Защита государственной тайны в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

В этой статье – краткая информация о защите государственной тайны в Китае: какие сведения могут и относиться к государственной тайне, степени секретности, сроки хранения государственной тайны и компетентное ведомство в сфере защиты государственной тайны.

Закон КНР «О защите государственной тайны» принят в 1988 г. (в настоящее время закон действует в редакции 2010 г.). В соответствии с законом в КНР к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения, раскрытие которых может привести к причинению вреда государственной безопасности и государственным интересам в сфере политики, экономики, национальной обороны, дипломатии и других сферах, включая: 1) секретную информацию по важнейшим решениям в государственных делах; 2) секретную информацию по вопросам национальной обороны и деятельности вооруженных сил; 3) секретную информацию в дипломатии и внешних делах, а также секретную информацию, по сохранению которой в тайне государство приняло обязательства перед иностранной стороной; 4) секретную информацию по вопросам социально-экономического развития государства; 5) секретную информацию в сфере науки и техники; 6) секретную информацию, связанную с защитой государственной безопасности и привлечением к уголовной ответственности преступников; 7) другую секретную информацию, которая отнесена к государственной тайне Государственным управлением по защите государственной тайны КНР. Кроме того, к государственной тайне относится информация, относящаяся к одному из вышеуказанных видов и возникающая в ходе деятельности партийных органов.

Конкретные пределы информации, которая должна быть отнесена к государственной тайне, устанавливаются Государственным управлением по защите государственной тайны КНР совместно с МИД КНР, Министерством общественной безопасности КНР, Министерством государственной безопасности КНР и другими центральными органами власти. Пределы информации, составляющей военную тайну, определяются Центральным военным советом КНР.

Не может быть отнесена к государственной тайне информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с Положением «О раскрытии правительственной информации». В частности, это 1) нормативные правовые акты; 2) планы национального социально-экономического развития; 3) статистическая  информация; 4) бюджет и отчет об исполнении бюджета; 5) информация об административных сборах; 6) информация о государственных закупках; 7) информация об административном лицензировании; 8) сведения о реализации важнейших строительных объектов; 9) сведения о политике и мероприятиях по борьбе с бедностью, в сфере образования, медицины, социального обеспечения, содействия занятости; 10) планы реагирования в чрезвычайных ситуациях; 11) сведения о результатах государственного контроля в сфере экологии, здравоохранения, безопасности производства, качества продуктов питания и лекарств.

По степени секретности сведения могут быть отнесены к одной из трех категорий: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Государственной тайной «особой важности» является важнейшая государственная тайна, раскрытие которой может повлечь особо важные последствия для государственной безопасности и государственных интересов; государственной тайной с грифом «совершенно секретно» является значимая государственная тайна, раскрытие которой может повлечь важные последствия для государственной безопасности и государственных интересов; государственной тайной с грифом «секретно» является обычная государственная тайна, раскрытие которой может повлечь последствия для государственной безопасности и государственных интересов (ст. 10 Закона КНР «О защите государственной тайны»).

Срок хранения государственной тайны определяется в зависимости от характера и особенностей информации. Если срок охранения не определен, необходимо установить условия, при которых информация подлежит рассекречиванию.

Закон КНР «О защите государственной тайны» устанавливает, что срок хранения государственной тайны с грифом «особой важности» не может превышать 30 лет, с грифом «совершенно секретно» – 20 лет, с грифом «секретно» – 10 лет. Эти сроки применяются, если другими нормативными правовыми актами не предусмотрены иные сроки для хранения государственной тайны.

Положение «О применении Закона КНР о защите государственной тайны» уточняет и дополняет положения Закона КНР «О защите государственной тайны». Данный нормативный правовой акт немного подробнее определяет порядок работы с засекреченной информацией, контроль за соблюдением законодательства о защите государственной тайны и юридическую ответственность за нарушения, связанные с государственной тайной.

Компетентным органом, на которого возложены обязанности по работе, связанной с государственной тайной, является Государственное управление по защите государственной тайны. Управление подчинено Центральному комитету Коммунистической партии Китая. На местах существуют провинциальные, окружные и уездные управления по защите государственной тайны, на которые возложена работа в пределах соответствующих административно-территориальных образований.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора