Правила проверки безопасности иностранных инвестиций: краткий обзор

19 декабря 2020 г. Министерство коммерции КНР и Госкомитет по развитию и реформе КНР (ГКРР КНР) опубликовали «Правила проверки безопасности иностранных инвестиций», определяющие порядок проведения проверки проектов с участием иностранных инвесторов на соответствие требованиям государственной безопасности. Новые правила вступают в силу с 18 января 2021 г.

Система проверки иностранных инвестиций на безопасность существует в КНР с 2011 г. на основании документа Госсовета КНР. В дальнейшем необходимость создания такой системы была дважды внесена в законы: в 2015 г. при принятии Закона КНР «О государственной безопасности» (ст. 59 предусматривает создание системы контроля в отношении иностранных инвестиций, отдельных товаров, технологий и услуг, которые оказывают влияние или могут оказать влияние на государственную безопасность) и в 2019 г. при принятии Закона КНР «Об иностранных инвестициях» (ст. 35 обязывает государство создать систему проверки инвестиционной деятельности на соответствие требованиям государственной безопасности).

Изменения в системе проверки иностранных инвестиций затрагивают пределы применения системы (перечень стратегических предприятий, способы осуществления иностранных инвестиций), а также процедуру подачи заявлений инвесторами. Некоторые нововведения с 2015 г. применялись на территории зон свободной торговли. 

Система проверки иностранных инвестиций на безопасность

В настоящее время в соответствии с Уведомлением Канцелярии Госсовета КНР «О создании системы проверки на безопасность слияний и поглощений китайских предприятий иностранными инвесторами» (Уведомление № 6-2011) проверка на безопасность проводится в отношении:

  • инвестиций в военно-промышленный комплекс: приобретение иностранными инвесторами (при помощи слияний и поглощений) китайских предприятий военно-промышленного комплекса, основных и жизненно важных предприятий, производящих периферийную технику военного назначения, и других предприятий, имеющих отношение к государственной обороне;
  • инвестиций в ключевые отрасли экономики: приобретение иностранными инвесторами или возможное получение иностранными инвесторами фактического контроля над китайскими предприятиями, которые имеют важнейшее значение с точки зрения государственной безопасности в области сельскохозяйственного производства, энергетики, добычи полезных ископаемых, транспорта, капитальной инфраструктуры, ключевых технологий и производства важнейшего оборудования.

К приобретению иностранными инвесторами китайского предприятия относится приобретение долевого участия китайских участников, вход в состав участников предприятия при увеличении уставного капитала, поглощение акций и активов. Приобретением фактического контроля является:

  • получение не менее 50% доли в стратегическом предприятии иностранными инвесторами;
  • получение доли менее 50%, которая позволяет оказывать существенное влияние на принятие решений собранием участников, общим собранием акционеров, советом директоров стратегического предприятия;
  • другие обстоятельства, при которых принятие решений по вопросам деятельности, финансов, кадров, технологий в стратегическом предприятии фактически переходит к иностранным инвесторам.

В рамках проверки на безопасность оценивается влияние сделки с участием иностранных инвесторов на государственную безопасность КНР (в том числе – возможность дальнейшего производства стратегическим предприятием товаров и оказания услуг в целях государственной обороны), экономическую стабильность государства, жизнь общества и способность стратегического предприятия проводить исследования для разработки ключевых технологий, необходимых государству.

Проведение проверок на безопасность в соответствии с Уведомлением № 6-2011 находится в компетенции межведомственной комиссии, созданной при Госсовете КНР. Выполнение основной работы в данной комиссии возложено на Государственный комитет по развитию и реформе КНР (ГКРР КНР) и Министерство коммерции КНР, которое занимается приемом заявлений от иностранных инвесторов (правила рассмотрения заявлений были определены данным ведомством в августе 2011 г.).

В апреле 2015 г. особые правила проверки иностранных инвестиций на соответствие требованиям государственной безопасности были введены в зонах свободной торговли. Данные правила немного изменили перечень способов осуществления иностранных инвестиций, перечень стратегических предприятий, а также содержание проверок. Процедура проведения проверок иностранных инвестиций осталась без изменений.

Способы осуществления иностранных инвестиций

В соответствии с новыми правилами система проверки на соответствие требованиям безопасности проводится в отношении инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, которая оказывает или может оказывать влияние на государственную безопасность в КНР. К инвестиционной деятельности относится прямое и косвенное осуществление иностранными инвесторами инвестиций на территории КНР, включая:

  • создание новых инвестиционных проектов и предприятий с иностранным участием (самостоятельно или совместно с другими инвесторами);
  • поглощение акций или активов китайских предприятий (путем слияний и поглощений);
  • осуществление иностранных инвестиций другими способами.

В отличие от прежних правил 2011 г. новый перечень способов осуществления инвестиций допускает проведение проверок в отношении новых предприятий с иностранным участием (предприятий со 100% иностранным капиталом и СП) и новых инвестиционных проектов, создаваемых в КНР. Ранее возможность проверки новых проектов на соответствие требованиям государственной безопасности применялась только в зонах свободной торговли (в соответствии с правилами 2015 г.).

При этом в отличие от правил 2015 г. новый перечень не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию. Следовательно, к другим способам осуществления инвестиций могут быть отнесены приобретение контроля над китайским предприятием по договорам (VIE-структура), через номинального участника, при помощи трастового соглашения, реинвестирования, косвенной передачи доли в китайском предприятии через переуступку акций зарубежной холдинговой компании, а также путем приобретения конвертируемых облигаций.

Стратегические предприятия

Как и прежде, к стратегическим предприятиям относятся предприятия военно-промышленного комплекса (в том числе — предприятия по производству периферийной техники военного назначения) и некоторых ключевых отраслей экономики (основные товары сельского хозяйства, энергетические и природные ресурсы, важнейшее оборудование, капитальная инфраструктура, транспорт, ключевые технологии). По новым правилам в перечень стратегических предприятий добавлены важнейшие с точки зрения государственной безопасности предприятия в области культуры (товары и услуги в сфере культуры), интернет-сервисы, организации по оказанию финансовых услуг и предприятия, обладающие ключевыми информационными технологиями.

Ранее важнейшие предприятия в области культуры и основные интернет-сервисы (в немного другой формулировке) были отнесены к стратегическим правилами 2015 г. для зон свободной торговли. Включение важнейших предприятий финансовых услуг в перечень стратегических является одним из основных нововведений.

Проверка на соответствие требованиям государственной безопасности проводится при любых инвестициях в предприятия военно-промышленного комплекса; в остальных случаях она обязательна, если иностранный инвестор может в результате сделки получить фактический контроль над стратегическим предприятием. Приобретением фактического контроля по новым правилам является:

  • получение не менее 50% доли в стратегическом предприятии иностранным инвестором;
  • получение доли менее 50%, если она позволяет оказывать существенное влияние на принятие решений советом директоров, собранием участников, общим собранием акционеров, советом директоров стратегического предприятия;
  • другие обстоятельства, при которых иностранный инвестор приобретает возможность оказывать существенное влияние на принятие стратегическим предприятием решений по вопросам деятельности, кадров, финансов и технологий.

Процедура проведения проверки

В соответствии с новыми правилами иностранные инвесторы или заинтересованные лица на территории КНР обязаны до осуществления иностранных инвестиций самостоятельно обратиться в канцелярию специальной структуры, ответственной за проведение проверок иностранных инвестиций, с заявлением проведении проверки иностранных инвестиций на соответствие требованиям государственной безопасности. Данная структура будет находиться под совместным руководством ГКРР КНР и Министерства коммерции КНР. Канцелярия данной структуры, ответственная за взаимодействие с заявителями, будет создана при ГКРР КНР.

При подаче заявления необходимо предоставить инвестиционный план, пояснения о наличии или отсутствии влияния иностранных инвестиций на государственную безопасность и другие материалы по требованию канцелярии.

После приема документов к рассмотрению канцелярия в течение 15 рабочих дней принимает решение о наличии или отсутствии необходимости проводить проверку с уведомлением заявителя. Если принято решение об отказе от проверки, инвесторы могут приступить к реализации проекта.

Проверка на соответствие требованиям государственной безопасности может быть стандартной или специальной. Стандартная проверка должна быть завершена в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о проведении проверки. Если по результатам такой проверки канцелярия сочтет, что иностранные инвестиции не оказывают влияния на государственную безопасность КНР, канцелярия выносит решение о прохождении проверки (согласии на осуществление инвестиций), после чего инвесторы могут приступить к реализации проекта.

Если канцелярия сочтет, что иностранные инвестиции оказывают или могут оказывать влияние на государственную безопасность КНР, то она обязана приступить к специальной проверке, которая может занимать до 60 рабочих дней (с продлением срока в отдельных случаях). По результатам специальной проверки канцелярия может принять решение о прохождении проверки (если инвестиции не оказывают влияния на государственную безопасность), решение о запрете инвестиций (если инвестиции оказывают влияние на государственную безопасность) или решение о прохождении проверки с дополнительными (ограничительными) условиями.

Принятие решения о прохождении проверки с дополнительными (ограничительными) условиями допускается, если введение данных условий позволяет устранить негативное влияние иностранных инвестиций на государственную безопасность. При принятии такого решения заявитель обязан дать заверение о соблюдении условий осуществления инвестиций.

В период проведения проверки заявитель может внести изменения в инвестиционный проект или отказаться от него. В случае внесения изменений срок проведения проверки исчисляется со дня внесения изменений в проект; в случае отказа от проекта процедура проверки прекращается.

Заключение

«Правила проверки безопасности иностранных инвестиций» вступают в силу по истечению 30 дней со дня опубликования (18 января 2021 г.). Данные правила будут применяться при осуществлении иностранных инвестиций, включая инвестиции из САР Гонконг, САР Макао и Тайваня.

Проверка на государственную деятельность портфельных инвестиций будет осуществляться в соответствии с дополнительными правилами, которые должны быть приняты Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг Китая совместно с канцелярией специальной структуры, ответственной за проведение проверок иностранных инвестиций.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии