Внесены изменения в Закон КНР «О рекламе»

24 апреля 2015 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) внес изменения в Закон КНР «О рекламе», в соответствии с которыми в Китае появится понятие «лица рекламы» и «заведомо ложной рекламы», будет запрещена реклама табачных изделий и введены дополнительные требования к рекламе медицинских, финансовых, образовательных услуг, алкогольных напитков, медицинских изделий, ветеринарных препаратов, недвижимости и некоторых других товаров и услуг, а также усилена юридическая ответственность за правонарушения.

Закон КНР «О рекламе» является основным законом, регулирующим рекламную деятельность в КНР. Данный закон определяет требования к содержанию рекламы, правила оказания услуг, а также юридическую ответственность за нарушения. Закон КНР «О рекламе» был принят в 1994 г. и не претерпел никаких изменений за последние 20 лет. В новой редакции без изменений остались только восемь статей прежнего текста. Кроме того, в текст Закона КНР «О рекламе» добавлены 33 новые статьи, что увеличило его объем в два раза.

Лицо рекламы

Закон КНР «О рекламе» в новой редакции вводит понятие «лица рекламы», которым следует считать физическое лицо, юридическое лицо или другую организацию, наименование или образ которых используется в рекламе для продвижения товаров и услуг. Продвижение товаров и услуг лицом рекламы должно быть основано на достоверных фактах и осуществляться в соответствии с законодательством. Лицо рекламы не вправе продвигать и рекомендовать товары и услуги, которыми оно не пользуется, и несет солидарную с рекламодателем и другими субъектами рекламного рынка (изготовителями и распространителями рекламы) ответственность за причинение вреда потребителям в случае заведомо ложной рекламы значимых для жизни и здоровья товаров и услуг.

В качестве лица рекламы не могут использоваться дети, которые не достигли 10-летнего возраста, а также физические лица и организации в течение трех лет после применения к ним административного наказания за содействие в распространении заведомо ложной рекламы.

Кроме того, Закон КНР «О рекламе» запрещает использование лица рекламы при продвижении медицинских услуг, медикаментов, медицинских изделий, биологически активных добавок. В случае нарушения закона лицо рекламы может быть оштрафовано на сумму от 100% до 200% от незаконного полученного дохода от рекламы одновременно с конфискацией данного дохода.

Реклама медикаментов и добавок

Закон КНР «О рекламе» в новой редакции вводит дополнительные требования к рекламе медицинских товаров и услуг (медикаменты, медицинские приборы и услуг). Реклама данной категории товаров и услуг не может содержать заверения и категорические суждения о безопасности и эффективности, коэффициенты успешного лечения заболевания, сравнения с медицинскими товарами и услугами других поставщиков, а также использовать для продвижения и рекомендации лиц рекламы.

Реклама медикаментов должна соответствовать инструкции по применению, утвержденной органами регулирования рынка медикаментов, и должна содержать противопоказания и побочные эффекты. При рекламе рецептурных препаратов в текст рекламы должно быть включено примечание о том, что реклама предназначена только для квалифицированного медицинского персонала; при рекламе остальных препаратов в текст рекламы должно быть включено примечание о том, что препарат должен использоваться в соответствии с инструкцией или под контролем врача.

Реклама биологически активных добавок не может содержать категорические суждения или заверения об эффективности и безопасности, сведения о профилактике и лечении заболеваний, явные или скрытые заявления о необходимости рекламируемого товара для сохранения здоровья, а также сравнения с другими биологически активными добавками и лекарствами. Кроме того, для рекламы биологически активных добавок запрещено использовать лиц рекламы.

Реклама алкоголя и табачных изделий

Закон КНР «О рекламе» запрещает рекламу табачных изделий в средствах массовой информации, общественных местах, общественном транспорте и наружную рекламу. Кроме того, запрещается предоставление любой рекламы табачных изделий несовершеннолетним и использование рекламы других товаров и услуг для продвижения образов, наименований (брендов) и товарных знаков, используемых для табачных изделий. Организации, занимающиеся производством или продажей табачных изделий, не вправе использовать образы, наименования (бренды) и товарные знаки, используемые для табачных изделий, при размещении объявлений об изменении места нахождения, фирменного наименования, найме сотрудников и других событиях.

Реклама алкоголя не может склонять к чрезмерному употреблению алкоголя, содержать сцены употребления алкоголя, управления транспортными средствами, а также явно или скрыто указывать на какие-либо положительные эффекты от употребления алкогольных напитков.

Заведомо ложная реклама

Заведомо ложной является реклама, которая обманывает потребителей или приводит их к ложному умозаключению при помощи заведомо ложного или вводящего в заблуждение содержания (ст. 28 Закона КНР «О рекламе»). К заведомо ложно относится:

  • реклама несуществующих товаров и услуг;
  • реклама товаров и услуг с использованием сведений, которые существенно расходятся со сведениями о реально существующем товаре или услуге и имеют существенное влияние на принятие решений потребителями (например, при расхождении сведений о свойствах, функциях, назначении, качестве, спецификации, ингредиентах, производителе, сроке годности, объеме продаж, присвоении наград товару или услуге);
  • реклама с использованием неподтвержденных или заведомо ложных результатов научных исследований, статистических данных, результатов опросов, извлечений из текстов и цитат;
  • реклама с использованием заведомо ложных сведений о результатах использования товара или услуги.

В случае распространения заведомо ложной рекламы органы торгово-промышленной администрации обязаны издать предписание о прекращении рекламы и ликвидации негативного влияния от рекламы, а также наложить штраф в размере от 300% до 500% от суммы платежей, полученных за распространение рекламы; если сумма платежей незначительна или не может быть установлена, сумма штрафа может составлять от 200 000 до 1 000 000 юаней жэньминьби.

Если организация будет уличена в распространении заведомо ложной рекламы три раза в течение двух лет или при наличии других отягчающих обстоятельств, сумма штрафа может быть составлять от 5-кратной до 10-кратной суммы платежей, полученных за распространение заведомо ложной рекламы (если сумма незначительна или не может быть установлена – от 1 000 000 до 10 000 000 юаней жэньминьби).

При распространении заведомо ложной рекламы гражданская ответственность возлагается на рекламодателя. Если производители и распространители рекламы не могут предоставить достоверные сведения о рекламодателе (настоящее наименование, адрес и способ связи), потребитель может требовать возмещения вреда от производителя или распространителя рекламы.

При распространении заведомо ложной рекламы товаров и услуг, имеющих отношение к жизни и здоровью потребителей, производители и распространители рекламы, а также лицо рекламы несут солидарную с рекламодателем ответственность по возмещению вреда, причиненного потребителям. При заведомо ложной рекламе остальных товаров и услуг производители и распространители рекламы и лицо рекламы несут солидарную с рекламодателем ответственность по возмещению вреда, причиненного потребителям, если им было или должно быть известно о ложности рекламы, но несмотря на это они занимались ее изготовлением и распространением.

Заключение

Изменения, внесенные в Закон КНР «О рекламе», вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии