Конституционное законодательство КНР

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Переводы Конституции КНР и остальных законов конституционного характера:

Конституция КНР принята 4 декабря 1982 г. на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва и опубликована 4 декабря 1982 г. Всекитайским собранием народных представителей. Последующие изменения: 1-е изменение внесено в соответствии с «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым 12 апреля 1988 г. на 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва; 2-е изменение внесено в соответствии с «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым 29 марта 1993 г. на 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва; 3-е изменение внесено в соответствии с «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым 15 марта 1999 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва; 4-е изменение внесено в соответствии с «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым 14 марта 2004 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва. В настоящее время Конституция действует в редакции 2004 г.

Закон КНР «О гражданстве» принят в 1980 г. и содержит всего 18 статей. Данный закон устанавливает общие правила, касающиеся приобретения гражданства детьми граждан Китая, приема в гражданство, утраты гражданства и восстановления гражданства Китая.

КНР не признает двойного гражданства граждан Китая. Если гражданин Китая приобретает гражданство другого государства, то он автоматически утрачивает гражданство Китая. В дальнейшем он вправе восстановить гражданство Китая, но только под условием отказа от гражданства другого государства. Дети, родившиеся на территории КНР, приобретают гражданство Китая, если хотя бы один родитель является гражданином Китая или если оба родителя являются апатридами, постоянно проживающими на территории КНР. Если ребенок родился за пределами КНР, то он приобретает гражданство Китая, если хотя бы один из его родителей является гражданином Китая. Исключением являются случаи, когда ребенок с рождения приобретает гражданство другого государства.

Иностранный гражданин может стать гражданином Китая. Заявление о приеме в гражданство Китая может быть подано в местный орган общественной безопасности уездного уровня (на территории КНР) или в дипломатическое представительство или консульское учреждение КНР (за рубежом). Рассмотрение заявления и выдача разрешения на прием в гражданство Китая осуществляет Министерство общественной безопасности КНР.

Основаниями для приема в гражданство Китая в соответствии с Законом КНР «О гражданстве» является наличие близких родственников, являющихся гражданами Китая, постоянное проживание в КНР или наличие других надлежащих оснований.

Закон КНР «О государственном гербе» устанавливает основные правила размещения государственного герба КНР на зданиях государственных органов и использования изображения государственного герба на официальных документах.

Закон КНР «Об организации Государственного совета» (Органический закон «О Государственном совете») устанавливает общие принципы организации Центрального народного правительства КНР – Государственного совета КНР.

Государственный совет КНР возглавляется премьером и состоит из премьера, заместителей премьера, членов Государственного совета КНР, министров министерств, руководителей комитетов, руководителя Главного ревизионного управления и руководителя Секретариата Государственного совета КНР.

Премьер Государственного совета созывает и председательствует на заседаниях Государственного совета в полном составе и постоянных заседаниях Государственного совета КНР (на постоянных заседаниях премьер, заместители премьера, члены Государственного совета и руководитель Секретариата), скрепляет своей подписью решения, приказы и административно-правовые акты, публикуемые Государственным советом, приказы о назначении и освобождении от должности, а также законопроекты и проекты решений, вносимые Государственным советом во Всекитайское собрание народных представителей или Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

Создание, ликвидация и объединение министерств и комитетов Государственного совета отнесено к компетенции Всекитайского собрания народных представителей (в периоды между сессиями Всекитайского собрания народных представителей – Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей). Предложения о создании, ликвидации и объединении министерств и комитетов представляет премьер Государственного совета.

Государственный совет КНР вправе самостоятельно создавать ведомства прямого подчинения (комиссии, комитеты, управления), выполняющие отдельные функции. В настоящее время такими органами являются Комитет по управлению государственным имуществом, Главное таможенное управление, Главное государственное налоговое управление, Главное государственное управление торгово-промышленной администрации, Главное государственное управление по контролю качества, инспекции и карантину и др.

Закон КНР «Об организации комитетов городского населения» (Органический закон «О комитетах городского населения») определяет общие правила организации комитетов городского населения в КНР.

Комитеты городского населения – низовые организации самоуправления в городской местности (в сельской местности создаются комитеты сельского населения в соответствии с Законом КНР «Об организации комитетов сельского населения»). Создание комитетов городского населения предусмотрено Конституцией КНР. Комитеты городского населения выражают интересы населения перед народными правительствами городов без районного деления (городов уездной ступени) или народными правительствами городских районов (в городах с районным делением), занимаются разрешением споров среди населения (в соответствии с Законом КНР «О народной медиации»), общеполезными делами, содействуют в охране общественного порядка, а также содействуют народным правительствам и их органам в сфере здравоохранения, планирования рождаемости, образования, социальной помощи.

Комитеты городского населения в зависимости от численности населения создаются из расчета один комитет на 100-700 домохозяйств. Выборы комитетов городского населения могут проводиться всем населением, обладающим правом избирать, или представителями домохозяйств. Срок полномочий комитета городского населения – 3 года. Члены комитета городского населения могут переизбираться на неограниченное количество сроков.

Закон КНР «Об организации комитетов сельского населения» (Органический закон «О комитетах сельского населения») определяет общие правила организации комитетов сельского населения в КНР в соответствии с Конституцией КНР (статья 111). Комитеты сельского населения по определению, приведенному в законе – это низовые массовые организации самоуправления сельских жителей. Комитеты сельского населения создаются в целях организации самоуправления, самообразования и самообслуживания сельских жителей. Комитеты сельского населения формируются путем демократических выборов, используют систему демократического принятия решений, осуществляют управление и контроль.

Как правило, один комитет сельского населения создается в одном сельском поселении, которое может объединять несколько естественных поселений (населенных пунктах, не имеющих статуса отдельного сельского поселения). В естественных поселениях может быть создан отдел комитета сельского населения.

Среди основных задач комитетов сельского населения: разрешение споров среди населения на низовом уровне (проведение медиации в соответствии с Законом КНР «О народной медиации»), разрешение общественных дел в рамках одного сельского поселения, содействие охране общественного порядка, подготовка и внесение предложений от лица жителей села в народные правительства волостной ступени. Комитеты сельского населения могут состоять из 3-7 человек, включая председателя комитета и заместителей председателя. подотчетны собранию сельского населения (сходу жителей села). Срок полномочий комитета сельского населения – 3 года. Количество сроков, на которое могут переизбираться члены комитетов сельского населения, не ограничено. Комитеты сельского населения избираются непосредственно жителями сел. Выборы проводятся избирательными комитетами, специально создаваемыми в целях проведения выборов комитетов сельского населения.

Закон КНР «Об организации народных судов» (Органический закон «О народных судах») определяет общие правила организации судебной системы КНР. В соответствии с законом в КНР создаются Верховный народный суд КНР, местные народные суды и специализированные суды. Местные народные суды разделены на три ступени: народные суды основной ступени, народные суды средней ступени и народные суды высшей ступени. Большинство гражданских, уголовных и административных дел в первой инстанции рассматривается народными судами основной ступени.

Народные суды основной ступени создаются по одному в каждом уезде, автономном уезде, городе уездного уровня, городском районе города с районным делением. При необходимости данные суды могут создавать отделения (судебные палаты) в отдельных поселках, микрорайонах или специальных зонах (например, в Шанхайской зоне свободной торговли).

Народные суды средней ступени создаются по одному в каждом автономном округе или городе с районным делением (городе окружной ступени). Например, в провинции Гуандун народные суды средней ступени существуют в городах Гуанчжоу, Чжухай, Шэньчжэнь, Дунгуан, Хойчжоу, Шаньтоу, Цзянмэнь, Фошань, Цинъюань, Чжаогуань, Чжаоцин. В городах центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин) создается несколько народных судов средней ступени (например, в Пекине три суда средней ступени: 1-й Народный суд средней ступени г. Пекин, 2-й Народный суд средней ступени г. Пекин и 3-й Народный суд средней ступени г. Пекин). Народные суды средней ступени рассматривают апелляции на решения народных судов основной ступени, а также некоторые гражданские, уголовные и административные дела, которые подсудны данным судам в первой инстанции в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом КНР, Уголовно-процессуальным кодексом КНР, Административным процессуальным кодексом КНР и разъяснениями Верховного народного суда КНР.

Народные суды высшей ступени создаются по одному в каждом городе центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин), автономном районе (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район, автономный район Внутренняя Монголия) или провинции (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Хэбэй, Шаньси, Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Хэнань, Шаньдун, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Сычуань, Хунань, Цзянси, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун, Хайнань, Гуйчжоу, Юньнань). Народные суды достаточно редко рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Основная деятельность данных судов: 1) рассмотрение апелляций на решения народных судов средней ступени, вынесенных в качестве суда первой инстанции; 2) рассмотрение надзорных жалоб; 3) обобщение судебной практики в пределах провинции, автономного района или города центрального подчинения и издание рекомендаций для нижестоящих судов.

Специализированными судами в КНР являются военные суды и другие специализированные суды (например, морские суды).
 

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи