Проект изменений в Закон КНР «О защите прав потребителей»

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

28 апреля 2013 г. на сайте Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей был опубликован проект изменений в Закон КНР «О защите прав потребителей». Общественные консультации по законопроекту продлились до 31 мая.

Закон КНР «О защите прав потребителей» принят в 1993 г. и с небольшими поправками действует в настоящее время. Как признают сами законодатели, сейчас закон не отражает все социально-экономические изменения, произошедшие за последние двадцать лет: развитие электронной торговли товарами и услугами, изменения структуры потребления и психологии потребителей, стремительный рост жалоб потребителей. Изменения, вносимые в Закон КНР «О защите прав потребителей», должны разрешить новые проблемы, возникшие в сфере реализации потребительных товаров и услуг, и усовершенствовать систему защиты прав потребителей в КНР.

Основные изменения, предлагаемые проектом изменений в Закон КНР «О защите прав потребителей»:

Во-первых, проект вводит семидневный период, в течение которого потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества или потребовать ремонта или замены товара.

В дальнейшем потребитель вправе возвратить товар, если расторжение договора между потребителем и участником предпринимательской деятельности отвечает положениям Закона КНР «О договорах»; при отсутствии оснований для расторжения договора потребитель вправе потребовать от участника предпринимательской деятельности выполнить обязанности по ремонту или замене товара.

Правило о семидневном периоде возврата дефектного товара не освобождает продавца от обязанности принять возвращаемый товар и возвратить уплаченные за него деньги в более длительный срок, установленный договором потребителя с продавцом или отдельными нормативными правовыми актами (например, это действующие гарантии по возврату компьютерной техники).

Кроме того, если товар приобретается посредством электронной торговли (торговли через интернет), телемагазина, заказа по телефону или по почте, потребитель вправе возвратить товар в семидневный срок вне зависимости от качества товара (за исключением товаров, которые не могут быть возвращены в силу своих свойств или характеристик). Продавец обязан возвратить потребителю уплаченные деньги в течение семи дней после получения возвращенного товара. Данное правило введено в проект в целях дополнительной защиты прав потребителей при удаленной реализации товаров.

Во-вторых, проект изменений устанавливает минимальную сумму компенсации, выплачиваемой продавцом в случае мошеннических действий с его стороны при реализации товаров, работ или услуг. По действующим правилам, компенсация составляет 100% от стоимости оплаченных потребителем товаров, работ или услуг.

Проект предлагает установить минимальную сумму компенсации в размере 500 юаней жэньминьби. Эта сумму продавец будет обязан выплатить, если сумма убытков, понесенных потребителем, будет составлять 500 юаней жэньминьби или меньше.

Выплата компенсации не освобождает продавца от обязанности возвратить потребителю деньги, уплаченные при приобретении товаров, работ или услуг.

В-третьих, проект изменений вводит правило о защите персональных данных потребителя. В случае если участник предпринимательской деятельности осуществляет сбор данных потребителей, он обязан указать цель, способы и пределы сбора и использования данных, а также получить согласие потребителя. При осуществлении сбора персональных данных участники предпринимательской деятельности обязаны раскрыть правила сбора и использования данных.

Сбор и использование персональных данных потребителей не может осуществляться в нарушение законодательства и соглашения потребителя с участником предпринимательской деятельности. Кроме того, на участника предпринимательской деятельности возлагаются обязанности по сохранению в конфиденциальности персональных данных потребителей.

В последнее время в КНР все больше внимания уделяется защите персональных данных, в особенности – после принятия Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей решения об охране персональных данных граждан.

И, наконец, в случае выявления скрытого дефекта автомобиля, компьютера, телевизора, холодильника или другого товара длительного пользования, работ по отделке помещений в течение 6 месяцев после реализации товара или выполнения работы, на участника предпринимательской деятельности возлагается обязанность доказать соответствие товара (работы) требованиям качества.

Это правило освобождает потребителя от необходимости доказывать факт предоставления товара (выполнения работы) ненадлежащего качества и переносит эту обязанность на участника предпринимательской деятельности. По истечению шести месяцев потребитель обязан доказывать обоснованность своих требований.

Остальные положения:

  • в проекте декларируется поддержка рационального потребления;

  • в случае выявления недостатков товара, которые могут быть опасными для безопасности имущества, жизни и здоровья потребителей, участник предпринимательской деятельности обязан проинформировать потребителей и соответствующие государственные органы и незамедлительно прекратить производство и реализацию данных товаров, опубликовать предупреждение и сообщение об отзыве товаров;

  • при заключении договора по стандартной форме участник предпринимательской деятельности обязан довести до внимания потребителя (по требованию потребителя – также объяснить) положения о количестве, качестве, цене товара, работы или услуги, сроках и способах исполнения договора, возможных рисках, послепродажном обслуживании, гражданской ответственности;

  • участники предпринимательской деятельности не вправе ограничивать права потребителя или освобождать себя от ответственности в положениях стандартной формы договора, уведомлений, заявлений, объявлений и другими способами;

  • рассылка спама («коммерческих электронных сообщений») без согласия или просьбы потребителя или при выраженном отказе потребителя запрещается;

  • при разработке законов, подзаконных актов и обязательных стандартов, затрагивающих права и законные интересы потребителей, государство обязуется заслушать мнения потребителей и ассоциаций потребителей;

  • Китайская ассоциация потребителей и ассоциации потребителей провинциального уровня (ассоциации провинций, автономных районов, городов центрального подчинения) получают право на предъявление иска в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга потребителей (иска в защиту прав и интересов других лиц);

  • в случае приобретения товара или получения услуг через интернет-магазин на площадке для электронной торговли (Таобао, например) потребитель, чьи права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться с претензией к владельцу интернет-магазина. Если владелец интернет-магазина удалил интернет-магазин, то потребитель может предъявить претензию к площадке для электронной торговли, которая после удовлетворения претензии вправе потребовать соответствующего возмещения от владельца ранее существовавшего интернет-магазина.

Сейчас готовится окончательный вариант проекта изменений в Закон КНР «О защите прав потребителей». Скорее всего, проект изменений будет принят Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей и вступит в силу до конца этого года.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора