Пекин

В Пекине уменьшится количество автомобильных номерных знаков, разыгрываемых в лотерею

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

8 ноября 2013 г. Канцелярия Народного правительства г. Пекин опубликовала «Проект работы по контролю над выбросом загрязняющих веществ автотранспортными средствами на 2013-2017 гг.» (Уведомление № 53-2013), которым установлены контрольные цифры увеличения общей численности автомобилей в городе, предусмотрено развитие общественного транспорта и уменьшение количества номерных знаков, разыгрываемых в лотерею.

Основные положения Уведомления № 53-2013

В соответствии с Уведомлением № 53-2013 в Пекине общая численность автомобилей к 2017 г. будет удерживаться в пределах 6 млн. штук (сейчас в Пекине зарегистрировано 5,33 млн. автомобилей). Кроме этого, будет поддерживаться улучшение качественных характеристик автопарка города (к 2017 г. численность автомобилей на новых источниках энергии и экологически чистых автомобилей должна составить не менее 200 тыс. штук; к 2015 г. будут полностью запрещены автомобили, не соответствующие государственному стандарту III).

Результатом данных мер должно стать уменьшение выброса загрязняющих веществ автомобилями в Пекине на 25% и сокращение потребления топлива на 5% к 2017 г. при условии увеличения численности автопарка на 800 тыс. автомашин.

Среди мер по развитию общественного транспорта, которые правительство Пекина планирует реализовать к 2017 г., стоит выделить:

  • продолжение строительства метро;
  • расширение сети выделенных полос для автобусов в центре города;
  • развитие услуг по аренде велосипедов.

Результатом данных мер должно стать увеличение использования общественного транспорта в центральных районах города.

Особо строго будет держаться под контролем численность зарегистрированных автомобилей – и это несмотря на уже действующие строгие меры. Сейчас в Пекине ежегодно определяется квота на количество номерных знаков, которые могут быть выданы для владельцев автотранспортных средств. Поскольку количество заявок на получение номерных знаков значительно превышает квоту на их выдачу, номерные знаки разыгрываются в лотерею.

В 2011-2013 гг. ежегодная квота на выдачу номерных знаков составляла 240 000 номерных знаков, из которой 88% предоставлялось для физических лиц, 2% – для предприятий общественного транспорта (включая такси), а также предприятий по аренде автомашин и автошколам и 10% – для организаций и учреждений (включая государственные учреждения). То есть, ежемесячно среди граждан разыгрывается в лотерею немногим более 18 тыс. номерных знаков. Учитывая, что в розыгрыше сейчас находится около 1,6 млн. заявок, шансы на получение номерного знака невелики.

Со следующего года ежегодная квота будет уменьшена с 240 000 до 150 000 номерных знаков. Это уменьшит вероятность получения пекинского регистрационного номера.

Действующие правила получения пекинских автомобильных номеров

В конце 2010 г. Правительство Пекина в целях контроля над численностью автотранспорта в городе ввело новые правила регистрации автомобилей, по которым устанавливалась ежегодная квота на номерные знаки для автотранспорта – Временные положения г. Пекин «О контроле над численностью легковых автомобилей» (Приказ Народного правительства г. Пекин № 227-2010) и Подробные правила применения Временных положений г. Пекин «О контроле над численностью легковых автомобилей» (в настоящее время действуют в редакции от 27 декабря 2011 г.). Поскольку квота была значительно меньше, чем численность приобретаемых в Пекине автомобилей (квота на 2011 г. составила 240 тыс. номерных знаков, а за 2010 г. в Пекине было зарегистрировано около 700 тыс. автомобилей), регистрационные номера разыгрываются лотерею.

Участвовать в лотерее могут не все. Во-первых, в ней не могут участвовать те, на кого в Пекине уже зарегистрирован хотя бы один легковой автомобиль. Во-вторых, в ней не могут участвовать граждане, которые постоянно в Пекине не проживают. Среди тех, кто может принимать участие в лотерее по розыгрышу номерных знаков:

  • граждане, имеющие постоянную регистрацию в Пекине (хукоу);
  • граждане, имеющие разрешение на проживание и работу в Пекине;
  • граждане, имеющие разрешение на временное проживание в Пекине в течение пяти лет уплачивающие взносы в фонды социального страхования и налог на доходы физических лиц в Пекине;
  • военнослужащие Народно-освободительной армии Китая и служащие народной вооруженной полиции в размещенных в Пекине военных частей и частей народной вооруженной полиции;
  • иностранные граждане (а также постоянные резиденты САР Гонконг, САР Макао, жители Тайваня), проживающие в Пекине более одного года (имеющие вид на жительство в КНР, разрешение на проживание сроком на 1 год и выше или деловую визу сроком не менее чем 1 год + временную регистрацию по месту проживания на срок не менее 1 года).

Еще одно требование: участвовать в лотерее могут только те, у кого есть действительное удостоверение на управление автотранспортным средством (водительские права).

Заявка на участие в лотерее может быть подана на интернет-сайте системы контроля над численностью легкового автотранспорта в Пекине (www.bjhjyd.gov.cn) или при личном обращении по месту проживания в Пекине. Пошлины и сборы за участие в лотерее не взимаются.

Лотерея для распределения номерных знаков проводится ежемесячно 26 числа. В лотерее участвуют все заявки, которые были поданы до 8 числа соответствующего месяца, и прошедшие проверку до 25 числа соответствующего месяца. В случае если заявка на получение номерного знака не выиграла, она остается в розыгрыше еще два раза (заявка считается действительной три месяца; после этого необходимо продлить заявку).

Лотерея проводится 26 числа в 10:00 утра. Результаты лотереи (номера выигравших заявок и имена и фамилии победителей) обычно публикуются в тот же день после 12:00 на сайте www.bjhjyd.gov.cn.

Организации вправе участвовать в лотерее на розыгрыш номерных знаков (квота организаций: 4 000 номерных знаков каждые два месяца), если предприятие в течение предыдущего года фактически уплатило в Пекине не менее 50 000 юаней жэньминьби в виде НДС и/или налога на предпринимательскую деятельность. Если организация уплатила большую сумму в виде этих двух налогов, на каждые 50 000 юаней жэньминьби уплаченных НДС и/или налога на предпринимательскую деятельность организации предоставляется право подать одну заявку на получение номерного знака (но не более восьми заявок в общей сложности).

Вновь созданные организации вправе принять участие в лотерее после того, как сумма фактически уплаченного в Пекине НДС и/или налога на предпринимательскую деятельность в текущем году превысила 50 000 юаней жэньминьби.

Лотерея среди организаций проводится в 10:00 26 числа каждый второй месяц (т.е. 26 февраля, апреля, июня, августа, октября, декабря). Результаты лотереи обычно публикуются после 12:00 на сайте www.bjhjyd.gov.cn. В случае если заявка не выиграла, она остается в розыгрыше до конца года.

В случае получения пекинского регистрационного номера все формальности, связанные с приобретением и постановкой на учет автомобиля должны быть выполнены в течение 6 месяцев со дня выигрыша в лотерею. Иначе победитель считается отказавшимся от своего права на пекинский регистрационный номер.

Заключение

По статистике введение ограничений по выдаче номерных знаков в Пекине с 2011 г. уже привело к снижению объемов продаж автомобилей на 56% и уменьшению выручки от продаж на 25%. Уменьшение квоты приведет к дальнейшему уменьшению выручки автодилеров.

Возможность введения аналогичных мер по ограничению регистрации новых автомобилей существует еще в восьми крупных городах КНР: Тяньцзинь, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Чэнду, Шицзячжуан, Чунцин, Циндао и Ухань. По мнению специалистов, введение аналогичных мер в этих городах приведет к уменьшению продаж автомобилей в среднем на 25%.

Для простых жителей Пекина уменьшение количества номерных знаков, разыгрываемых в лотерею, означает уменьшение шансов на регистрацию машины в Пекине в случае его приобретения. При этом регистрация автомобиля в другой провинции не всегда удобна – в Пекине существует ряд ограничений на движение иногороднего транспорта в часы пик и время от времени ограничивается въезд иногороднего транспорта в центр города.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора