Постановление Верховного народного суда КНР о рассмотрении споров, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства

С 1 июня 2012 г. вступило в силу Постановление Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских споров, связанных с монополистическими действиями».

По определению, указанному в Постановлении, гражданскими спорами, возникающими в связи с нарушением антимонопольного законодательства, являются споры с участием физических лиц, юридических лиц и других организаций по вопросам возмещения убытков, причиненных в результате осуществления монополистических действий, а также споры по вопросам содержания договоров сторон и уставов отраслевых ассоциаций, противоречащих антимонопольному законодательству КНР.

Судом первой инстанции по таким спорам Постановление называет народные суды средней ступени городов, являющихся местами размещения народных правительств провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также народные суды средней ступени городов центрального планирования. То есть, гражданские споры в связи с монополистическими действиями могут принимать к рассмотрению суды средней ступени в административных центрах провинциального уровня или суды той же ступени пяти городов, которые в КНР отнесены к городам центрального планирования – Далянь, Циндао, Нинбо, Сямынь и Шэньчжэнь. С разрешения Верховного народного суда КНР допускается рассмотрение гражданского дела в связи с монополистическими действиями судом основной ступени.

Территориальная подсудность определяется в зависимости от обстоятельств дела и на основании положений Гражданского процессуального кодекса КНР, а также разъяснений Верховного народного суда КНР о подсудности споров.

Постановление Верховного народного суда КНР проясняет вопрос, на какую из сторон возлагается бремя доказывания. В гражданских делах, связанных с исполнением монополистических соглашений, указанных в пунктах 1-5 статьи 13 Закона КНР «О противодействии монополиям» (горизонтальные монополистические соглашения: соглашения об установлении или изменении цен, соглашения об ограничении объемов производства и (или) реализации товаров, соглашения о разделе рынка реализации товаров и (или) закупки сырья и материалов, соглашения о совместном торговом бойкоте и соглашения, направленные на ограничение приобретения новых технологий и (или) оборудования, или ограничивающие разработку новых технологий или создания нового оборудования) обязанность доказывания того, что данное соглашение не имеет влияния, исключающего или ограничивающего конкуренцию, возлагается на ответчика.

Если гражданское дело связано со злоупотреблением доминирующим положением на рынке (статья 17 Закона КНР «О противодействии монополиям»), то обязанность доказывания того, что ответчик имеет доминирующее положение на каком-либо сегменте рынка и допустил злоупотребление данным положением, возлагается на истца. Ответчик обязан доказывать обстоятельства, на которых он основывает свои возражения.

Кроме того, истец может предоставить в качестве доказательства какое-либо публичное заявление ответчика о наличии у него доминирующего положения на рынке. То есть, если какая-либо компания заявляет о том, что ее доля в каком-либо сегменте рынка составляет более 50%, данное заявление может быть предоставлено в качестве доказательства наличия доминирующего положения этой компании. Народный суд вправе признать положение доминирующим на основании заявлений, ранее сделанных ответчиком, но если другие доказательства не свидетельствуют об обратном.

Если доказательства содержат государственную тайну, коммерческую тайну, тайну частной жизни или другую охраняемую законом тайну, народный суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству стороны провести закрытое судебное заседание, ограничить или запретить снятие копий с материалов, предоставить материалы дела только тем представителям сторон, которые являются адвокатами, обязать подписать обязательство о сохранении тайны или предпринять другие меры для охраны тайны.

По вопросам возмещения убытков Постановление Верховного народного суда КНР содержит следующее положение: если монополистическими действиями ответчика причинены убытки истцу, то народный суд на основании искового заявления истца и доказанных обстоятельств вправе обязать ответчика прекратить нарушение прав истца и (или) возместить нанесенные убытки. По ходатайству истца в сумму убытков могут быть включены обоснованные расходы истца на выявление и пресечение монополистических действий ответчика.

Срок исковой давности по делам о возмещении вреда, причиненного монополистическими действиями, исчисляется со дня, в который истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если истец информировал о нарушении антимонопольного законодательства структуру, в компетенции которой находится проведение антимонопольных проверок и расследований (то есть – Министерство коммерции КНР), то со дня обращения в Министерство коммерции КНР течение срока исковой давности приостанавливается.

Течение срока исковой давности возобновляется со дня, в который истец узнал или должен был узнать: 1) об отказе Министерства коммерции КНР от проведения антимонопольного расследования, прекращения или завершения антимонопольного расследования; или 2) о вступлении в силу решения Министерства коммерции КНР по результатам антимонопольного расследования, если действия ответчика были признаны монополистическими.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии