Разъяснение Верховного народного суда КНР о квалификации преступления по причинению вреда пастбищным угодьям

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

22 ноября 2012 г. вступило в силу Разъяснение Верховного народного КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении уголовных дел о причинении вреда пастбищным ресурсам» (№ 15-2012).

К пастбищным ресурсам относятся природные пастбища (долины, горы, откосы) и искусственные пастбища (улучшенные пастбища и пастбища, созданные на отведенных пахотных землях), не включая луга в пределах городской местности.

Незаконное занятие пастбищ и изменение назначения использования пастбищ в нарушение Закона КНР «О пастбищах» и другого законодательства об управлении земельными ресурсами в достаточно крупном размере с причинением значительного вреда пастбищным ресурсам подлежит квалификации в соответствии со статьей 342 УК КНР как незаконное занятие сельскохозяйственных земель (до пяти лет лишения свободы или краткосрочный арест; в качестве дополнительного наказания – штраф).

Достаточно крупным размером считается незаконное занятие и изменение назначения использования пастбищных угодий площадью более 20 му (13 340 кв. м) или незаконное занятие и изменение назначения использования более 10 му (6 670 кв. м) повторно в течение 3 лет после применения административного наказания за незаконное занятие пастбищных угодий.

Причинением значительного ущерба пастбищным угодьям для квалификации по статье 342 УК КНР считается:

  1. использование пастбищных угодий для выращивания сельскохозяйственных культур и лесопосадок;
  2. строительство землянок, зданий и сооружений, создание дорог, добыча песка и камня, полезных ископаемых, снятие почвенного покрова с пастбищных угодий;
  3. причинение значительного вреда первоначальной растительности или серьезное загрязнение пастбищ путем складирования или сброса отходов;
  4. опустынивание или серьезное обезвоживание пастбищных угодий вследствие выращивания фуражных и кормовых культур в нарушение правил охраны, строительства и использования пастбищных угодий;
  5. иные обстоятельства, свидетельствующие о причинении серьезного вреда пастбищным угодьям.

Отягчающими обстоятельствами для квалификации действий служащих государственных органов по статье 410 УК КНР (незаконное утверждение реквизиции или занятия земель; незаконная передача прав на государственные земельные ресурсы по заниженной цене) являются:

  1. незаконное разрешение изъятия, реквизиции, занятия пастбищных угодий площадью более 40 му (26 680 кв. м);
  2. незаконное разрешение изъятия, реквизиции, занятия пастбищных угодий, в результате чего происходит разрушение пастбищных угодий площадью более 20 му (13 340 кв. м);
  3. незаконное разрешение изъятия, реквизиции, занятия пастбищных угодий, в результате чего причинен прямой экономический ущерб на сумму более 300 000 юаней жэньминьби или наступили другие негативные последствия.

Особо крупный вред государственным или коллективным интересам для квалификации по статье 410 УК КНР является:

  1. незаконным разрешением изъятия, реквизиции, занятия пастбищных угодий площадью более 80 му (53 360 кв. м);
  2. незаконным разрешением изъятия, реквизиции, занятия пастбищных угодий, в результате чего происходит разрушение пастбищных угодий площадью более 40 му (26 680 кв. м);
  3. незаконным разрешением изъятия, реквизиции, занятия пастбищных угодий, в результате чего причинен прямой экономический ущерб на сумму более 800 000 юаней жэньминьби или наступили особо негативные последствия.

В соответствии со статьей 410 УК КНР служащие государственных органов, действующие из корыстных побуждений в нарушение законодательства об управлении земельными ресурсами, незаконно разрешившие реквизицию или занятие земель или незаконно предоставившие право пользования государственными земельными ресурсами по заниженной стоимости, при наличии отягчающих обстоятельств наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным лишением свободы; те же деяния, причинившие особо крупный вред государственным или коллективным интересам, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

В случае препятствования должностным лицам контроля и инспекции за состоянием пастбищ в выполнении ими своих служебных обязанностей с использованием насилия или угрозы его применения, при наличии состава преступления деяния должны квалифицироваться по статье 277 УК КНР (препятствование служащим госорганов в выполнении служебных обязанностей).

В соответствии со статьей 277 УК КНР препятствование путем насилия или угрозы законному выполнению служащими государственных органов своих служебных обязанностей наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом, надзором или штрафом. Аналогичным образом наказывается препятствование выполнению своих обязанностей депутатами Всекитайского собрания народных представителей или депутатами собраний народных представителей всех уровней, сотрудниками Общества Красного Креста, а также умышленное препятствование без применения насилия и угроз выполнению сотрудниками органов государственной безопасности и органов общественной безопасности рабочих задач, связанных с обеспечением государственной безопасности, приведшее к серьезным последствиям.

Подстрекательство народа к отказу от исполнения законодательства и подзаконных актов о пастбищных угодьях при наличии состава преступления подлежит квалификации по статье 278 УК КНР. Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, краткосрочного ареста, надзора или лишения политических прав за призыв народных масс к выражению силового протеста против выполнения законов и подзаконных актов; при наличии серьезных последствий применяется наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет.

В случае совершения организацией преступления, предусмотренного статьей 342 УК КНР, организация наказывается штрафом, а компетентные лица, несущие прямую ответственность, и другие напрямую ответственные лица организации привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с настоящим Разъяснением.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора