальной собственности определяется с учетом сумм прибыли и дохода от деятельности, рассчитанных в соответствии с пунктами 1 и 2, и выплачивается в соответствии с разумно обоснованным коэффициентом к заработной плате автора изобретения;
  4. сумма вознаграждения выплачивается единовременно и определяется с учетом разумно обоснованных сумм прибыли и дохода от деятельности, рассчитанных в соответствии с пунктами 1 и 2.

В общей сложности сумма вознаграждения не может превышать 50% общей суммы прибыли за весь период использования права на объект интеллектуальной собственности.

При отчуждении исключительных прав или предоставления лицензии работодатель обязан выплатить в качестве вознаграждения за служебное изобретение не менее 20% от чистого дохода, полученного при отчуждении исключительных прав или предоставлении лицензии (при отсутствии отдельного договора между автором изобретения и работодателем и отсутствии положений о служебных изобретениях в правилах внутреннего трудового распорядка).

Поощрение или вознаграждение должно быть выплачено в течение 3 месяцев со дня получения работодателем исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, получения платежа при отчуждении исключительных прав или лицензионного платежа (платежа за выданную лицензию). В случае самостоятельного использования служебного изобретения и ежегодной выплаты вознаграждения работодатель обязан выплачивать вознаграждение в течение 3 месяцев по завершению бухгалтерского года. Работодатель вправе выплачивать вознаграждение в форме долевого участия (акций компании).

Автор служебного изобретения сохраняет право на авторство и право на получение поощрения и вознаграждения после прекращения трудовых или служебных отношений с работодателем. После смерти автора его наследники наследуют право на получение поощрения и вознаграждения (статья 26).

Другие права автора служебного изобретения

В случае отчуждения исключительных прав на служебное изобретение, автор служебного изобретения при равных условиях пользуется преимущественным правом на приобретение прав на служебное изобретение (статья 29).

Если государственное предприятие или учреждение в течение 3 лет со дня получения исключительных прав на служебное изобретение в отсутствие обоснованной причины не приступит к использованию данного изобретения (или не подготовит необходимое для использование данного изобретения оборудование), а также не произведет отчуждение исключительных прав и не выдаст лицензию на использование прав другим лицам, автор служебного изобретения при условии неизменности прав на служебное изобретение вправе на основании заключенного с госпредприятием или госучреждением договора приступить к самостоятельному использованию служебного изобретения или выдаче лицензий на использование служебного изобретения другим лицам (статья 30).

Государственная поддержка

Государство планирует ввести налоговые льготы в отношении доходов работодателей от использования служебных изобретений и сумм поощрения и вознаграждения, выплачиваемого авторам служебных изобретений. Подробные правила будут установлены Министерством финансов КНР совместно с Главным государственным налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР) и другими ведомствами.

Кроме того, КНР планирует создать специальный фонд для содействия использованию служебных изобретений (статья 33).

Вступление в силу

Многие нормы в проекте документа, представленного для общественных консультаций, имеют спорный характер. Особенно много вопросов вызывают положения о размере поощрения и вознаграждения: например, в случае использования десяти патентов для производства одного продукта, теоретически вознаграждение авторов служебного изобретения может составлять до 500% прибыли от реализации продукта.

Будут ли учтены в окончательной версии документа комментарии, направленные во время общественных консультаций? Исходя из предыдущего наблюдения за процессом публичного обсуждения законопроектов, могу предположить, что небольшие изменения в документе возможны, но основные положения останутся неприкосновенны.

Организациям, которые занимаются разработкой патентуемых технологий, программного обеспечения, селекцией новых видов растений, уже сейчас стоит задуматься о внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка для определения сумм и порядка выплаты поощрения и вознаграждения авторам служебных изобретений.

[/newsletter_lock]

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
avatar
  Подписаться  
Уведомление о