IMG_0617

В Сингапуре завершен пересмотр Акта о компаниях

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

3 октября 2012 г. Министерство финансов Сингапура объявило о завершении пересмотра Акта Сингапура о компаниях (Companies Act, Chapter 50), длившегося уже несколько лет. Законодательный акт, являющийся в Сингапуре основным в сфере корпоративного права, ожидают самые масштабные изменения с момента его принятия в 1967 г.

В октябре 2007 года Министерство Финансов Сингапура учредило Подготовительный Комитет для всестороннего пересмотра Акта о компаниях. Подготовительный комитет предоставил свой окончательный доклад в апреле 2011 года, состоящий из 217 рекомендаций по вопросам, касающимся директоров, прав акционеров, управления капиталом, отчётности, управления компаниями и ответственности за правонарушения.

С июля по октябрь 2011 г. Министерство финансов также провело  общественные слушания по докладу Подготовительного комитета. Копия отчета со списком отзывов после публичных консультаций на рекомендации Подготовительного комитета доступна здесь.

Основной целью пересмотра являлось обновление корпоративного законодательства для приспособления к меняющимся реалиям бизнеса, снижения административных барьеров, упрощения отчетности компаний и обеспечения корпоративной прозрачности, увеличивающей степень доверия со стороны обычных инвесторов. Всесторонний пересмотр Акта о компаниях является важным шагом вперед в совершенствовании стандартов корпоративного управления в Сингапуре.

Министерство Финансов одобрило 192 и внесло поправки в 17 рекомендаций Подготовительного комитета для пересмотра Акта о компаниях. 8 рекомендаций на данный момент не были одобрены.

Ответ правительства Сингапура на ключевые рекомендации Подготовительного Комитета по вопросам пересмотра Акта о Компаниях:

Акт о компаниях

1. Влияние на компании

а) Либерализация правил передачи данных в электронной форме

Решение Министерства финансов:

Компаниям будет разрешено указывать в учредительных документах используемый способ электронного взаимодействия. Определенные меры безопасности так же будут применены для определения минимальных стандартов использования передачи данных в электронной форме.

Основание для решения:

В связи с широким внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в Сингапуре это своевременная мера. Хотя компании и на данный момент могут посылать уведомления и документы через электронные средства связи (с учетом ряда условий и правил), по полученным отзывам действующие условия и правила слишком обременительны, а передача данных в электронной форме слишком зарегулирована. Либерализация правил поможет компаниям снизить расходы и повысить эффективность.

б) Разрешить выпуск акций с множественными правами и не голосующие акции при условии применения мер предосторожности

Решение Министерства финансов:

На данный момент частные компании могут выпускать акции с множественными правами и не голосующие акции. Но данное ограничение существует для публичных компаний. Такое ограничение «одна акция-один голос» будет устранено для публичных компаний. Меры предосторожности будут установлены для защиты прав существующих акционеров, и для того чтобы удостовериться, что акционеры знают о правах прикрепленных к любому определенному классу акций.

Основание для решения:

Такая мера предоставит всем компаниям гибкость в управлении капиталом. Такие юрисдикции как Великобритания, Австралия, Новая Зеландия уже предоставляют классы акций с различными правами при голосовании, если так установлено учредительными документами. Однако Австралийская фондовая биржа ограничивает компании с такими акциями при допуске к размещению на рынке. Министерство Финансов и Служба регулирования денежного обращения (Monetary Authority of Singapore, MAS) признают, что существование акций с двойным классом может осложнить регулирование деятельности публичных компаний, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг. Сингапурская фондовая биржа после консультаций со Службой регулирования денежного обращения должна определить возможность допуска таких компаний к размещению акций на рынке ценных бумаг и возможность выпуска таких акций публичными компаниями, акции которых уже обращаются на фондовой бирже.

в) Распространение требования о раскрытии информации для директоров для генеральных директоров.

Решение Министерства финансов:

Законная обязанность раскрывать информацию о конфликте интересов в операциях и владении в компании и в отношениях с корпорациями будет распространена на генеральных директоров (председателей правления). Данное решение принято в соответствии с подходом, принятым в Акте о ценных бумагах и фьючерсах.

Основание для решения:

Генеральный директор, будучи верхней ступенью управления, играет важную роль в процессе принятия решений компанией, иногда более важную, чем члены совета директоров (наблюдательного совета), которые могут не работать в компании в режиме обычного рабочего времени. Обязанность раскрывать информацию на данный момент распространяется только на членов совета директоров. Для улучшения стандартов корпоративного управления и для того, чтобы дать генеральным директорам понять, что они обязаны придерживаться тех же правил раскрытия информации, что и члены совета директоров, обязанность по раскрытию информации будет распространена на генеральных директоров.

г) Сохранение режима «освобожденных частных компаний» в целях предоставления финансовой информации.

Решение Министерства финансов:

Режим освобожденных частных компаний и освобождение от предоставления финансовой информации для кредитоспособных освобожденных частных компаний будут сохранены.

Основание для решения:

На данный момент кредитоспособные освобожденные частные компании не обязаны предоставлять финансовую информацию. Министерство финансов отмечает, что точка зрения Подготовительного комитета состоит в том, что большая прозрачность освобожденных частных компаний может способствовать лучшему контролю со стороны контрагентов, с которыми они сотрудничают. Однако полученные отзывы показали, что конфиденциальность, доступная освобожденным частным компаниям, важна им, поскольку публичное раскрытие коммерчески значимой финансовой информации негативно отразится на интересах компаний.

В соответствии с разделом 4 Акта о Компаниях, освобожденная частная компания определена как –
а) частная компания в акционерном капитале которой бенефициарный интерес прямо или косвенно не принадлежит юридическому лицу, и общим числом участников не более 20;  или
б) любая частная компании, будучи частной компанией, которая полностью принадлежит Правительству, и которую Министр, в национальных интересах объявил официальным уведомлением в Газете освобожденной частной компанией.

Хотя Подготовительный комитет предложил, что конфиденциальность таких компаний будет защищаться путем освобождения от предоставления финансовой информации в каждом отдельном случае, это может создать значительную неопределенность для компаний.

Ликвидация режима освобожденных частных компаний может негативно повлиять на конкурентоспособность Сингапура. Кроме этого, лицо, вступающие в отношения с кредитоспособной освобожденной частной компанией, может договориться о получении финансовой информации от компании в рамках соответствующего договора.

2. Влияние на малый и средний бизнес

а) Новые критерии для освобождения от аудита

Решение Министерства финансов:

Новый режим малых компаний будет введен для применения требования об обязательном аудите. Малая компания, будучи частной компанией, которая соответствует 2 из 3 следующих критериев, будет освобождена от аудита:

1) общая выручка не более 10 миллионов сингапурских долларов;
2) общие активы не более 10 миллионов сингапурских долларов;
3) общее количество работников не более 50.

Для предоставления большей уверенности компаниям данные критерии соответствуют тем, которые используются в Сингапурских стандартах финансовой отчетности для малых предприятий. Существующие меры предосторожности так же будут сохранены.

Основания для решения:

Малые компании представляют ограниченный публичный интерес, соответственно, необходимость требовать от них проведения аудита отсутствует. Малые компании могут сами выбрать проведение аудита, основываюсь на коммерческой необходимости. Это поможет сохранить расходы на отчетность на низком уровне. Ожидается, что от этого выиграют около дополнительно 10% всех компаний или около 25 000 фирм, которые не соответствуют ныне действующим условиям освобождения от аудита.

Меры предосторожности, требующие от всех компаний вести должным образом оформленные бухгалтерские записи и право акционеров, владеющих по крайней мере 5% голосующих акций, требовать от компании провести аудит отчетности сохранится. В настоящее время только частные освобожденные компании с оборотом не более 5 миллионов сингапурских долларов могут получить освобождение от аудита.

б) Упрощение отчетности для недействующих компаний

Решение Министерства финансов:

Бездействующие нелистинговые компании, которые не являются дочерними компаниями листинговых компаний, будут освобождены от требования готовить отчетность с соблюдением мер предосторожности.

Основание для решения:

На данный момент бездействующие компании освобождены от обязательного аудита, но до сих пор обязаны готовить отчётность в соответствии с бухгалтерскими стандартами. За исключениями, данное регулятивное требование для данной группы бездействующих компаний будет устранено. Такие компании имеют ограниченный публичный интерес, и стоимость подготовки отчетности перевешивает преимущества ее получения.

Для примера, освобождение не будет работать для компаний, которые держать значительные активы. Это необходимо для обеспечения отчетности в отношении сохранения активов.

3. Влияние на розничных инвесторов

Введение режима множественных представителей для косвенных инвесторов, включая инвесторов Центрального пенсионного фонда.

Решение Министерства финансов:

Режим множественных представителей будет введен для предоставления косвенным инвесторам и инвесторам Центрального пенсионного фонда тех же прав как и прямым инвесторам в отношении посещения собраний акционеров. Номинальные компании и банки-кастодианы смогут назначать более 2 представителей, так чтобы косвенные инвесторы тоже могли быть назначены представителями для участи в собраниях акционеров. Такой режим будем распространен для допуска инвесторов Центрального пенсионного фонда, которые купили акций через инвестиционную схему Центрального пенсионного фонда или Специальную дисконтную акционную систему для посещения собраний акционеров. Каждому представителю будет предоставлено право голосовать «руками» в дополнение к голосованию «одна акция – один голос».

Основание для решения:

Это позволит достичь более активного участия косвенных инвесторов на общих собраниях, и поможет усилить культуру корпоративного управления.

4. Влияние на директоров

а) Позволить директорам указывать альтернативный адрес в Реестре компаний

Решение Министерства финансов:

На данный момент директора обязаны указывать адрес своего проживания в Реестре компаний. Обновленный Акт о компаниях разрешит директорам отразить альтернативный адрес. Будут действовать меры предосторожности для избежания злоупотреблений.

Основания для решения:

Это служит для защиты частной жизни директоров. Для примера, если Реестр компаний получит жалобу о том, что альтернативный адрес вымышлен, данный альтернативный адрес будет заменен на адрес проживания в реестре. Для физических лиц, которые освобождены от Акта о государственной регистрации (например, иностранцы, которые имеют разрешения на работу или лица, которые не проживают в Сингапуре), Реестр компаний будет продолжать вести конфиденциальный список адресов их проживания. Для других физических лиц, Реестр компаний будет иметь доступ к адресам проживания из Департамента государственной регистрации.

б) Не кодифицировать обязанности членов совета директоров

Решение Министерства финансов:

Кодифицировать обязанности членов совета директоров аналогично Великобритании нежелательно.

Основание для решения:

В то время как кодификация может внести большую ясность относительного того, что ожидается от членов совета директоров, это может привести к потере гибкости и быть не самой лучшей мерой для эффективного ведения бизнеса. Более того, Акт о компаниях уже содержит положения об обязанностях директоров. Министерство финансов будет осуществлять мониторинг ситуации в Великобритании и других юрисдикциях для оценки действительной полезности кодификации обязанностей директоров.

В 2006 году следующие обязанности директора были кодифицированы в английском Акте о компаниях 2006 (UK Companies Act 2006):

Обязанность действовать в пределах полномочий
Обязанность содействовать успеху компании
Обязанность осуществлять независимую оценку
Обязанность действовать с разумной осторожностью, умением и заботливостью
Обязанность избегать конфликтов интересов
Обязанность не принимать поощрений от третьих лиц
Обязанность декларировать заинтересованность в операциях или договоренностях

Раздел 157 (1) Акта Сингапура о компаниях устанавливает, что директора должны в любое время действовать честно и использовать разумную осторожность при выполнении своих обязанностей. Раздел 157 (2) устанавливает, что служащий или агент компании не должны неправомерно использовать любую информацию, полученную с помощью позиции служащего или агента компании для достижения прямо или косвенно преимуществ для себя или для третьих лиц либо для нанесения ущерба компании.

 

Автор

Алексей Фабиш

Алексей Фабиш

Партнер компании SBF Group. Алексей занимается оказанием услуг для российского бизнеса в Гонконге, Сингапуре и других низконалоговых юрисдикциях.

Все записи автора