Законодательство КНР о товарных знаках

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Основные нормативные правовые акты о товарных знаках в Китае:

Закон КНР «О товарных знаках» посвящен регистрации в КНР средств индивидуализации товаров и услуг: товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков и сертификационных знаков. Данный закон принят 23 августа 1982 г. и действует с изменениями от 22 февраля 1993 г., 27 октября 2001 г. и 30 августа 2013 г. Последние изменения вступили в силу с 1 мая 2014 г.

Регистрация товарных знаков в КНР осуществляется в Управлении по товарным знакам, подчиненном Главному государственному управлению торгово-промышленной администрации КНР. Управление по товарным знакам принимает заявки на регистрацию товарных знаков, проводит формальную проверку и проверку документов по существу, рассматривает протесты против регистрации товарных знаков и принимает решения о регистрации товарных знаков или отказе в регистрации. Решения Управления по товарным знакам могут быть обжалованы в Комиссию по пересмотру товарных знаков.

Закон КНР «О товарных знаках» устанавливает основные критерии охраноспособности товарного знака в КНР. Во-первых, в КНР не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символами власти (официальным наименованием, флагом, гербом, флагом вооруженных сил, наградами КНР и зарубежных государств, местами размещения центральных государственных органов КНР, наименованиями и изображениями зданий, вызывающих ассоциации с центральными государственными органами КНР; официальным обозначением или оттиском печати, означающим осуществление государственного контроля), символами международных межправительственных организаций, Красного Креста и Красного Полумесяца, а также обозначения, имеющие дискриминационный характер по отношению к определенным национальностям, преувеличенный рекламный характер или причиняющие вред социалистической морали и нравам.

Кроме того, в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы наименования административно-территориальных образований не ниже уездной ступени (т.е. названия провинций, автономных районов, округов, городов и уездов) и широко известные иностранные топонимы (эти наименования могут быть составным элементом коллективного или сертификационного знака).

Во-вторых, в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, состоящие только из общепринятого наименования, графического или иного обозначения товара, состоящие только из указания на качество, основные материалы, функции, назначение, вес, количество и другие характеристики товара или лишенные различительной способности.

В-третьих, не может быть зарегистрирована в качестве товарного знака имитация, воспроизведение или перевод общеизвестного товарного знака, если 1) имитация, воспроизведение или перевод незарегистрированного в КНР товарного знака регистрируется в отношении однородных товаров; или 2) имитация, воспроизведение или перевод зарегистрированного в КНР товарного знака регистрируется в отношении любых товаров. Подробные правила защиты общеизвестных знаков установлены Положениями «О признании и защите общеизвестных товарных знаков».

Элементами товарного знака могут быть иероглифы, буквы алфавита, изображения, цифры, трехмерные обозначения, комбинации цветов, а также любые сочетания вышеуказанных обозначений.

Заявка на регистрацию товарного знака подается в Управление по товарным знакам Главного государственного управления торгово-промышленной администрации. Иностранные организации и физические лица, не имеющие места ведения деятельности (места жительства) на территории КНР, могут подать заявку на регистрацию товарного знака только через поверенного.

Помимо этого, Закон КНР «О товарных знаках» содержит правила о порядке регистрации товарного знака, подаче протеста против регистрации товарного знака, разрешении споров о товарных знаках, государственном контроле в сфере использования товарных знаков и юридической ответственности за правонарушения. Некоторые нормы Закона КНР «О товарных знаках» уточнены и дополнены Положением «О применении Закона КНР о товарных знаках».

  • Положение «О применении Закона КНР о товарных знаках»

Положение «О применении Закона КНР о товарных знаках» (Постановление Государственного совета КНР № 651) принято в соответствии с Законом КНР «О товарных знаках» и уточняет некоторые его положения. Последние изменения в нормативный правовой акт приняты 29 апреля 2014 г. и вступили в силу с 1 мая 2014 г. (одновременно с изменениями, внесенными в Закон КНР «О товарных знаках»).

Данный нормативный правовой акт содержит десять глав: заявка на регистрацию товарного знака; проверка заявки на регистрацию товарного знака; внесение изменений, отчуждение, продление срока действия зарегистрированного товарного знака; международная регистрация товарного знака; пересмотр решений по товарным знакам; управление использованием товарных знаков; защита исключительных прав на зарегистрированные товарные знаки; поверенные по товарным знакам; дополнительные положения. Две главы – международная регистрация товарного знака и поверенные по товарным знакам – появились в Положении «О применении Закона КНР о товарных знаках» в апреле 2014 г.

Глава 1 содержит нормы о: 1) регистрации географических указаний; 2) поручении дел организации поверенных; 3) основаниях для отвода служащих Управления по товарным знакам и Комиссии по пересмотру товарных знаков; 4) правилах определения даты представления документов и материалов в Управление по товарным знакам и Комиссию по пересмотру товарных знаков; 5) правилах определения даты вручения документов стороне Управлением по товарным знакам или Комиссией по пересмотру товарных знаков; 6) исчислении сроков.

Иностранные организации, не имеющие места ведения деятельности (филиала или представительства) на территории КНР, и физические лица, не имеющие места проживания в КНР, обязаны действовать через поверенного при регистрации товарного знака, представления возражений против регистрации товарного знака или осуществлении других действий, при которых необходимо обращаться в Управление по товарным знакам или Комиссию по пересмотру товарных знаков. Для этого иностранная организация или физическое лицо обязаны выдать поверенному доверенность, в которой должен быть указан предмет доверенности и пределы полномочий поверенного.

При необходимости служащему Управления по товарным знакам или Комиссии по товарным знакам может быть заявлен отвод. Это возможно в случае если служащий, занимающийся рассмотрением спора, является близким родственником стороны спора, другим образом связан со стороной спора или имеет личную заинтересованность в споре.

Датой подачи заявки на регистрацию товарного знака, возражений против регистрации товарного знака или другого обращения в Управление по товарным знакам или Комиссию по пересмотру товарных знаков является: при личном обращении – дата передачи документов и материалов; при отправке документов по почте – дата, указанная на оттиске почтового штемпеля. Если дата, указанная на оттиске почтового штемпеля, не может быть установлена или отсутствует, то заявитель может предоставить в подтверждение документы, подтверждающие отправку почтового отправления в определенный день. При отсутствии таких документов датой обращения признается дата фактического получения документов Управлением по товарным знакам или Комиссией по пересмотру товарных знаков.

В соответствии с дополнениями, внесенными в 2014 г., датой отправки документов предприятием экспресс-доставки считается дата сдачи документов предприятию; если дату невозможно установить, датой подачи документов считается дата фактического получения документов Управлением по товарным знакам или Комиссией по пересмотру товарных знаков, но за исключением случаев, когда лицо может предоставить доказательства, подтверждающие сдачу документов предприятию экспресс-доставки. В случае представления сведений в цифровой форме, датой подачи материалов признается дата поступления информации в электронную систему Управления по товарным знакам или Комиссии по пересмотру товарных знаков. Подача сведений в цифровой форме осуществляется по сети интернет.

Датой вручения документов Управлением по товарным знакам или Комиссией по пересмотру товарных знаков признается: при отправке документов по почте – дата, указанная на оттиске почтового штемпеля; при личном вручении документов – дата личного вручения документов. Если дата, указанная на оттиске почтового штемпеля, не может быть установлена или отсутствует, то документы признаются врученными через 15 дней после отправки. В соответствии с дополнениями, внесенными в 2014 г., определены правила вручения документов в цифровой форме.

Глава 2 содержит: 1) подробные требования к заявке на регистрацию товарных знаков, в том числе при регистрации коллективных знаков, звуковых знаков, комбинаций цветов, трехмерных знаков, товарных знаков с символами на иностранном языке; 2) правила определения даты подачи заявки на регистрацию товарного знака; 3) правила разрешения споров при подаче заявки на регистрацию товарного знака в один день; 4) правила представления документов при использовании права приоритета.

Товары в заявке на регистрацию товарного знака указываются в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Помимо заполненной формы заявки необходимо представить графические изображения товарного знака (размером не менее 5Х5 см. и не более 10Х10 см.). Если товарный знак содержит символы на иностранном языке необходимо пояснить значение этих символов.

Если несколько заявок на регистрацию одного товарного знака подано в один день, заявители обязаны представить доказательства использования товарного знака до подачи заявки на его регистрацию. Среди поданных в один день заявок будет иметь заявка того лица, которое раньше начало использовать товарный знак до подачи заявки. Если использование товарного знака до подачи заявки началось в один день или товарный знак не использовался ни одним заявителем, Управление по товарным знакам вправе предложить заявителям самостоятельно заключить соглашение. В случае отказа от переговоров и заключения соглашения Управление по товарным знакам проводит жребий.

Кроме того, Положение «О применении Закона КНР о товарных знаках» содержит ряд подробных правил о процедуре рассмотрения возражений против регистрации товарных знаков, регистрации изменений в данных правообладателя зарегистрированного товарного знака, международной регистрации товарных знаков, передачи исключительных прав на товарные знаки, устанавливает порядок рассмотрения споров и обжалования решений Управления по товарным знакам в Комиссии по пересмотру товарных знаков.

  • Положения «О признании и защите общеизвестных товарных знаков»

Положения «О признании и защите общественных товарных знаков» (Приказ Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР № 66) посвящены признанию товарных знаков общеизвестными и защите прав на общеизвестные товарные знаки (включая знаки обслуживания, коллективные знаки, сертификационные знаки).

Общеизвестным товарным знаком является товарный знак, пользующийся достаточно высокой репутацией и широко известный в соответствующем сегменте общества в КНР. В свою очередь, соответствующим сегментом общества является группа лиц, включающая потребителей товаров и услуг, защищенных товарным знаком, производителей аналогичных товаров и поставщиков аналогичных услуг, дистрибуторов аналогичных товаров, а также сотрудников этих организаций.

Общеизвестным товарным знакам предоставляется повышенная правовая охрана, представляющая собой запрет на регистрацию и использование товарных знаков, представляющих собой воспроизведение, перевод или имитацию товарного знака, признанного общеизвестным.

Правообладатель общеизвестного товарного знака вправе обратиться за защитой своих прав в Управление по товарным знакам, Комиссию по пересмотру товарных знаков или местный орган торгово-промышленной администрации.

  • Правила уведомительной регистрации лицензионных договоров на товарные знаки

«Правила уведомительной регистрации лицензионных договоров на товарные знаки» определяют порядок регистрации лицензионных договоров на использование товарных знаков и знаков обслуживания в Управлении по товарным знакам Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР. Необходимость регистрации лицензионного договора предусмотрена Законом КНР «О товарных знаках».

В соответствии с данным нормативно-правовым актом для оформления регистрации лицензионного договора в Управление по товарным знакам необходимо представить дубликат лицензионного договора, форму регистрации лицензионного договора на использование товарного знака, а также свидетельство о регистрации товарного знака. При регистрации лицензионных договоров на использование товарных знаков в отношении табачных изделий и лекарств необходимы дополнительные документы. Все документы представляются на китайском языке, в противном случае необходимо приложить перевод к данным документам.

Лицензионный договор на использование товарного знака должен включать сведения о товарном знаке, перечень товаров, срок действия лицензии, вид лицензии, а также некоторые дополнительные условия, предусмотренные «Правилами уведомительной регистрации».

Иностранные организации, не имеющие места ведения деятельности в КНР, и иностранные физические лица, не имеющие места постоянного проживания в КНР, оформляют регистрацию лицензионного договора через организацию поверенных. Китайские организации и физические лица вправе оформить регистрацию лицензионного договора через организацию поверенных или напрямую обратиться в Управление по товарным знакам. При оформлении регистрации лицензионного договора в Управлении по товарным знакам необходимо оплатить государственную пошлину.

Кроме того, «Правила уведомительной регистрации» определяют основания для отказа в регистрации и правила повторного обращения с заявлением о регистрации, правила регистрации изменений, представления лицензионного договора в орган торгово-промышленной администрации по месту нахождения, правила регистрации лицензионного договора на использованием нескольких товарных знаков.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи