Пределы деятельности представительства в Китае

Деятельность представительств иностранных компаний в Китае по действующему законодательству ограничена. В соответствии с Положением «О регистрации представительств иностранных предприятий», вступившем в силу с 1 марта 2011 г., представительством иностранного предприятия считается созданное в соответствии с данным документом подразделение иностранного предприятия на территории КНР, которое ведет деятельность, имеющую отношение к деятельности иностранного предприятия и не направленную на получение прибыли (некоммерческую деятельность).

Исключение сделано для представительств, наделенных правом на ведение коммерческой деятельности в соответствии с международным договором КНР (если КНР не сделала соответствующую оговорку к договору) или другим документом, предусматривающим специальные положения о деятельности представительств. В качестве примера можно привести представительства авиакомпаний, которые вправе реализовывать авиабилеты и получать соответствующий доход.

Большинство представительств могут вести только деятельность по изучению рынка (маркетингу), участвовать в выставках, размещать рекламу товаров и (или) услуг создавшего представительство иностранного предприятия, а также выступать в качестве отдела связей иностранного предприятия для налаживания деловых контактов в КНР, имеющих отношение к реализации товаров и (или) услуг иностранного предприятия, осуществления закупок или инвестиций иностранным предприятием в КНР (статья 14 Положения).

Надо отдельно сказать, что маркетинговую, рекламную и другую деятельность представительство может осуществлять только в интересах создавшего представительство иностранного предприятия. Маркетинговая деятельность для неограниченного круга клиентов возможна в КНР только в форме совместного паевого или совместного кооперационного (договорного) предприятия. Рекламную деятельность для неограниченного круга лица могут вести компании, созданные в соответствии с действующими правилами (Положения «О предприятиях рекламы с иностранным капиталом»).

Представительства иностранных предприятий не вправе заключать договоры, в которых представительство выступает в качестве поставщика товаров и услуг и получателя платежей за товары и услуги. Как уже было сказано выше, представительство не имеет статуса юридического лица и не вправе заниматься на территории КНР коммерческой деятельностью.

Вместе с тем представительство иностранного предприятия вправе от своего лица заключать договоры, связанные с обеспечением деятельности представительства, включая договор аренды помещения для размещения представительства, договор содержания (обслуживания) помещений, договор оказания трудовых услуг (со специализированным агентством по предоставлению заемного персонала для работы в представительстве), договор оказания услуг связи, договор купли-продажи необходимого представительству имущества (офисной мебели, компьютеров, автомобилей) и др.

Кроме этого, представительство может заключать договоры, связанные с разрешенными ему видами деятельности. Например, представительство может заключать договоры об организации выставки или участии в выставке для продвижения товаров и (или) услуг иностранного предприятия, договоры об оказании маркетинговых услуг – для получения маркетинговых услуг на территории КНР, договоры для участия в различного рода мероприятиях (конференциях, собраниях, семинарах) – для налаживания связей в интересах иностранного предприятия и др.

Отдельно стоит сказать о найме представительством китайских сотрудников. Дело в том, что представительства иностранных компаний не вправе напрямую заключать трудовые договоры и принимать на работу граждан КНР. Наем китайских работников представительство вправе осуществлять только через специализированные организации по предоставлению заемного персонала (аутстаффинговые агентства). Компании с иностранным капиталом, напротив, свободны в заключении трудовых договоров и найме китайского персонала.

Контроль за деятельностью представительств осуществляют органы торгово-промышленной администрации, которые занимаются регистрацией при аккредитации, возникновении изменений, закрытии представительств, проводят ежегодную проверку деятельности представительств и привлекают представительства к ответственности в случае совершения правонарушений. Если представительство занимается коммерческой деятельностью, орган торгово-промышленной администрации издает предписание об устранении нарушений, конфискует незаконно полученный доход (доход от незаконной коммерческой деятельности), инструменты, оборудование, сырье и материалы, продукцию (товары) и другое имущество, используемое для ведения незаконной коммерческой деятельности, а также применяет штраф в размере от 50 000 до 500 000 юаней жэньминьби (приблизительно от 250 000 до 2 500 000 рублей). При наличии отягчающих обстоятельств орган торгово-промышленной администрации аннулирует аккредитацию представительства.

Если представительство не занимается коммерческой деятельностью, но выходит за пределы разрешенной ему деятельности, орган торгово-промышленной администрации издает предписание об устранении нарушений в установленный срок. Если нарушения не были устранены, данный орган может наложить на представительство штраф в размере от 10 000 до 100 000 юаней жэньминьби (приблизительно от 50 000 до 500 000 рублей), а при наличии отягчающих обстоятельств – аннулировать аккредитацию представительства.

Услуги по регистрации компаний с иностранным участием и представительств иностранных компаний в КНР.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии