Great China

Опубликовано Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ»

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

15 ноября 2013 г. опубликован полный текст Постановления Центрального комитета Коммунистической Партии Китая «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ», принятого на третьем пленуме. Текст постановления содержит предложения ЦК КПК по проведению реформ в ближайшие несколько лет.

Третий пленум ЦК КПК прошел 9-12 ноября 2013 г. Сразу после завершения пленума было опубликовано коммюнике с общими заявлениями (о нем мы уже писали) и сообщение о принятии Постановления «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ».

Постановление содержит 60 пунктов, объединенных в 16 разделов (важное значение и руководящая идеология всестороннего углубления реформ; отстаивание и совершенствование базовой экономической системы; ускорение совершенствования современной рыночной системы; ускорение изменения функций правительства; углубление реформы бюджетно-налоговой системы; укрепление механизма и системы интегрированного развития города и села; создание новой экономической системы открытого типа; укрепление социалистической демократической политической системы; продвижение строительства правового государства; укрепление системы сдержек и контроля над реализацией полномочий; продвижение новаторства в сфере культуры; продвижение реформы и новаторства в социальной сфере; новаторство в сфере социального управления; ускорение создания цивилизованной экологической системы; углубление реформы национальной обороны и вооруженных сил; усиление и совершенствование руководства партией всесторонним углублением реформ).

Каждый пункт Постановления (кроме первого и последнего раздела) предлагает ряд конкретных мер в той или иной сфере (основы экономической системы; регулирование рынка; государственное управление; бюджетно-налоговая политика; городская и сельская политика; внешнеэкономическая политика; политическая система; судебная система; контроль над реализацией полномочий правительством; политика в сфере культуры; социальная политика – здравоохранение, образование, занятость, социальное обеспечение; общественный порядок; охрана окружающей среды; национальная оборона).

Среди мер по реформе в основах экономической системы Постановление предлагает совершенствовать систему защиты имущественных прав государства, коллективных хозяйств, организаций и физических лиц, а также стимулировать приток частного капитала в государственные проекты. Кроме того, Постановление считает необходимым совершенствовать систему управления государственным имуществом, содействовать преобразованию государственных предприятий в компании, установить приоритетные сферы для инвестирования государственного капитала и повысить отчисления от государственных предприятий в бюджеты.

Среди мер по реформе в регулировании рынка и предпринимательской деятельности Постановление предлагает упростить правила доступа на рынок (в том числе и для иностранных инвесторов), упростить систему торгово-промышленной регистрации (в том числе – отменить обязательное требование об оплате уставного капитала и перейти к системе регистрации объявленного капитала), уменьшить государственное вмешательство в ценообразование, совершенствовать систему обеспечения справедливой конкуренции на рынке, создать единый рынок прав использования на землю (унификация правил оборота земельных участков, находящихся в государственной и коллективной собственности).

Кроме того, Постановление предлагает совершенствовать рынок финансовых услуг, ускорить превращение юаня жэньминьби в свободно конвертируемую валюту, создать систему страхования вкладов населения, предоставить частному бизнесу возможность создавать малые и средние банки и другие финансово-кредитные организации, а также провести ряд реформ в научно-технической сфере в целях поощрения инноваций.

В сфере государственного управления Постановление предлагает провести реформу правового регулирования инвестиций, уменьшить перечень разрешительных процедур и передать значительную часть полномочий от центрального правительства местным правительствам, провести реформу государственных учреждений, совершенствовать структуру правительства.

В сфере бюджетно-налоговой политики Постановление предлагает ряд мер, направленных на реформу налоговой системы: внести изменения в перечень местных налогов (налогов, администрируемых управлениями по местным налогам и составляющих доходы местных бюджетов), продолжить реформу косвенного налогообложения (переходу с налога на предпринимательскую деятельность на НДС), изменить сферу применения потребительского налога (распространить налог на некоторые ресурсоемкие товары, продукцию экологически грязных производств), ускорить введение нового налога на недвижимость, ввести экологический налог, реформировать ресурсный налог. По мнению ЦК КПК, в Китае должна повышаться доля налоговых доходов от прямых налогов (налога на доходы предприятий и налога на доходы физических лиц), для чего необходимо усовершенствовать администрирование НДФЛ.

Что касается политики на селе, Постановление предлагает расширить права крестьян, разрешить передачу в залог прав на хозяйственный подряд земли и использования земли под жилую застройку в сельской местности, содействовать развитию крупных сельскохозяйственных предприятий и притоку частного капитала в сельское хозяйство. В городах необходимо искать новые пути для привлечения средств на жилищное строительство и создание объектов инфраструктуры и рациональнее использовать территории городов.

Отдельно стоит выделить предложение по постепенной отмене системы регистрации в домовых книгах (хукоу), существующей в нынешнем виде с 1958 г. и ограничивающей доступ новых горожан к социальным благам. Во-первых, Постановление предлагает отметить систему хукоу в поселках и малых городах, постепенно отменить ее в городах среднего размера и определить условия регистрации в крупных городах (то есть, об отмене регистрации в крупных городах речи пока не идет). Во-вторых, Постановление указывает на необходимость подключения новых горожан к городским программам социального страхования: сельские жители, участвовавшие в программах пенсионного и медицинского страхования на селе, после переезда в город должны быть переведены в программы пенсионного и медицинского страхования городского населения.

В сфере внешнеэкономической политики стоит выделить следующее. Во-первых, Постановление предлагает расширить допуск иностранных инвестиций в виды деятельности, в которых сейчас иностранные инвестиции запрещены или ограничены или в которых установлены повышенные требования к иностранным инвесторам. В качестве таких видов деятельности Постановление называет финансовые услуги, образование, культуру, медицину, социальные услуги, проектирование, строительство, бухгалтерский учет и аудит, логистику и электронную коммерцию.

Во-вторых, Постановление предлагает упростить осуществление зарубежных инвестиций китайскими предпринимателями. Сейчас для осуществления крупных инвестиций за рубежом китайские предприятия обязаны предварительно получить разрешение в управлении коммерции. Кроме того, будут облегчены правила оказания трудовых услуг и выполнения подрядных работ за рубежом для китайских предприятий.

В-третьих, на основе опыта, полученного при создании и регулировании работы Шанхайской зоны свободной торговли (которая открылась 29 сентября этого года), Китай продолжит создание аналогичных зон (портов, парков) свободной торговли в прибрежных и внутренних регионах страны.

И, наконец, Китай продолжит активную работу по заключению договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и договоров о создании зон свободной торговли с другими государствами. Среди важнейших торговых партнеров КНР, с которыми сейчас ведутся переговоры о создании зон свободной торговли, являются Европейский Союз и США.

В разделе, посвященном политической системе, Постановление говорит о необходимости привлечения широких слоев населения к обсуждению проектов законов, согласования законопроектов с различными государственными органами и общественными организации, создании аналитических центров для консультирования по вопросам выработки политики, расширении полномочий органов местного самоуправления (комитетов городского населения и комитетов сельского населения). Кроме того, Постановление говорит о необходимости предпринять некоторые меры, направленные на совершенствование работы Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, работы депутатов собраний, повышение качества правотворческой работы и борьбу с лоббированием региональных и ведомственных интересов.

Что касается работы судов и прокуратуры Постановление предлагает совершенствовать систему найма служащих и материально-технического обеспечения для того чтобы обеспечить независимость правосудия и контроля за соблюдением законности от местных органов власти. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность изменения границ судебных округов, чтобы они не совпадали с границами административно-территориальных образований.

В сфере уголовной юстиции Постановление предлагает сократить перечень преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь (сейчас их насчитывается более 50), ликвидировать систему трудового перевоспитания и активнее развивать систему социальной коррекции, лучше защищать права человека при расследовании уголовных преступлений, строже контролировать применение смягчения уголовных наказаний, условно-досрочного освобождения, исключение незаконно полученных доказательств.

Кроме того, Постановление говорит о необходимости реформирования института судебного комитета, повышении открытости судов, мотивированности судебных актов, необходимости обеспечить публичный доступ к судебным решениям и определениям, обеспечить защиту прав человека при применении мер принудительного исполнения, совершенствовать институт адвокатуры.

Что касается органов административного правоприменения, Постановление предлагает усилить местные органы, осуществляющие работу по контролю качества продуктов питания и медикаментов, безопасности производства, охраны окружающей среды, труда и социального обеспечения и морских островов.

В том, что касается осуществления контроля над работой органов государственной власти и партийных органов, Постановление говорит о необходимости повысить открытость правительства и партии, продолжать борьбу с коррупцией, ограничивать материальное обеспечение руководящих кадров и строго следить за соблюдением правил, а также строго следить за деятельностью родственников руководящих кадров (коммерческой деятельностью, занятием должностей, выездом за рубеж на постоянное место жительства).

В сфере культуры Постановление предлагает провести реформу по преобразованию государственных учреждений культуры в самостоятельные предприятия, уменьшить барьеры для малого бизнеса и поощрять создать малых предприятий и микропредприятий, поощрять экспорт культурной продукции за рубеж.

Основные положения Постановления ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» (с сокращениями).

Основы экономической системы

  • Совершенствование системы защиты имущественных прав: создание современной системы имущественных прав с более определенной принадлежностью имущественных прав, точностью определения прав и обязанностей, строгой защитой и удобным оборотом имущественных прав. Охрана прав на имущество различных форм собственности, обеспечение равного использования средств производства в государственной и негосударственной экономике, равенство государственных и частных предприятий в рыночной конкуренции, равная правовая защита государственных и частных предприятий.

  • Активное развитие смешанной формы собственности, основанной на участии государственного, коллективного и частного капитала в целях повышения открытости государственных предприятий, обеспечения и увеличения ценности предприятий, повышения конкурентоспособности. Для этого необходимо разрешить допуск частного капитала к участию в государственных проектах. Предприятиям смешанной формы собственности необходимо разрешить введение планов поощрения работников акциями.

  • Совершенствование системы управления государственным имуществом, усиление контроля над государственным имуществом в форме управления капиталом, создание нескольких компаний по управлению государственным капиталом, поддержка в преобразовании государственных предприятий в инвестиционные компании государственного капитала. Управление и инвестирование государственного капитала в основном должно служить реализации государственных стратегических целей и осуществляться в ключевых для национальной экономики и государственной безопасности отраслях, в охрану окружающей среды, научно-технический прогресс.

  • Использование части государственного капитала для внесения в фонды социального страхования, повышение отчислений дохода от государственного капитала (к 2020 г. – до 30%).

  • Поддержка здорового развития частного сектора экономики, за которым признается большое значение в поддержке экономического роста, инновациях, расширения возможностей для занятости, увеличении налоговых поступлений. Необходимо отстаивать равенство прав, возможностей и регулирования для государственного и частного сектора, отменить необоснованные барьеры для частных предприятий, разработать правила допуска частных предприятий в отдельные сферы деятельности.

  • Поощряется участие частного капитала в преобразовании государственных предприятий, развитие предприятий смешанной формы собственности, контролирующая доля в которых принадлежит частному капиталу.

Регулирование рынка

  • Создание справедливой и прозрачной системы регулирования рынка: создание единых правил допуска на рынок. Создать исчерпывающий перечень условий допуска на рынок и разрешить всем субъектам хозяйственной деятельности свободно осуществлять виды деятельности, не включенные в исчерпывающий перечень. Изучить управление допуском иностранного капитала на основе национального режима и исчерпывающего перечня требований. Упрощение системы торгово-промышленной регистрации, уменьшение перечня квалификаций, подлежащих подтверждению. Переход от системы регистрации оплаченного капитала к регистрации объявленного капитала. Продвижение реформы обращения во внутренней торговле.

  • Реформа системы регулирования рынка: введение единой системы регулирования, пересмотр и отмена различного рода положений, препятствующих унификации рынка и справедливой конкуренции на рынке в пределах всей страны. Строгий запрет и привлечение к ответственности за предоставление незаконных преференций, борьба с местным протекционизмом, монополистическими действиями и недобросовестной конкуренцией. Создание и совершенствование системы общественной кредитоспособности, совершенствование системы банкротства предприятий.

  • Совершенствование системы рыночного ценообразования, при которой государство не должно вмешиваться в определение цен, которые могут быть определены рынком. Реформа ценообразования на водные ресурсы, нефть, природный газ, электроэнергию, транспортные и телекоммуникационные услуги. Регулирование цен государством в основном должно остаться в сфере коммунальных и общественных услуг, естественных монополий при условии повышения прозрачности ценообразования и общественного контроля. Совершенствование механизмов ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

  • Создание единого рынка прав на использование земли под строительство в городской и сельской местности. При условии соблюдения требований к зонированию территорий и назначению использования необходимо допустить оборот (передачу, аренду, внесение в качестве вкладов) прав на использование земли под строительство, принадлежащих сельским коллективным хозяйственным организациям, на равных условиях с оборотом государственной земли. Уменьшение объемов реквизиции земельных участков, введение более подробного регулирования процедуры реквизиции земельных участков. Расширение сферы возмездного использования государственной земли, сокращение безвозмездного выделения государственной земли на необщественные цели. Создание механизма распределения дохода от прироста стоимости земли, учитывающего интересы государства, коллективных хозяйственных организаций и физических лиц, а также разумно обоснованное повышение доли физических лиц. Совершенствование вторичного рынка аренды, передачи и залога земельных участков.

  • Совершенствование финансовой системы: расширение открытости финансового сектора для внутренних и иностранных инвесторов. При условии усиления контроля необходимо разрешить частым инвесторам, отвечающим требованиям, создавать малые и средние банки и другие финансовые организации. Реформа системы регистрации эмиссии акций, развитие и нормативно-правовое регулирование фондового рынка, повышение доли прямого привлечения капитала. Совершенствование системы страхования.

  • Совершенствование механизма определения курса юаня жэньминьби, рыночного определения банковского процента, ставки доходности по облигациям государственного долга. Содействие внутренней и внешней открытости рынка капитала, создание системы управления над движением капитала и внешним долгом в рамках усовершенствованной системы макроэкономического контроля, ускорение процесса превращения юаня жэньминьби в свободно конвертируемую валюту.

  • Реализация реформы финансового регулирования, совершенствование механизма согласованного регулирования, распределение полномочий и ответственности по рискам в сфере финансового регулирования между центральным правительством и местными правительствами. Создание системы страхования депозитов и совершенствование механизмов прекращения деятельности финансовыми организациями. Укрепление создания базовой инфраструктуры для финансовой деятельности в целях обеспечения безопасности, высокой эффективности и стабильности финансового рынка.

Бюджетно-налоговая политика

  • Совершенствование системы бюджетного регулирования: повышение прозрачности бюджетов, совершенствование системы использования бюджетных средств. Создание механизма управления долгами центрального и местных правительств, а также механизма предупреждения рисков, связанных с долгом.

  • Создание механизма выравнивания бюджетной обеспеченности бедных районов, приграничных районов, районов компактного проживания национальных меньшинств, старых революционных районов (последние, как правило, расположены в горных и бедных районах). Дефициты местных бюджетов, возникающие в результате принятия центральным правительством мер по увеличению бюджетной обеспеченности данных районов, должны восполняться за счет трансфертов из центрального бюджета.

  • Совершенствование налоговой системы: углубление реформы налогообложения, совершенствование системы местных налогов (налогов, администрирование которых находится в компетенции управлений по местным налогам), постепенное повышение в налоговых поступлениях доли прямых налогов. Продолжение реформы по переходу с налога на предпринимательскую деятельность на НДС, введение отдельной ставки при уплате НДС в упрощенном порядке. Изменение сферы применения и ставок потребительского налога в целях распространения налога на ресурсоемкие товары, товары экологически грязных производств и некоторые виды товаров класса люкс. Совершенствование системы сбора налога на доходы физических лиц. Ускорение процедуры принятия закона о налоге на недвижимость, реформа ресурсного налога, введение экологического налога.

  • Усиление нормативно-правового регулирования над использованием налоговых льгот (особенно – региональных налоговых льгот) в соответствии с принципами единой налоговой системы, справедливого налогового бремени и содействия справедливой конкуренции. Систематизация нормативных правовых актов о налоговых льготах. Совершенствование системы администрирования центральных и местных налогов.

  • Совершенствование системы реализации полномочий и расходования бюджетных средств. Укрепление полномочий центрального правительства; к предметам ведения центрального правительства должны относиться предметы ведения, связанные с национальной обороной, внешней политикой, государственной безопасностью и единым рыночным пространством всей страны; к совместным предметам ведения центрального и местных правительств должны относиться некоторые виды социального обеспечения, строительство и ремонт важнейших межрегиональных проектов; оказание коммунальных услуг местного характера должно относиться к предметам ведения местных правительств. В соответствии с распределением полномочий и предметов ведения центральное и местные правительства обязаны нести соответствующую ответственность по формированию бюджетов и расходованию бюджетных средств. Центральное правительство вправе передать местным правительствам реализацию отдельных полномочий вместе с соответствующими бюджетными средствами. В свою очередь, реализация полномочий по оказанию коммунальных услуг, имеющих межрегиональный характер и оказывающих существенное влияние на другие регионы, может быть передано от местных правительств центральному правительству вместе с соответствующими бюджетными средствами.

  • Совершенствование системы распределения налоговых и неналоговых поступлений между центральным и местными бюджетами на основе сохранения общей стабильности финансов центра и регионов в сочетании с реформой налоговой системы.

Сельская и городская политика

  • Ускорение создания системы сельскохозяйственной деятельности нового типа: при сохранении семейного подряда в качестве основы сельского хозяйства продвижение новых форм ведения деятельности в сфере сельского хозяйства, обеспечивающих совместное развитие семейного подрядного хозяйства, коллективных хозяйств, кооперации и предприятий. Сохранение системы коллективной собственности на сельскохозяйственные земли, защита права крестьян на получение сельскохозяйственных земель в подряд и развитие экономики сельских коллективных хозяйственных организаций. При условии сохранения отношений сельскохозяйственного подряда и совершенствования системы защиты пахотных земель необходимо предоставить крестьянам права владения, использования, извлечения дохода, оборота земли, взятой в подряд, а также права передачи в залог или предоставления гарантий правом хозяйственной деятельности на землю, взятую в подряд. Кроме того, крестьяне должны получить возможность внесения права подряда в качестве вклада в сельскохозяйственные предприятия. Должен поощряться оборот прав подряда на открытом рынке среди крупных сельских хозяйств, семейных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных предприятий.

  • Поощрение кооперационной экономики на селе, специализации, модернизации и укрупнения сельских хозяйств, предоставление прямых ассигнований из бюджета сельскохозяйственным кооперативам, соответствующим требованиям.

  • Расширение имущественных прав крестьян: обеспечение прав членов коллективных сельских хозяйственных организаций, активное развитие сельскохозяйственных кооперативов, предоставление крестьянам доли в коллективном имуществе в целях владения, извлечения дохода, получения компенсации при выходе из коллективной организации, а также права передачи в залог, предоставления обеспечения и наследования доли в коллективном имуществе. Защита права крестьян на использование земли под частную жилую застройку и совершенствование системы выделения земельных участков под частную жилую застройку крестьянами. Выделение нескольких регионов для апробирования передачи в залог, предоставления обеспечения, отчуждения имущественных прав крестьян на жилую застройку и поиска новых путей увеличения доходов сельского населения. Создание рынка для оборота имущественных прав на селе, содействие открытости, справедливости и упорядоченности оборота имущественных прав на селе.

  • Содействие равноценному обмену и распределению ресурсов между городом и деревней: защита прав крестьян на средства производства, обеспечение равной оплаты за равный труд сельского населения, обеспечение права сельского населения на справедливое распределение прироста от увеличения стоимости земельных ресурсов. Предоставлении гарантии по направлению денежных средств, полученных финансовыми организациями от сельского населения в качестве вкладов, в сельское хозяйство и развитие села. Реформа системы сельскохозяйственных субсидий (в том числе – компенсаций разницы доходов в важнейших районах по производству зерновых культур). Совершение системы сельскохозяйственного страхования. Поощрение капиталовложений в развитие села. Единое планирование в городской и сельской местности при создании объектов капитальной инфраструктуры и выравнивание коммунального обслуживания.

  • Совершенствование механизма здорового развития урбанизации: согласованное развитие малых и средних городов и небольших поселков, согласованное развитие урбанизации и сельскохозяйственной деятельности нового типа. Совершенствование использования городского пространства и увеличение общей нагрузки населения в городах.

  • Создание прозрачных и упорядоченных механизмов финансирования городского строительства: предоставление местным правительствам возможности привлечения денежных средств на строительство путем выпуска облигаций, предоставление частному капиталу возможности участия в создании и эксплуатации объектов капитальной инфраструктуры, изучение возможности создания специализированных финансовых организаций, ответственных за привлечение денежных средств на создание объектов капитальной инфраструктуры и жилищное строительство. Передача дополнительных предметов ведения и полномочий поселкам с достаточно высоким притоком населения и высоким развитием (в соответствии с численностью населения и масштабами экономики поселка).

  • Реформа системы регистрации: полная отмена ограничений по регистрации в поселках и малых городах, упорядоченная отмена ограничений по регистрации в городах среднего размера, обоснованное определение условий по регистрации в крупных городах. Распространение городской системы обеспечения жильем и социального обеспечения на сельских жителей, получивших регистрацию в городах. Установление правил перехода сельских жителей, участвовавших на селе в программах пенсионного и медицинского страхования, в программы пенсионного и медицинского страхования городского населения.

Внешнеэкономическая политика

  • Расширение доступа для иностранных инвестиций: унификация законодательства в отношении национального и иностранного капитала, обеспечение стабильности, прозрачности и предсказуемости политики в отношении иностранного капитала. Увеличение открытости в сфере финансов, образования, культуры, медицины и других видов услуг, уменьшение ограничений для иностранных инвесторов в сфере оказания социальных услуг, проектирования и строительства, аудита и бухгалтерского учета, логистики, электронной коммерции, дальнейшее уменьшение ограничений в обычных видах производственной деятельности. Развитие зон специального таможенного контроля.

  • Шанхайская зона свободной торговли, созданная в конце сентября 2013 г., будет являться экспериментальной площадкой по поиску новых путей углубления реформ и расширения открытости, а также для накопления нового опыта. На основе опыта, полученного при создании и управлении Шанхайской зоной свободной торговли, необходимо выбрать несколько новых регионов для создания зон (портов) свободной торговли.

  • Увеличение зарубежных инвестиций китайских предприятий и физических лиц: определение правового положения предприятий и физических лиц, осуществляющих инвестиции за рубежом. Необходимо предоставить свободу в реализации инженерно-строительных подрядов и оказании трудовых услуг за рубежом при условии самостоятельного несения рисков и создать новые возможности для осуществления за рубежом инвестиций путем создания предприятий, приобретения зарубежных предприятий (слияний и поглощений), инвестирования в ценные бумаги.

  • Ускорение работы по заключению соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с другими государствами, совершенствование системы разрешительных процедур, связанных с осуществлением инвестиций, совершенствование системы консульской защиты за рубежом, предоставление гарантий, содействие инвестициям, предупреждение рисков, расширение пространства для инвестиционного сотрудничества.

  • Ускорение работы по созданию зон свободной торговли с другими странами. В соответствии с правилами мировой торговой системы (правилами ВТО) необходимо развивать двустороннюю, многостороннюю, региональную и субрегиональную кооперацию, расширение точек соприкосновения интересов различных стран и регионов. Совершенствование системы доступа на рынок, таможенного и санитарного контроля, ускорение переговоров по новым вопросам (защита окружающей среды, защита инвестиций, государственные закупки, электронная коммерция) в целях создания сети зон свободной торговли, отвечающих высоким международным критериям.

  • Расширение открытости и сотрудничества с САР Гонконг, САР Макао, Тайванем.

  • Расширение открытости внутренних и прибрежных регионов страны. Необходимо использовать возможности, предоставляемые изменениями в размещении производств в мире, для содействия согласованному развитию континентальной торговли, инвестиций и техническим инновациям. Создание новых способов осуществления толлинговой торговли (переработки давальческого сырья) в целях создания механизма, способствующего развитию производств во внутренних регионах страны. Поддержка в расширении сети международных грузовых авиарейсов городов во внутренних регионах, развитие комбинированных перевозок.

  • Предоставление важнейшим пунктам пропуска, приграничным городам, районам экономического сотрудничества возможности введения специальных правил в отношении выезда из-за рубежа, туризма, логистики и толлинга. Создание финансовых организаций для привлечения средств на развитие и ускорение строительства объектов коммунальной инфраструктуры с сопредельными государствами, продвижение проектов экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути.

Политическая система

  • Совершенствование системы собраний народных представителей, совершенствование социалистической правовой системы с китайской спецификой: совершенствование механизмов разработки, обоснования, согласования и утверждения нормативных правовых актов, повышение качества нормотворческой работы, предотвращение нормативному закреплению регионального протекционизма и ведомственных интересов. Совершенствование системы избрания, отчетности и осуществления контроля Всекитайским собранием народных представителей над Государственным советом КНР, Верховным народным судом КНР и Верховной народной прокуратурой КНР. Совершенствование системы принятия решений по важнейшим вопросам во Всекитайском собрании народных представителей и отчетности местных народных правительств всех ступеней по важнейшим вопросам политики перед собраниями народных представителей соответствующих ступеней. Укрепление полномочий Всекитайского собрания народных представителей по проверке и контролю над проектами бюджетов и отчетами об исполнении бюджетов и контролю за управлением государственным имуществом. Укрепление связи между Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Укрепление связи между представителями и народными массами путем создания и совершенствования приемных органов представителей и интернет-сайтов представителей.

  • Совершенствование механизма работы Всекитайского собрания народных представителей: расширение участия народа в законотворческой работе путем конференций, слушаний, оценки, публикации законопроектов и изучение общественного мнения путем опроса общественного мнения.

  • Участие широких слоев общества в согласовании до принятия и в процессе реализации мер по важнейшим вопросам социально-экономического развития и связанных с важнейшими интересами общественных масс при руководстве со стороны КПК. Создание упорядоченной системы демократического согласования, создание каналов согласования с использованием органов государственной власти, политических консультативных органов, партийных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций. Углубление законодательного согласования, административного согласования, демократического согласования, общественного согласования, согласования при помощи советников. Создание аналитических центров нового типа с китайской спецификой для создания и совершенствования системы консультирования по принятию решений.

  • Выявление важной роли единого фронта в демократическом согласовании: совершенствование механизмов сотрудничества КПК с другими партиями и заслушивание мнений от демократических партий и беспартийных лиц. Совершенствование системы внесения предложений от демократических партий напрямую в ЦП КПК. Реализация национальной политики партии, защита прав и законных интересов национальных меньшинств, укрепление и развитие гармоничных социалистических национальных отношений, основанных на равенстве и солидарности.

  • Развитие демократии на местах: совершенствование системы выборов, обсуждения дел, открытости, назначения, направления запросов на местах. Развитие на местах демократического согласования, совершенствование механизмов общественного контроля над работой комитетов городского и сельского населения, содействие самоуправлению граждан на местах. Совершенствование системы демократического управления предприятиями на основе собраний представителей трудового коллектива, укрепление демократических механизмов в общественных организациях, обеспечение реализации работниками демократических прав по участию в управлении и осуществлению контроля над деятельностью предприятий и других организаций.

Строительство правового государства

  • Защита авторитета Конституции КНР, Необходимо совершенствовать механизмы и процедуры контроля над применением Конституции, создать и совершенствовать системы соблюдения, защиты и применения Конституции и законов, обеспечить равенство людей перед законом.

  • Создание системы юридических советников, совершенствование механизма проверки на законность правовых актов и важнейших решений. Совершенствование системы регистрации подзаконных актов, обучения общества общим правовым знаниям. Постепенное увеличение количества сравнительно крупных городов, обладающих полномочиями по принятию местных нормативных правовых актов.

  • Продолжение реформы правоприменения. Упорядочивание субъектов правоприменительной работы, относительная концентрация полномочий в сфере правоприменения, наблюдение и разделение проблем, связанных с пересечением полномочий субъектов правоприменения, создание системы административного правоприменения, основанной на высокой эффективности и авторитете органов правоприменения. Усиление органов правоприменения на низовом уровне, осуществляющих работу в сфере контроля качества продуктов питания и медикаментов, безопасности производства, охраны окружающей среды, труда и социального обеспечения, морских островов и других важнейших сферах. Упорядочивание работы органов, занимающихся обеспечением общественного порядка в городах (муниципальных правоприменительных органов), повышение качества их работы.

  • Совершенствование процедур правоприменительной работы, реализации дискреционных полномочий служащими правоприменительных органов, усиление контроля над правоприменительной работой. Совершенствование системы взаимодействия органов административного правоприменения и органов уголовной юстиции.

  • Обеспечение независимости и справедливости реализации народными судами судебных полномочий и реализации органами народной прокуратуры полномочий по надзору за соблюдением законности. Реформа системы материального обеспечения судебных органов и органов прокуратуры. Изучение возможности изменения территориальной юрисдикции судебных органов и органов прокуратуры, отделенной от границ административно-территориальных образований, в целях обеспечения единства применения законодательства в стране.

  • Создание системы управления кадрами в сфере юстиции, отвечающей профессиональным особенностям: совершенствование единой системы поступления на службу в судебные органы, органы прокуратуры, народную полицию; совершенствование системы званий служащих органов юстиции, совершенствование системы профессиональных гарантий для судей, прокуроров и сотрудников полиции.

  • Совершенствование системы реализации полномочий органами юстиции. Улучшение системы распределения полномочий в органах юстиции, совершенствование системы разделения ответственности, взаимного сочетания и взаимообусловленности полномочий. Усиление надзора за соблюдением законности и общественного контроля над работой органов юстиции.

  • Совершенствование институтов судебного комитета, ответственности при единоличном и коллегиальном рассмотрении дел. Повышение открытости при вынесении судебных решений, мотивированности судебных актов и раскрытия судебных решений и определений. Строгий контроль над применением процедур уменьшения наказаний, условно-досрочного освобождения, госпитализации заключенных. Широкое применение института народных заседателей.

  • Совершенствование системы юридической защиты прав человека. Совершенствование процедур ареста недвижимости, движимого имущества и приостановления операций по банковским счетам. Совершенствование механизмов предупреждения, исправления и привлечения к ответственности в случае совершения ошибок в судебной работе. Строгий запрет на применение телесных наказаний и принуждения, строгий контроль над исключением незаконно полученных доказательств. Постепенное уменьшение перечня преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.

  • Ликвидация системы трудового перевоспитания, совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, совершенствование системы социальной коррекции.

  • Совершенствование системы оказания юридической помощи, механизмов защиты прав адвокатов и ответственности адвокатов за нарушение законодательства и адвокатской этики.

Контроль над реализацией полномочий

  • Создание научно обоснованного и эффективного механизма сдержек и согласованности реализации полномочий: совершенствование партийной системы и системы государственного руководства, отстаивание системы демократического централизма, полное проявление руководящей роли партии. Регулирование должностных полномочий важнейших руководящих кадров партийных органов различных ступеней, научно обоснованное распределение полномочий и функций органов партии и внутренних подразделений для точного определения полномочий и задач работы.

  • Укрепление и совершенствование сдержек и контроля над реализацией полномочий важнейшими руководящими партийными кадрами, укрепление административного контроля и ревизионного контроля.

  • Совершенствование системы открытости партийных дел и дел государственного управления, открытости при принятии решений, управлении, оказании услуг и открытости результатов работы.

  • Совершенствование механизма борьбы с коррупцией: реформа системы дисциплинарной ответственности и проверок в партии, руководства и проведения работы по борьбе с коррупцией.

  • Строгое применение системы материального обеспечения руководящих кадров: запрет превышения установленных норм при использовании жилых и деловых помещений, служебных машин, использования излишнего количества охраны и секретарей; проведение проверок по фактам превышения установленных норм.

  • Совершенствование и строгое применение системы контроля над коммерческой деятельностью, занятием должностей государственной службы и должностей в общественных организациях, выездом за рубеж на постоянное проживание родственников руководящих кадров, предупреждение использования руководящими кадрами должностных полномочий или личного влияния для извлечения выгоды для родственников или других лиц, находящихся в особых взаимоотношениях с руководящими кадрами.

Политика в сфере культуры

  • Совершенствование государственного управления в сфере культуры: разделение функций государства и предприятий, государства и учреждений, переход правительства от создания культурной продукции к управлению в сфере культуры, упорядочивание взаимоотношений партийных органов и подчиненных им учреждений сферы культуры.

  • Создание современного рынка культурной продукции. Совершенствование механизма допуска и выхода с рынка культурной продукции, поощрение справедливой конкуренции на рынке. Продолжение реформы по превращению государственных коммерческих учреждений в сфере культуры в предприятия, ускорение преобразования предприятий в компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании. Продвижение слияния предприятий в сфере культуры различных регионов, отраслей и форм собственности для расширения масштабов, повышения уровня концентрации и специализации предприятий в сфере культуры.

  • Поощрение развития частных предприятий в сфере культуры, снижение барьеров для частного капитала, поощрение развития малых предприятий и микропредприятий в сфере культуры.

  • Повышение уровня открытости в сфере культуры: при руководстве со стороны правительства необходимо расширить культурный обмен и продвигать китайскую культуру за рубежом. Упорядочивание внутренней и внешней пропаганды, поддержка важнейших средств массовой информации в развитии внутри страны и за рубежом. Создание предприятий в сфере культуры, ориентированных на зарубежные страны, и поддержка предприятий в освоении иностранного рынка. Поощрение участия общественных организаций в создании Институтов Конфуция и культурных центров за рубежом.

  • Активное использование зарубежных плодов культуры, заимствование из-за рубежа способствующих развитию китайской культуры технологий, опыта управления и привлечение иностранных кадров. Обеспечение государственной культурной безопасности.

Разделы о государственном управлении, социальной политике (здравоохранении, занятости, социальном обеспечении и образовании), общественном порядке, экологии, национальной обороне и партийном руководстве реформ будут рассмотрены отдельно.

Заключение

Реформы, предлагаемые Постановлением ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ», рассчитаны на период до 2020 г. Как сказано в коммюнике, опубликованном после окончания третьего пленума ЦК КПК, в Китае должны быть «достигнуты решающие результаты в важнейших областях и ключевых элементах, создана совершенная, научно упорядоченная, эффективно управляемая система». Поэтому не стоит ожидать немедленного осуществления всех реформ, заявленных в Постановлении.

Кроме того, законы в Китае принимаются не ЦК КПК, а Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом. Как ожидается, некоторые из реформ будут обсуждаться на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей КНР весной следующего года, после чего включены в план законодательной работы. После разработки законопроектов и перед их принятием в большинстве случаев будут проведены общественные консультации (публикация законопроектов для сбора мнений общественности).

Содержание реформ, предложенных ЦК КПК, стоит рассмотреть отдельно по каждому направлению. Это будет сделано в ближайших статьях в блоге.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора