Это ссылка.

Разъяснение Верховного народного суда КНР о возмещении вреда при дорожно-транспортном происшествии

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

С 21 декабря 2012 г. вступило в силу Разъяснение Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении дел о возмещении вреда при дорожно-транспортных происшествиях» (№ 19-2012). Документ посвящен вопросам определения субъекта ответственности в различных случаях (ответственность собственника транспортного средства при ДТП по вине другого лица, управлявшего транспортным средством, ответственность в случае многократной передачи автомобиля без регистрации перехода права собственности, ответственность по вине автомобиля, подлежащего утилизации, другие случаи), пределов вреда жизни и здоровья и имущественного вреда, некоторых процессуальных вопросов при рассмотрении споров.

Правила возмещения вреда, причиненного в результате ДТП

Основные правила о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, содержатся в Законе КНР «О деликтной ответственности» (глава VI, статьи 48-53). Стоит привести основное содержание этих статей.

В соответствии со статьей 48 Закона КНР «О деликтной ответственности» ответственность по возмещению вреда, причиненного в результате ДТП, распределяется в соответствии с законодательством КНР о безопасности дорожного движения. Это в первую очередь Закон КНР «О безопасности дорожного движения» (действующая редакция – от 22 апреля 2011 г.) и Положение «О применении Закона КНР о безопасности дорожного движения» (Постановление Государственного совета № 405 от 30 апреля 2004 г.). Статья 76 Закона КНР «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что компенсация вреда жизни и здоровью, имущественного вреда при ДТП выплачивается страховой компенсацией в пределах суммы обязательного страхования общегражданской ответственности. Если сумма вреда превышает страховую сумму по ОСАГО, оставшаяся часть возмещается виновной стороной; при вине обоих участников ДТП вред возмещается каждой из сторон в зависимости от степени вины.

В случае ДТП между автотранспортным средством и пешеходом при отсутствии вины пешехода возмещение вреда возлагается на водителя автотранспортного средства; при наличии доказательств вины пешехода ответственность автомобилиста соответствующим образом уменьшается (в зависимости от степени вины пешехода). При отсутствии вины водитель автотранспортного средства несет ответственность по возмещению не более чем 10% причиненного пешеходу вреда, но за исключением случаев умышленных действий пешехода по созданию ДТП.

В соответствии со статьей 49 Закона КНР «О деликтной ответственности» если ДТП произошло по вине лица, которое управляло автотранспортным средством, не являясь его собственником (например, арендовало автотранспортное средство или получило автотранспортное средство в безвозмездное пользование от собственника), страховая компания обязана выплатить страховое возмещение лицу, которому был причинен вред, в пределах страховой суммы по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Если вред превышает страховую сумму по ОСАГО, оставшаяся часть выплачивается лицом, управлявшим автотранспортным средством, но за исключением случаев, когда установлена вина собственника автотранспортного средства в возникновении ДТП. В последнем случае собственник автотранспортного средства несет ответственность по возмещению вреда в соответствии со степенью его вины в ДТП.

В случае если стороны заключили договор купли-продажи транспортного средства, продавец передал транспортное средство покупателю, но стороны еще не оформили регистрацию перехода права собственности, то в случае ДТП ответственность по возмещению вреда, превышающего страховую сумму по ОСАГО, возлагается на лицо, которому автомобиль был передан (статья 50 Закона КНР «О деликтной ответственности»).

В случае ДТП с участием автомобиля самостоятельной сборки или автомобиля, подлежащего утилизации, если этот автомобиль передан покупателю продавцом по договору купли-продажи, на покупателя и продавца автомобиля возлагается солидарная ответственность по возмещению вреда (статья 51 Закона КНР «О деликтной ответственности»).

В случае ДТП с участием угнанного автомобиля по вине лица, управляющего этим автомобилем, ответственность по возмещению причиненного вреда возлагается на угонщика (лицо, неправомерно завладевшее транспортным средством, статья 52 Закона КНР «О деликтной ответственности»). В этом случае страховая компания обязана в пределах страховой суммы по ОСАГО оплатить неотложные расходы по спасению (неотложной медицинской помощи) и взыскать эти расходы с угонщика автомобиля.

В случае если автомобиль скрылся с места ДТП или собственник автотранспортного средства не имел страховки ОСАГО, то неотложные медицинские расходы и расходы на погребение (похороны) оплачиваются фондом общественной помощи в дорожно-транспортных происшествиях. В свою очередь, фонд общественной помощи в порядке регресса вправе взыскать эти расходы с лица, виновного в ДТП (статья 53 Закона КНР «О деликтной ответственности»).

Фонды общественной помощи в ДТП существуют в каждой провинции и формируются за счет отчислений от страховых взносов на обязательное страхование автогражданской ответственности, субсидий из местных бюджетов в зависимости от сумм налога на предпринимательскую деятельность, уплачиваемых страховыми компаниями, занимающихся ОСАГО, а также штрафов с собственников и владельцев автотранспортных средств за нарушение положений законодательства об ОСАГО.

Вина собственника автотранспортного средства

Первое положение Разъяснения Верховного народного суда посвящено ответственности собственника автотранспортного средства в соответствии со статьей 49 Закона КНР «О деликтной ответственности». В соответствии с данной статьей лицо, управляющее транспортным средством, арендованным или безвозмездно полученным от собственника, несет ответственность по возмещению вреда, причиненного в результате ДТП, но за исключением случаев, когда в ДТП имеется вина собственника автотранспортного средства.

В соответствии с Разъяснением вина собственника автотранспортного средства в ДТП существует в следующих случаях:

  1.  если одной из причин ДТП является недостаток автотранспортного средства, о котором знал или должен был знать собственник;
  2. если собственник знал или должен был знать о том, что лицо, которому передано автотранспортное средство, не имеет права на получение водительского удостоверения или не имеет водительского удостоверения на управление соответствующим автотранспортным средством;
  3. если собственник знал или должен быть знать о том, что лицо, которому передано автотранспортное средство, не может управлять автотранспортным средством по причине алкогольного опьянения, употребления психотропных или наркотических веществ или заболевания, препятствующего управлению автотранспортным средством;
  4. в иных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии вины собственника автотранспортного средства в ДТП.

Народные суды обязаны удовлетворять требования о возмещении вреда, предъявляемым к лицам, управляющим автотранспортными средствами без разрешения собственника. При наличии вины собственник несет соответствующую ответственность, но за исключением случаев, когда управляющее автотранспортным средством лицо неправомерно завладело автотранспортным средством (статья 52 Закона КНР «О деликтной ответственности»).

Ответственность по возмещению вреда в ДТП зависимых лиц

Статья 3 Разъяснения Верховного народного суда посвящена ДТП с участием автотранспорта, используемого в коммерческих автоперевозках зависимых лиц (в отношениях зависимости). Термин зависимость означает такую ситуацию, в которой юридическое или физическое лицо получает от другого субъекта предпринимательской деятельности право в течение определенного периода времени действовать от имени данного субъекта во взаимоотношениях с третьими лицами в целях использования определенных преимуществ (налоговых льгот, ведения лицензируемых видов деятельности и др.). Законодательство запрещает ссылать на наличие такой зависимости в случае возникновения ответственности по компенсации вреда.

Чаще всего такие отношения возникают в строительстве (подрядчики, субподрядчики) и прямо запрещены Законом КНР «О строительстве». Договоры (так называемые договоры сотрудничества, договоры внутреннего подряда), заключенные в нарушение закона или с лицом, не имеющим необходимой для выполнение работ квалификации от лица строительной компании, имеющей соответствующий статус (квалификацию), по общему правилу являются недействительными (Разъяснение Верховного народного суда «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении споров по договорам строительного подряда»).

В соответствии со статьей 3 Разъяснения в случае ДТП по вине автотранспортного средства, используемого в коммерческих автоперевозках одним лицом, выступающим от имени другого лица, которое, в свою очередь, предоставило первому право на ведение предпринимательской деятельности от имени данного другого лица, пострадавший в ДТП вправе обратиться в народный суд с требованием о возложении солидарной ответственности по возмещению ущерба на данные лица. Народный суд обязан удовлетворить данное требование пострадавшей стороны.

Аналогичное правило о солидарной ответственности зависимых лиц по компенсации причиненного вреда содержится в Постановлении Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства по рассмотрению туристских споров». В соответствии со статьей 16 этого документа туристическая компания, которая разрешает другим лицам вести туристскую деятельность от имени компании, несет солидарную с данными лицами ответственность по возмещению вреда (включая вред жизни и здоровью, имущественный вред) туристам, если в суде турист заявил иск о привлечении туристической компании и действующего от ее имени лица к солидарной ответственности.

Ответственность по возмещению вреда в ДТП транспортного средства, переданного без оформления регистрации перехода права собственности

В случае так называемой «продажи по доверенности» автомобиль передается другому лицу без оформления регистрации перехода права собственности. В случае если автомобиль, участвовавший в ДТП, несколько раз переходил из руки в руки таким образом, то требования пострадавшего о возмещении вреда, по мнению Верховного народного суда КНР, могут быть предъявлены к последнему лицу, которое фактически владеет автомобилем (статья 4 Разъяснения).

Ответственность по возмещению вреда в ДТП транспортного средства с дубликатом номерного знака

Большинство нарушений ПДД сейчас фиксируется благодаря системам видеонаблюдения. С этим связан новый вид мошенничества: изготовление и использование дубликата номерного знака схожего по внешнему виду автомобиля. Таким нехитрым способом можно избавить себя от штрафов.

В некоторых случаях собственник или владелец автомобиля сам заказывает изготовление дубликата номерного знака и передает его другим лицам для использования. Это актуально в Пекине или Шанхае, где получить номерной знак сейчас достаточно сложно (в Пекине – лотерея на получение пекинских номеров, в Шанхае – аукцион), а на автомобили из других регионов распространяет ряд ограничений (например, запрет на въезд на внутригородские скоростные дороги в час пик).

Что касается вреда, причиненного в результате ДТП по вине собственника или владельца автомобиля с дубликатом номерного знака (套牌机动车), то по общему правилу собственник или владелец такого автомобиля несет ответственность за возмещение вреда. Единственное исключение – если использование дубликата номерного знака осуществляется с согласия собственника или владельца автомобиля, номерной знак которого используется на другом автомобиле: в таком случае собственники (владельцы) автомобилей с оригиналом и дубликатом номерного знака несут солидарную ответственность.

Ответственность по возмещению вреда в ДТП транспортного средства, подлежащего утилизации

Статья 6 Разъяснения посвящена вопросу ответственности по возмещению вреда в ДТП по вине автотранспортного средства, подлежащего утилизации, или самостоятельно собранного автотранспортного средства.

Под автомобилем самостоятельной сборки здесь имеется ввиду автомобиль, собранный с использованием деталей утилизированных транспортных средств (двигателя, рулевого управления, коробки передач, переднего и заднего моста, кузова). Закон КНР «О безопасности дорожного движения» запрещает самостоятельную сборку и эксплуатацию транспортных средств из деталей утилизированных автомобилей.

Автомобилями, подлежащими утилизации, является автомобили, которые должны быть утилизированы в соответствии с государственными стандартами, а также автомобили, которые в результате техосмотра признаны не отвечающими техническим требованиям эксплуатации по причине серьезных повреждений двигателя или шасси или не отвечают государственным экологическим стандартам (стандартам содержания загрязняющих веществ в выхлопах). Эксплуатация таких автомобилей запрещена.

Общее правило о солидарной ответственности по возмещению вреда в ДТП покупателя и продавца автомобиля самостоятельной сборки или автомобиля, подлежащего утилизации, установлена статьей 51 Закона КНР «О деликтной ответственности». Статья 6 Разъяснения уточняет: в случае неоднократной перепродажи автомобиля самостоятельной сборки, автомобиля, подлежащего утилизации, или другого запрещенного к эксплуатации автотранспортного средства народный суд по требованию одной из сторон обязан возложить солидарную ответственность по возмещению вреда на всех лиц, участвовавших в каждой перепродаже такого автомобиля.

Ответственность по возмещению вреда в ДТП при учебной езде и тест-драйве

В случае ДТП по вине автотранспортного средства, используемого для обучения вождению, ответственность по возмещению вреда несет автошкола (статья 7 Разъяснения).

В случае ДТП по вине автотранспортного средства, используемого для тест-драйва, народный суд обязан удовлетворить требования стороны о возмещении вреда организацией, предоставившей услуги по тест-драйву автотранспортного средства; в случае вины лица, управлявшего автотранспортным средством, ответственность организации должна быть соответственным образом уменьшена (статья 8 Разъяснения).

Ответственность по возмещению вреда в ДТП при вине дорожных служб

В случае если ДТП произошло по причине недостатков дорожного покрытия, ответственность по возмещению причиненного вреда возлагается на организацию, занимающуюся обслуживанием автомобильной дороги, с одним исключением: если данная организация может доказать исполнение всех предусмотренных законами, подзаконными и ведомственными актами, государственными, отраслевыми и местными стандартами обязанностей по обеспечению безопасности, предупреждению об опасности и других обязанностей по обслуживанию автомобильной дороги, то она освобождается от ответственности.

В случае причинения вреда транспортному средству или пешеходу после въезда (входа) на автомагистраль, если данным транспортным средствам и лицам в соответствии с законом въезд на автомагистраль или нахождение на автомагистрали запрещено, то к ответственности организации, обслуживающей автомагистраль, применяются положения статьи 76 Закона КНР «О деликтной ответственности». То есть, если организация, обслуживающая автомагистраль, использовала все необходимые меры для предупреждения о запрете въезда (входа) на автомагистраль, то ее ответственность может быть уменьшена или данная организация может быть освобождена от ответственности по возмещению вреда.

В случае причинения вреда в ДТП по причине постороннего предмета, находящегося на проезжей части, народный суд обязан удовлетворить требования пострадавшего лица о возмещении вреда лицом, по вине которого данный предмет оказался на проезжей части. Если организация, обслуживающая автомобильную дорогу, при этом не может доказать исполнение всех предусмотренных законами, подзаконными и ведомственными актами, государственными, отраслевыми и местными стандартами обязанностей по обеспечению безопасности, предупреждению об опасности и других обязанностей по обслуживанию автомобильной дороги, то на данную организацию возлагается соответствующая ответственность по возмещению вреда.

Остальные положения о субъекте ответственности

В случае причинения вреда по причине недостатков автомобильной дороги, вызванных нарушениями установленных законами, подзаконными и ведомственными актами, государственными, отраслевыми и местными стандартами обязательных норм и правил проектирования и ведения строительных работ, ответственность по возмещению вреда народный суд может возложить на организацию, осуществлявшую строительство автомобильной дороги (статья 11 Разъяснения).

В случае причинения вреда в ДТП по причине недостатков автотранспортного средства, ответственность по возмещению вреда в ДТП может быть возложена в соответствии с главой V Закона КНР «О деликтной ответственности» (о возмещении вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг) на изготовителя или продавца автотранспортного средства (статья 12 Разъяснения).

В случае причинения вреда в ДТП совместно несколькими лицами, к которым пострадавшее лицо предъявляет требования о возмещении вреда, народный суд обязан в зависимости от обстоятельств возложить совместную солидарную или долевую ответственность в соответствии со статьями 10, 11 и 12 Закона КНР «О деликтной ответственности» (статья 13 Разъяснения). Данные статьи предусматривают три правила распределения деликтной ответственности при совместном причинении вреда:

  • в случае совершения несколькими лицами действий, ставящих под угрозу безопасность жизни, здоровья или имущества других лиц, при этом действия одного или нескольких лиц причиняют вред данным другим лицам, то при возможности определения ответственного лица, на данное лицо возлагается ответственность по возмещению вреда; при невозможности определения ответственного лица, на всех лиц, совершивших действия, возлагается солидарная ответственность по возмещению вреда (статья 10 Закона КНР «О деликтной ответственности»);
  • в случае совершения несколькими лицами действий, каждое из которых достаточно для причинения вреда, на всех совершивших действия лица возлагается солидарная ответственность по возмещению причиненного вреда (статья 11 Закона КНР «О деликтной ответственности»);
  • в случае возможности определения степени вины каждого из лиц, совершивших действия, результатом которых стало причинение вреда, на каждое совершившее действие лицо возлагается ответственность по возмещению причиненного вреда в зависимости от степени вины; при сложности определения степени вины все совершившие действия лица несут ответственность по возмещению причиненного вреда в равных долях (статья 12 Закона КНР «О деликтной ответственности»).

Пределы возмещения вреда

В соответствии со статьями 14 Разъяснения вред жизни и здоровью, указанный в статье 76 Закона КНР «О безопасности дорожного движения», должен включать вред, причиненный в ДТП жизни, здоровью, другим личным правам пострадавшего, включая вред, предусмотренный статьями 16 и 22 Закона КНР «О деликтной ответственности» (понесенные в связи с лечением медицинские расходы, расходы на уход, транспортные расходы, расходы на реабилитацию, неполученные доходы; в случае инвалидности – возмещение расходов на приобретение товаров для инвалидов и компенсации в связи с инвалидностью; в случае смерти – расходы на похороны и компенсация в связи со смертью потерпевшего; моральный вред).

Суммы расходов и компенсаций рассчитываются в соответствии с Разъяснением Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении дел о компенсации вреда жизни и здоровью», принятым в 2003 г. Например, компенсация в случае смерти составляет 20-кратный средний ежегодный распределяемый доход городского населения или чистый доход сельского населения в провинции (автономном районе, городе центрального подчинения). В 2012 г. Сумма компенсации в случае смерти в Шанхае составляла 724 600 юаней жэньминьби, в Пекине – 658 060 юаней жэньминьби.

Указанный в той же статье Закона КНР «О безопасности дорожного движения» имущественный вред является вредом, причиненный имущественным правам и интересам пострадавшего лица в результате ДТП. В соответствии со статьей 15 Разъяснения к имущественному вреду, подлежащему возмещению, относятся:

  1. расходы, понесенные пострадавшим на ремонт автомобиля; ущерб, причиненный перевозимым автомобилем товарам; расходы на спасение автомобиля;
  2. расходы на приобретение аналогичного автомобиля (в случае уничтожения или невозможности восстановления автомобиля);
  3. обоснованная сумма убытка от вынужденного приостановления соответствующей предпринимательской деятельности в случае невозможности дальнейшего использования автомобиля для грузовых или пассажирских перевозок;
  4. обоснованные расходы на замещение обычно используемого автомобиля в случае невозможности дальнейшего использования автомобиля в некоммерческих целях.

Выплата возмещения вреда

Статья 16 Разъяснения посвящена порядку возмещения вреда при наличии обязательного страхования автогражданской ответственности и коммерческого страхования одновременно. В таком случае сначала сумма возмещения вреда выплачивается в пределах страховой суммы по ОСАГО, а оставшаяся часть – в пределах страховой суммы по коммерческой страховке в соответствии с заключенным договором страхования. Если страховых сумм по ОСАГО и коммерческой страховке ответственности недостаточно для возмещения причиненного вреда, остальная часть возмещается лицом, причинившим вред, в соответствии с правилами, установленными Законом КНР «О безопасности дорожного движения» и Законом КНР «О деликтной ответственности».

Пострадавший или его близкие родственники вправе потребовать выплаты в первую очередь суммы компенсации морального вреда.

В случае причинения вреда лицом, которому страхователь передал транспортное средство в управление, этот страхователь вправе потребовать от выплаты возмещения вреда от страховой компании в пределах страховой суммы по ОСАГО, но за исключением случаев, когда страхователь находился в транспортном средстве, переданном в управление другому лицу (статья 17 Разъяснения).

Если автомобиль не был застрахован по ОСАГО, потерпевшее лицо вправе требовать возмещения вреда от лица, которое несет обязанность по страхованию обязательной автогражданской ответственности, в пределах страховой суммы. Если вред был причинен другим лицом помимо того, на которое возложена обязанность по страхованию ответственности, то потерпевшее лицо вправе обратиться с заявлением о возложении солидарной ответственности на причинителя вреда и лицо, на которое возложена обязанность страхователя (статья 19 Разъяснения).

Процессуальные вопросы

При рассмотрении дела о возмещении вреда в ДТП страховая компания, в которой была застрахована обязательная автогражданская ответственность ответчика, привлекается в качестве соответчика, но за исключением случаев, когда эта страховая компания выплатила страховое возмещение истцу в пределах страховой суммы и при отсутствии возражений со стороны истца. Допускается привлечение в качестве соответчика страховой компании, в которой была застрахована ответственность по коммерческому договору страхования (статья 25 Разъяснения).

Народные суды обязаны отказывать в приеме к рассмотрению исков о выплате компенсации в случае смерти от органов или организаций, не имеющих на то полномочий, в случае смерти потерпевшего в результате ДТП и отсутствии у него близких родственников (невозможности установить близких родственников). Народные суды также должны оставлять без удовлетворения требования причинителей вреда к страховым компаниям о выплате страхового возмещения под предлогом уплаты компенсации в случае смерти органам или организациям, не имеющим полномочий на обращение с требованиями уплаты данных компенсаций (части 1 и 2 статьи 26 Разъяснения).

Организации или физические лица, оплатившие медицинские расходы, расходы на похороны и другие обоснованные расходы, в случае смерти потерпевшего в результате ДТП и отсутствии у него близких родственников (невозможности установить близких родственников) могут потребовать возмещения данных расходов у страховой компании, в которой была застрахована обязательная автогражданская ответственность потерпевшего. Возмещение расходов выплачивается в пределах страховой суммы (часть 3 статьи 26 Разъяснения).

Применение данного Разъяснения

Положения данного Разъяснения применяются к делам, по которым не вынесено окончательное решение (в суде апелляционной инстанции). В случае обращения стороны для пересмотра дела или пересмотра дела в порядке надзора данное Разъяснение не применяется.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора