Программа поддержки внешней торговли в КНР

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

16 сентября 2012 г. Канцелярия Государственного совета КНР опубликовала «Некоторые рекомендации по содействию стабильному росту внешней торговли». Это программный документ, содержащий основные задачи, поставленные Государственным советом КНР.

По мнению Государственного совета КНР для содействия устойчивому росту внешней торговли в КНР следует уделить особое внимание следующим вопросам:

1. Уменьшение срока возмещения налогов при экспорте. На основе реформы системы валютного контроля при экспорте товаров (с 1 августа 2012 г.) следует предпринять меры, направленные на уменьшение сроков возмещения НДС и потребительского налога при экспорте для обеспечения своевременности возмещения налогов.

2. Расширение масштабов финансирования торговли. Необходимо совершенствование системы финансирования экспорта и импорта и содействие финансово-кредитным учреждениям в увеличении финансовых продуктов для уменьшения рисков, связанных с колебанием курса валют (валютных рисков). Кроме того, необходимо расширение каналов финансирования экспортных поставок и оказание поддержки коммерческим банкам в кредитовании экспортных и импортных операций, а также услуг по финансированию торговых операций в юанях жэньминьби.

3. Снижение себестоимости торгового финансирования. Со стороны государства необходим более жесткий надзор за деятельностью банков, включая строгие запреты на установление банковскими организациями дополнительных необоснованных условий при кредитовании экспортных и импортных операций, взимание сборов за оказание услуг кредитования в нарушение установленных правил, а также создание условий для торгового финансирования малых предприятий и микропредприятий.

4. Содействие развитию страхования экспорта. Для этого необходимо установить специальный порядок страхования экспорта крупного комплектного оборудования, увеличить масштабы и расширить покрытие страхования экспорта. Кроме того, необходимо распространить страхование экспорта на малые предприятия и микропредприятия для поддержки в освоении мирового рынка.

5. Повышение эффективности таможенного оформления. Реформа системы таможенного и карантинного контроля, упрощение разрешительных процедур, реформы, направленные на повышение эффективности работы таможни и снижение себестоимости таможенного оформления для предприятий, должны продолжаться. Должны быть изменены критерии, по которым участникам внешнеэкономической деятельности присваивается категория АА, в рамках реформы учета участников ВЭД в таможенных органах, а также расширена сфера применения электронного декларирования.

6. Реформа системы валютного контроля. Полная реализация всех положений о валютном контроле при торговле товарами, а также повышение качества государственных услуг, содействие торговой деятельности, создание благоприятной регулятивной среды для внешнеторговых предприятий.

7. Внесение изменений в перечень товаров, подлежащих обязательному карантинному контролю. Помимо реализации положений об отмене обязательного карантинного контроля для некоторых групп товаров (принятых 1 августа 2012 г.) необходимо изучить возможность внесения других изменений в перечень при условии обеспечения контроля качества экспортируемых товаров.

8. Совершенствование системы сборов и уменьшение ставок сборов. Необходимо отменить необоснованные сборы, взимаемые при экспорте и импорте товаров, уменьшить ставки сборов, уменьшить количество стадий уплаты сборов для уменьшения себестоимости внешнеэкономической деятельности для предприятий. Должны быть реализованы положения об отмене паспортов сделок и сборов за осуществление таможенного контроля. В период с 1 октября по 31 декабря 2012 г. ввоз и вывоз товаров, транспортных средств, контейнеров будет освобожден от сборов за осуществление таможенного и карантинного контроля. С 1 января 2013 г. сборы за осуществление карантинного контроля будут взиматься по новым сниженным ставкам.

9. Активная реакция на торговые трения. Государство необходимо активно действовать при возникновении торговых трений и участвовать в разрешении споров при помощи механизмов Всемирной торговой организации, руководить действиями предприятий и отраслевых ассоциаций при возникновении торговых трений для защиты прав и законных интересов китайских экспортеров. Кроме того, КНР должна в установленном законодательством порядке (в первую очередь, в соответствии с Законом КНР «О внешней торговле») использовать меры правовой защиты для обеспечения безопасности внутреннего рынка.

10. Расширение многосторонних и двусторонних связей. Для этого необходимо активное участие КНР в организациях G-20, Шанхайской организации сотрудничества, других многосторонних, региональных и субрегиональных организациях, а также содействие предприятиям в использовании преимуществ от участия КНР в многосторонних, региональных, субрегиональных организациях и соглашениях о зоне свободной торговли. Также планируется ускорить переговоры другими государствами по заключению новых соглашений о зоне свободной торговли.

11. Увеличение импорта и выравнивание торгового баланса. Государство будет стремиться выровнять торговый баланс за счет увеличения импорта с особым упором на импорт передового технического оборудования и комплектующих к этому оборудованию, а также импорт потребительских товаров, имеющих значение в жизни народных масс.

12. Совершенствование территориального распределения внешней торговли. Во-первых, необходима государственная поддержка в освоении китайскими предприятиями рынков Африки, Латинской Америки, Юго-восточной Азии, Восточной Европы, других развивающихся рынков. Во-вторых, государство будет реализовывать меры по привлечению иностранных инвесторов в центральные и западные регионы КНР и оказывать поддержку экономического обмена между пограничными регионами КНР и соседними государствами.

13. Содействие в создании центров внешнеторговой деятельности, торговых площадок и международных сетей дистрибуции. Государство будет содействовать созданию центров внешнеторговой и производственной деятельности на основе районов концентрации определенных отраслей, выставок и ярмарок со значительным потенциалом, площадок для электронной торговли, а также поощрять предприятия в создании международных сетей для дистрибуции товаров.

14. Улучшение структуры экспорта. Для этого необходима реализация стратегии на рост экспорта высокотехнологичных и высококачественных товаров, увеличение экспорта технологически емких и капиталоемких электромеханических товаров, высокотехнологичных товаров с высокой добавочной стоимостью, экономичных и экологически чистых товаров. При этом государство также намерено оказать поддержку предприятиям трудоемких отраслей в обновлении техники в целях повышения качества продукции и увеличения добавочной стоимости. Экспорт ресурсоемких товаров и товаров экологически грязных производств должен находиться под контролем.

15. Совершенствование способов ведения торговой деятельности. Во-первых, толлинг (ввоз и переработка сырья на территории КНР с дальнейшим вывозом из КНР готовой продукции) должен быть постепенно переведен из прибрежных районов во внутренние регионы КНР и зоны специального таможенного контроля (бондовые зоны) с повышением китайской доли в добавочной стоимости и комплектующих (материалах и сырье). Во-вторых, КНР продолжит развитие приграничной торговли.

16. Усиление целенаправленности работы и инициативности в работе. Последнее касается организационных вопросов реализации данных мер – все государственные органы и все регионы и территории обязаны проводить анализ состояния внешней торговли, осуществлять мониторинг экономического состояния участников внешнеэкономической деятельности и иметь актуальную информацию об изменениях себестоимости предпринимательской деятельности, объемах заказов, производственных мощностей, рыночных долей участников ВЭД. Государственные органы обязаны уделить больше внимания экспортерам (в особенности – малым предприятиям и микропредприятиям) и оказывать им действенную поддержку в получении заказов и освоении рынков.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора