IMG_0617

Соглашение между КНР и Сингапуром о взаимном признании уполномоченных экономических операторов

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

С 15 марта 2013 г. вступило в силу соглашение между КНР и Сингапуром о взаимном признании уполномоченных экономических операторов. По этому соглашению Сингапур признает уполномоченными экономическими операторами китайские предприятия, которым присвоена категория АА в соответствии с правилами таможенной классификации предприятий в КНР. В свою очередь, на сингапурские предприятия категории STP-Plus в Китае будут распространены упрощения, которые таможенные органы КНР предоставляют предприятиям категории АА.

Ранее в КНР сингапурские предприятия категории STP-Plus пользовались упрощениями, предоставляемыми для уполномоченных экономических операторов при таможенном оформлении в провинции Гуандун. С 15 марта в соответствии с Объявлением Главного таможенного управления КНР «О взаимном признании Правил таможенной классификации предприятий КНР и программы Secure Trade Partnership Сингапура» (№ 13-2013) сингапурским предприятиям категории STP-Plus будут приравнены к уполномоченным экономическим операторам при оформлении во всех таможенных органах по всей стране.

КНР и Сингапур предоставят сингапурским предприятиям категории STP-Plus и китайским предприятиям категории АА упрощения, включая уменьшение проверок и упрощенное таможенное оформление, проведение проверок в приоритетном порядке (если проверка необходима) и приоритет при таможенном оформлении грузов.

Для предоставления упрощений китайские и сингапурские предприятия обязаны указать номер уполномоченного экономического оператора при импорте товаров в Сингапур или КНР соответственно. После проверки номера и подтверждения того, что он присвоен уполномоченному экономическому оператору, китайские и сингапурские таможенные органы предоставляют импортеру соответствующие упрощения.

Уполномоченный экономический оператор

Уполномоченным экономическим оператором по определению Всемирной таможенной организации (ВТО) является «субъект международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со стандартами ВТО или принципами обеспечения безопасности цепи поставки товаров; соответствие вышеуказанным нормам контролируется таможенной администрацией или уполномоченными ею органами». Общие требования к уполномоченным экономическим операторам, установленные ВТО: соблюдение таможенного законодательства, организация бухгалтерии в соответствии со стандартами бухучета, устойчивое финансовое положение, компетентность сотрудников, безопасность грузов, перевозки, помещений и контрагентов.

Национальные программы присвоения статуса уполномоченного экономического оператора существуют в странах Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь), Украине, странах Европейского союза и других странах.

В России уполномоченным экономическим оператором может стать юридическое лицо, предоставляющее обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму не менее 1 млн. евро (150 тыс. евро – при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины). Перед обращением в таможенный орган для получения статуса уполномоченного экономического оператора организация обязана вести внешнеторговую деятельность не менее 1 года, не иметь задолженности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней, не иметь налоговой задолженности, не привлекаться к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, а также иметь необходимую систему учета и соответствовать другим требованиям законодательства (статья 39 ТК ТС).

Юридическому лицу, которому присвоен статус уполномоченного экономического оператора, предоставляются специальные упрощения: временное хранение товаров на территории уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территории уполномоченного экономического оператора (включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в РФ) и другие упрощения (предварительное таможенное декларирование товаров, подача неполной таможенной декларации или периодическое декларирование товаров).

Таможенная классификация предприятий в КНР

В КНР в соответствии с «Правилами таможенной классификации предприятий» (Приказ Главного таможенного управления КНР № 197), действующими с 1 января 2011 г., все участники внешнеторговой деятельности разделены на пять категорий – АА, А, В, С и D. Все вновь созданные предприятия отнесены к категории В. Уполномоченными экономическими операторами в КНР являются предприятия категории АА.

Для получения статуса предприятия категории АА в Китае предприятие обязано:

  • иметь статус предприятия категории А не менее одного года;
  • иметь не более 3% ошибок в таможенных декларациях;
  • соответствовать требованиям таможенного регулирования, управления предприятием и безопасности торговли по результатам проведенной таможенными органами проверки;
  • ежегодно предоставлять отчетность, требуемую таможенными органами.

Если организация является таможенным представителем, для присвоения статуса предприятия категории АА она должна соответствовать всем вышеуказанным требованиям, а общее количество таможенных деклараций при экспорте или импорте товаров и деклараций при перемещении товаров из (в) зон специального таможенного контроля, поданных таможенным представителем за предшествующий год, должно составлять не менее 20 000, для таможенных представителей из западных и центральных регионов – не менее 5 000.

Центральными и западными регионами в данном случае считаются: город Чунцин, провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Шаньси, Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Хэнань, Хубэй, Хунань, Цзянси, Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Хайнань, автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский автономные районы.

Для присвоения статуса предприятия категории АА предприятие подает заявление на присвоение статуса, аудиторское заключение, выданное бухгалтерской фирмой и сведения о предприятии по установленной форме. В течение одного месяца после приема документов к рассмотрению таможенный орган рассматривает вопрос о необходимости проведения проверки предприятия. Если принимается решение о проведении проверки – решение о присвоении статуса предприятия категории АА или отказе принимается в течение 2 месяцев после составления итогового документа по результатам таможенной проверки.

Статус предприятия категории А присваивается предприятию по истечению одного года после присвоения статуса предприятия категории В при отсутствии у предприятия административных правонарушений и преступлений контрабанды, нарушений прав интеллектуальной собственности (прав на результаты интеллектуальной деятельности), нарушений таможенного контроля, задолженности по таможенным платежам, пени и штрафам за предшествующий год и соответствии предприятия другим требованиям.

В частности, общий объем экспорта и импорта предприятия за предшествующий год должен составлять не менее 500 тыс. долларов США, а количество ошибок в таможенных декларациях – не более 5%. Предприятие обязано создать полноценную систему бухучета, позволяющую достоверно и полно отражать его деятельность, активно содействовать таможенным органам в осуществлении таможенного контроля, своевременно проходить все необходимые таможенные формальности, предоставлять таможенным органам отчетность и все требуемые документы. Кроме того, для получения статуса предприятия категории А у предприятия должны отсутствовать в предшествующем году какие-либо административные нарушения, приводящие к снижению кредитоспособности предприятия перед органами Министерства коммерции КНР, территориальными учреждениями Народного банка Китая, органами торгово-промышленной администрации, налоговыми органами, органами контроля качества, органами валютного контроля и органами Министерства контроля КНР.

Для получения статуса предприятия категории А таможенный представитель должен соответствовать аналогичным требованиям, а общее количество таможенных деклараций при экспорте или импорте товаров и деклараций при перемещении товаров из (в) зон специального таможенного контроля, поданных таможенным представителем за предшествующий год, должно составлять не менее 3 000.

Для присвоения категории А предприятие обязано подать заявление и сведения о предприятии по установленной форме. Решение о присвоении статуса предприятия категории А или отказе принимается таможенными органами в течение 3 месяцев после приема документов к рассмотрению.

Статус предприятия категории С присваивается в случае контрабанды (без состава преступления), не менее чем 3-кратного нарушения таможенного контроля за предшествующий год (если общая сумма штрафов за правонарушения превышает 1 000 000 юаней жэньминьби или если количество деклараций с нарушениями превышает 0,01%), не менее чем 2-кратного нарушения прав интеллектуальной собственности при экспорте и импорте товаров за предшествующий год или задолженности у предприятия по таможенным платежам, пени и штрафам до 500 000 юаней жэньминьби.

Таможенный орган переводит предприятие в категорию С в течение 1 месяца после выявления одного из оснований для снижения статуса предприятия. Обратный перевод в категорию В производится не ранее чем через 1 год после перевода предприятия в категорию С и отсутствия за этот год оснований для сохранения предприятия в категории С или перевода предприятия в категорию D.

Статус предприятия категории D присваивается в случае совершения преступления контрабанды, не менее чем 2-кратного совершения административного правонарушения контрабанды за предшествующий год, не менее чем 3-кратного нарушения прав интеллектуальной собственности при экспорте и импорте товаров за предшествующий год или задолженности у предприятия по таможенным платежам, пени и штрафам более 500 000 юаней жэньминьби.

Таможенный орган переводит предприятие в категорию D в течение 1 месяца после выявления одного из вышеуказанных оснований. Если в течение 1 года у предприятия отсутствуют какие-либо правонарушения, таможенный орган переводит предприятие в категорию С.

Упрощения, которыми пользуются предприятия категории АА в Китае, подробно регламентированы правилами, публикуемыми таможенными органами на местах. Например, в Шаньтоу предприятия категории АА пользуются преимуществом при прохождении таможенных процедур по декларированию, проверке и выпуску грузов, освобождением от предоставления обеспечения по уплате таможенных платежей, возможностью круглосуточного предварительного декларирования, принятия предварительного классификационного решения, предварительного решения о таможенной стоимости, о стране происхождения товаров, уменьшением проверок. Для предприятий категории АА также выделяются отдельные сотрудники, которые консультируют предприятие по вопросам законодательства и прохождения отдельных формальностей и содействуют предприятиям в разрешении возникающих в ходе работы вопросов.

Программа Secure Trade Partnership в Сингапуре

Программа Secure Trade Partnership появилась в 2007 г. Это программа Таможенного управления Сингапура для содействия компаниям во введении мер по обеспечению безопасности цепи поставок товаров. Компании, удовлетворяющие требованиям программы, могут обратиться в Таможенное управление Сингапура для присвоения категории STP.

Программа открыта для всех компаний, ведущих деятельность в Сингапуре. При рассмотрении заявлений о присвоении категории STP, Таможенное управление Сингапура учитывает соблюдение компанией правил таможенного контроля в Сингапуре, принятые компанией правила обеспечения безопасности, а также информацию от компании от местных и иностранных государственных органов.

К компаниям категории STP-Plus предъявляются повышенные требования к ограждениям территории и контролю доступа на территорию компании, управления рисками, связанными с персоналом, контрагентами, грузами и их перевозок, информационными технологиями и данными компании, наличие систем кризисного управления и ликвидации последствий происшествий.

Преимущества компаний STP и STP-Plus: уменьшение вероятности таможенной проверки грузов, признание компанией с низким уровнем риска (улучшение имиджа), уменьшение срока проверок и таможенного оформления в других странах, с которыми Сингапур заключил соглашения о взаимном признании компаний STP и STP-Plus в качестве уполномоченных экономических операторов.

В настоящее время Сингапур уже имеет соглашения о взаимном признании уполномоченных экономических операторов с Канадой, Южной Кореей, Новой Зеландией и Японией. Последнее соглашение, заключенное с КНР, признает в качестве уполномоченных экономических операторов компании STP-Plus. При импорте товаров в КНР данные компании пользуются всеми упрощениями, которые предусмотрены в КНР для уполномоченных экономических операторов.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора