Закон КНР «О банкротстве предприятий»: краткий обзор

Закон КНР «О банкротстве предприятий» принят в августе 2006 г. и вступил в силу с 1 июля 2007 г. Данный закон устанавливает в КНР правила проведения банкротства юридических лиц-предприятий, а также процедуры финансового оздоровления, примирительной процедуры при банкротстве, ликвидации предприятий в связи с банкротством. Закон определяет основные правила приема народными судами заявлений о признании банкротом, назначения управляющих, предъявления требований кредиторами.

Инициировать процедуру банкротства могут должник или его кредиторы. Если основания для начала процедуры банкротства выявлены в процессе ликвидации предприятия (обнаружен недостаток имущества предприятия для исполнения всех его обязательств), процедура банкротства инициируется ликвидационной комиссией.

Для начала процедуры банкротства необходимо обратиться в народный суд по месту нахождения должника и представить заявление о признании должника банкротом и соответствующие доказательства. В заявлении о признании должника банкротом указываются основные сведения о заявителе (лице, обратившемся с заявлением) и ответчике (должнике), цель обращения с заявлением, факты и доводы, а также другие сведения, которые народный суд сочтет необходимыми.

Если с заявление обращается должник, он обязан дополнительно представить сведения о финансовом состоянии, перечень обязательств и прав требования, соответствующую бухгалтерскую отчетность, проект урегулирования отношений с работниками и сведения об уплате заработной платы и взносов на социальное страхование работников.

При обращении с заявлением должника или ликвидационной комиссии народный суд обязан принять решение о приеме заявления к рассмотрению (начале процедуры банкротства) или отказе в приеме заявления к рассмотрению (отказе в проведении банкротства) в течение 15 дней со дня поступления документов. В случае обращения кредиторов народный суд обязан в течение 5 дней уведомить должника и разрешить ему представить свои возражения в течение 7 дней. Народный суд принимает решение о начале процедуры банкротства в течение 10 дней со дня истечения срока представления возражений.

Определение о начале процедуры банкротства вручается лицу, обратившемуся с заявлением, и должнику в течение 5 дней со дня принятия решения о приеме заявления к рассмотрению. При приеме заявления к рассмотрению народный суд обязан одновременно назначить управляющего для предприятия-должника и предпринять меры для уведомления кредиторов.

С начала процедуры банкротства предприятия законный представитель предприятия (по решению народного суда – также финансовый директор и другие финансово ответственные лица) не вправе выезжать с места проживания без разрешения суда и не может быть назначен на должности членов совета директоров или руководителей высшего звена в других предприятиях. Кроме того, на законного представителя возлагаются обязанности по должному хранению имущества, печатей, бухгалтерской документации предприятия, выполнению работы в соответствии с требованиями народного суда и управляющего, участию в работе собраний кредиторов.

Должность управляющего предприятия при проведении банкротства может занимать ликвидационная комиссия, юридическая фирма, бухгалтерская фирма, организация управляющих, а также отдельные специалисты. При назначении отдельного специалиста (физического лица) на должность управляющего, данный специалист должен участвовать в страховании профессиональной ответственности.

Занимать должность управляющего предприятия не вправе: 1) лица, отбывавшие уголовные наказания за умышленные преступления; 2) лица, ранее лишенные разрешений (лицензий) на ведение профессиональной деятельности (практики); 3) лица, имеющие заинтересованность в деле. Правила назначения управляющих и определения суммы их вознаграждения определяются Верховным народным судом КНР.

Управляющий принимает под управление имущество предприятия, проверяет его финансовое состояние, принимает решения по внутренним делам должника, повседневным и другим необходимым расходам предприятия, принимает решение о продолжении или приостановлении деятельности (до первого собрания кредиторов), представляет должника в судебных и арбитражных разбирательствах. При необходимости управляющий вправе принимать на работу сотрудников.

Сумма вознаграждения управляющего определяется народным судом, принявшим к рассмотрению заявления о признании должника банкротом, в соответствии с правилами, установленными Верховным народным судом КНР. В случае несогласия с суммой вознаграждения управляющего собрание кредиторов может обратиться с жалобой в народный суд.

Управляющий не вправе самостоятельно оставить должность без уважительной причины. При необходимости оставить должность по собственной инициативе управляющий обязан получить разрешение от народного суда.

Имуществом должника является все имущество, находившееся в собственности должника на момент начала процедуры банкротства, а также имущество, полученное должником после начала и до завершения процедуры банкротства. Управляющий вправе оспорить сделки должника, совершенные в течение одного года до начала процедуры банкротства, включая: 1) сделки по безвозмездной передаче имущества должника; 2) сделки, совершенные по заведомо необоснованной цене; 3) предоставление должником обеспечения по сделкам; 4) досрочное исполнение должником обязательств. Кроме того, управляющий может оспорить исполнение должником обязательств перед отдельными кредиторами в течение шести месяцев до начала процедуры банкротства несмотря на существование обстоятельств, являющихся основанием для начала процедуры банкротства.

После приема к рассмотрению заявления о признании должника банкротом народный суд уведомляет известных кредиторов и дает публичное объявление о начале процедуры банкротства. Срок предъявления требований кредиторами устанавливается народным судом; данный срок не может быть меньше 30 дней или больше 3 месяцев. Все кредиторы обязаны заявить о своих требованиях управляющему предприятия-банкрота в установленный народным судом срок.

Собрание кредиторов в соответствии с Законом КНР «О банкротстве предприятий» созывается в течение 15 дней со дня истечения срока предъявления кредиторами своих требований. Председатель собрания кредиторов назначается народным судом из числа кредиторов, имеющих право голоса. Правом голоса не обладают: 1) кредиторы, права которых не были подтверждены – за исключением случаев, когда народным судом временно определена сумма требований кредитора в целях предоставления ему права голоса; 2) кредиторы, пользующиеся право на преимущественное удовлетворение требований за счет отдельного имущества должника – если они не отказываются от данного права.

Полномочия собрания кредиторов: 1) проверка прав требования кредиторов; 2) контроль за деятельностью управляющего предприятия-должника; 3) выборы и замена членов комитета кредиторов; 4) принятие решения о продолжение или приостановке деятельности предприятия-должника; 5) одобрение плана финансового оздоровления, мирового соглашения, управления и распоряжения имуществом предприятия-должника.

Решения собрания кредиторов принимаются простым большинством кредиторов, представляющих не менее 1/2 от всех прав требования (не включая обеспеченные права требования). В некоторых случаях (например, в случае неспособности собрания кредиторов одобрить план финансового оздоровления или распоряжения имуществом предприятия-должника) решение по вопросам, отнесенным к компетенции собрания кредиторов, принимается определением народного суда. В случае несогласия с определением кредиторы вправе обратиться в народный суд и обжаловать вынесенное им определение.

Собрание кредиторов может создать комитет кредиторов, который может состоять не более чем из 9 представителей (8 представителей кредиторов и один представитель трудового коллектива или профсоюзной организации должника). Комитет кредиторов осуществляет контроль за управлением и распоряжением имуществом должника. Управляющий обязан отчитываться перед комитетом кредиторов при осуществлении действий, связанных с распоряжением имуществом должника и существенно влияющих на интересы кредиторов (продажа недвижимости, передача прав интеллектуальной собственности, привлечение займов, предоставление гарантий, уступка прав требования и др.).

Процедура финансового оздоровления в соответствии с Законом КНР «О банкротстве предприятий» может быть применена по заявлению кредиторов, должника или участников должника, имеющих не менее 10% долю в уставном капитале предприятия-должника. При проведении финансового оздоровления должник сохраняет полномочия по управлению имуществом и деятельностью предприятия.

Проект плана финансового оздоровления должен быть разработан в течение 6 месяцев со дня вынесения народным судом определения о проведении финансового оздоровления. Проект разрабатывается должником или управляющим (в зависимости от того, кто осуществляет управление имуществом и деятельностью) и представляется в народный суд и собранию кредиторов.

Принятие решения по проекту плана финансового оздоровления осуществляется кредиторами, разделенными на несколько групп в зависимости от вида требований: 1) кредиторы с обеспеченными имуществом должника правами требования; 2) кредиторы по задолженности в выплате заработной платы, компенсаций и пособий работникам, предусмотренным законодательством (трудовой коллектив должника); 3) кредиторы по налоговой задолженности; 4) кредиторы с обычными правами требования. По решению народного суда из группы кредиторов с обычными правами требования может быть выделена отдельная группа миноритарных кредиторов для самостоятельного голосования по проекту плана финансового оздоровления.

Для голосования по проекту плана финансового оздоровления народный суд обязан созвать собрание кредиторов (в течение 30 дней со дня поступления проекта плана от управляющего или должника). Голосование проводится отдельно каждой группой кредиторов, каждая из которых должна одобрить план. Проект плана финансового оздоровления считается одобренным группой кредиторов в случае согласия с планом не менее половины присутствующих на собрании группы кредиторов, представляющих не менее 2/3 от общей суммы прав требования данной группы.

После одобрения плана финансового оздоровления кредиторами должник или управляющий обязан обратиться в народный суд для проверки и утверждения плана финансового оздоровления. Если план финансового оздоровления соответствует требованиям законодательства, народный суд выносит определение об утверждении плана финансового оздоровления и прекращении процедуры финансового оздоровления.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии