Новые правила применения административных наказаний за нарушение прав потребителей

С 15 марта 2015 г. в Китае вступают в силу новые правила применения административных наказаний за нарушения прав потребителей (далее – Правила), принятые в начале года Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР (ГГУТПА КНР). Правила расширяют перечень правонарушений и уточняют правила привлечения предпринимателей к административной ответственности.

При продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям предприниматели обязаны соблюдать Закон КНР «О защите прав потребителей». В 2013 г. в данный закон были внесены изменения (вступили в силу с 15 марта 2014 г.), направленные на улучшение защиты прав потребителей, в первую очередь – при продаже товаров через интернет. Теперь предприниматели в сфере электронной коммерции обязаны предоставлять полную информацию о товаре и предпринимателе, принимать возврат товаров без объяснения причины и отсутствии какого-либо дефекта (в семидневный период), а также сохранять в конфиденциальности персональные данные потребителей. При возникновении споров Закон КНР «О защите прав потребителей» в новой редакции обязывает площадки для реализации товаров предоставлять по запросу потребителей полную информацию о продавцах, реализующих товары с использованием площадки для электронной коммерции.

Возврат товаров без объяснения причины

В соответствии с Законом КНР «О защите прав потребителей» в случае покупки товаров дистанционным способом (по почте, через интернет) потребитель вправе в течение 7 дней со дня доставки товара возвратить его без объяснения причины и при отсутствии какого-либо дефекта. Данное правило распространяется на все виды товаров, кроме изготовленных по заказу потребителя, скоропортящихся товаров, программное обеспечение, газеты и периодические издания и другие товары, которые в силу своих свойств не могут быть возвращены. Предприниматель не вправе отказывать в оформлении возврата потребителем товаров или умышленно затягивать оформление возврата.

Правила уточняют, что является отказом или умышленным затягиванием с оформлением возврата потребителем товара. По истечении 15 дней и при наличии одного из следующих обстоятельств предприниматель считается умышленно затягивающим или необоснованно отказывающим в оформлении возврата товара:

  • если возврат не оформлен со дня получения от потребителя требования о возврате товара при возврате товара без объяснения причины;
  • если предприниматель отказывается от оформления возврата товара на основании собственно установленных правил, по которым товар не может быть возвращен без объяснения причины, при этом потребитель с данными правилами не был ознакомлен;
  • если предприниматель отказывается от оформления возврата товара по причине нарушения потребителем упаковки и осмотре товара, которое якобы повлияло на целостность товара;
  • если предприниматель без обоснованной причины не возвращает потребителю полученную от него сумму денежных средств со дня получения возвращенных потребителем товаров.

Умышленное затягивание возврата и замены товаров в других случаях

Предприниматели обязаны в соответствии с Законом КНР «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами и условиями договора выполнять обязанности по ремонту, замене, переделке, возврату товаров, восполнению количества товаров, возврату полученных платежей и выплате компенсаций. Предприниматели не вправе умышленно затягивать или отказываться от выполнения данных обязанностей.

В соответствии с Правилами умышленным затягиванием или отказом от выполнения обязанностей признается:

  • отказ предпринимателя от оформления возврата товара со дня получения от потребителя требования о возврате, если товар признан не соответствующим требованиям к качеству;
  • отказ от выполнения обязанности по ремонту, переделке, замене, возврату, восполнению количества товара, возврату денежных средств или выплате компенсации без обоснованной причины со дня истечения срока, предусмотренного законодательством или договором сторон, или со дня предъявления потребителем требования в связи с несоответствием товара требованиям к качеству.

Продвижение товаров с введением потребителя в заблуждение

Предприниматели обязаны предоставлять потребителям достоверную, всестороннюю и полную информацию о товаре, работе или услуге. Правилами запрещается:

  • реализация товаров с недостоверным наименованием или обозначением;
  • реализация товаров с использованием заведомо ложных или способных ввести в заблуждение инструкций, обозначений и образцов;
  • использование заведомо ложных или способных ввести в заблуждение описаний или демонстрации качеств товаров;
  • введение потребителей в заблуждение с использованием подложных сделок, количества операций, отзывов, нанятых лиц;
  • реализация товаров, работ, услуг с ложным информированием о распродаже;
  • реализация товаров, работ, услуг с ложным сообщением о розыгрыше призов, реализации по себестоимости, реализации в целях продвижения;
  • реализации бракованных и подлежащих утилизации товаров под видом стандартных;
  • преувеличение или сокрытие действительного количества, качества, свойств товаров, работ, услуг;
  • использование других способов продвижения, которые относятся к предоставлению потребителям заведомо ложной информации или информации, способной ввести в заблуждение.

Сбор и использование персональных данных потребителей

При сборе и использовании персональных данных предприниматели обязаны указывать цель, способы и пределы сбора и использования персональных данных, а также получить согласие потребителей. Предприниматели не вправе:

  • осуществлять сбор и использовать персональные данные без согласия потребителей;
  • раскрывать, продавать или незаконно предоставлять другим лицам полученные от потребителей персональные данные;
  • распространять спам – направлять коммерческую информацию без согласия или обращения потребителя или при очевидно выраженном отказе потребителя от данной информации.

К персональным данным потребителя Правила относят имя и фамилию, пол, профессию, дату рождения, номер удостоверения личности, адрес, способы связи, сведения о доходе и имуществе, сведения о состоянии здоровья, историю приобретения товаров (работ, услуг) и другие сведения, которые по отдельности или совместно с другими сведениями позволяют идентифицировать потребителя.

Требования к договорам присоединения

Предприниматели обязаны доводить до сведения потребителя содержание стандартных условий договоров (договоров присоединения) и выделять содержание, затрагивающее основные права потребителей. По требованию потребителя предприниматели обязаны давать пояснения о содержании положений договоров присоединения.

Кроме того, предприниматели не вправе включать в договоры присоединения положения, которые:

  • полностью или частично освобождают предпринимателя от ответственности за ремонт, обмен, возврат, переделку, восполнения количества товаров, возврат полученных платежей, выплату компенсаций, которые предусмотрены законом;
  • лишают или ограничивают права потребителей на ремонт, обмен, возврат, возмещение убытков, а также получение компенсаций за нарушение договора и другие обоснованные права;
  • лишают или ограничивают права потребителей на предъявление жалоб, информирование о нарушение нарушениях или предъявление судебных исков;
  • в явной или скрытой форме принуждают потребителя приобретать или использовать товары (работы, услуги) данного предпринимателя (или других лиц по указанию данного предпринимателя) или предусматривают отказ или повышенную стоимость для потребителей, которые не принимают необоснованные условия договора;
  • предусматривают право предпринимателя в любой момент изменить или расторгнуть договор с ограничением права потребителя на изменение или расторжение данного договора;
  • предусматривают право предпринимателя на толкование условий договора в одностороннем порядке;
  • устанавливают другие несправедливые или необоснованные условия.

Требования к предпринимателям в сфере услуг

Предприниматели, выполняющие для потребителей работы по проведению ремонта, переработки материалов, монтажу и отделке помещений, не вправе завышать количество используемых в работе материалов, умышленно повреждать или заменять детали или материалы, использовать детали и материалы, которые не соответствуют государственным стандартам или условиям договора. Предприниматели, оказывающие услуги по аренде жилья и бытовые услуги, не вправе причинять вред правам потребителей путем предоставления подложной информации, мошенничества или умышленного сговора.

В случае невыполнения данных требований органы торгово-промышленной администрации могут издать предписание об устранении нарушений с вынесением предупреждения и штрафом в сумме до трехкратного размера от незаконного полученного дохода, но не более 30 000 юаней жэньминьби. При отсутствии незаконного полученного дохода штраф может составлять до 10 000 юаней жэньминьби.

Заключение

Новые правила применения административных наказаний расширяют перечень правонарушений, за которые предприниматели должны привлекаться к административной ответственности. В связи с этим предприниматели, ведущие розничные продажи на территории КНР (в том числе через интернет), должны провести ревизию используемых ими стандартных договоров, заключаемых с потребителями, и оценить законность используемых способов продвижения товаров. Кроме того, необходимо проверить инструкции для сотрудников на случай предъявления потребителями требований и внести в них соответствующие изменения.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии