Новые правила защиты МСП от задержки платежей крупными предприятиями, госорганами и учреждениями

14 июля 2020 г. в КНР опубликовано Положение «Об обеспечении выплаты платежей малым и средним предприятиям» (Постановление Государственного совета КНР № 728; далее — Положение), предусматривающее меры по защите малых и средних предприятий (МСП) от неплатежей крупных предприятий и государственных заказчиков (государственных органов и учреждений). Новое Положение вступает в силу с 1 сентября 2020 г. и является обязательным для всех государственных органов, учреждений и крупных предприятий, приобретающих товары, работы и услуги у МСП в КНР.

В соответствии с Положением государственные органы, учреждения и крупные предприятия не вправе навязывать МСП необоснованные условия договора в отношении срока, способа, условий оплаты, ответственности за нарушение договора и других условий и не вправе в нарушение условий договора задерживать выплату малым и средним поставщикам платежей за товары, работы и услуги. В свою очередь МСП должны в соответствии с условиями заключенных договоров поставлять товары, работы и услуги надлежащего качества и вести деятельность добросовестно и в соответствии с законодательством.

По общему правилу срок оплаты товаров, работ и услуг МСП государственными органами и учреждениями не должен превышать 30 дней со дня поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Если договор предусмотрен другой срок, то он не может превышать 60 дней.

Срок оплаты в договорах между крупными предприятиями и МСП определяется сторонами самостоятельно и должен быть разумно обоснованным с точки зрения обычаев делового оборота и отраслевых правил.

Если оплата товаров, работ или услуг по договору происходит после приемки, то срок оплаты исчисляется с дня заверения приемки. В случае затягивания приемки срок оплаты товаров в соответствии с Положением должен исчисляться со дня завершения приемки, предусмотренного условиями договора.

Государственные органы, учреждения и крупные предприятия не вправе принуждать МСП к получению платежей в немонетарной форме (например, производить оплату при помощи векселя для скрытой отсрочки получения денег поставщиком) или требовать от МСП предоставления аудиторского заключения в качестве условия для проведения платежа (если это не предусмотрено законом).

При выполнении МСП строительных работ заказчики не вправе требовать предоставления гарантийных платежей (помимо стандартных гарантий при участии в тендере, для обеспечения исполнения договора, качества работ и выплат сельскому населению). Кроме того, государственные органы, учреждения и крупные предприятия не вправе требовать гарантии только в форме внесения денежного депозита и обязаны принимать в качестве обеспечения банковскую гарантию.

В случае привлечения МСП финансирования под залог прав требования, госорганы, учреждения и крупные предприятия в соответствии с Положением обязаны по требованию поставщика подтверждать существование прав требования в течение 30 дней после получения запроса и оказывать другое содействие в привлечении финансирования МСП.

Кроме того, государственные органы и учреждения обязаны публиковать на интернет-сайтах, печатных издания и других доступных для общественности средствах массовой информации сведения о количестве договоров и суммах неплатежей МСП, если по состоянию на конец года у них есть задолженность перед малыми и средними предприятиями. Крупные предприятия обязаны раскрывать количество и суммы неплатежей МСП при подаче ежегодной отчетности.

Заключение

Положение «Об обеспечении выплаты платежей малым и средним предприятиям» в первую очередь направлено на борьбу с неплатежами МСП со стороны государственных органов, государственных учреждений и других организаций, которые полностью или частично находятся на государственном финансировании. Для данных организаций новый документ определяет точные сроки перечисления платежей МСП и предусматривает дисциплинарную ответственность за должностных лиц (руководства) и других лиц, которые несут прямую ответственность за возникновение неплатежей.

Для крупных предприятий необходимо обратить внимание на разумность сроков осуществления платежей МСП, которые не могут значительно превышать общепринятые в отрасли сроки и сложившиеся в деловом обороте. Кроме того, крупные предприятия не должны устанавливать необоснованные требования, которые явно или скрыто ведут к отсрочке платежей МСП, или создают для них излишние издержки.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии