Обязательное страхование автогражданской ответственности в КНР

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Как и везде в мире, в Китае существует система обязательного страхования автогражданской ответственности. Основные правила, касающиеся обязательного страхования ответственности, содержатся в Положении «Об обязательном страховании ответственности в дорожно-транспортных происшествиях» (принято в 2006 г., в последней редакции действует с 1 мая 2012 г.).

В этой заметке речь пойдет о том, сколько составляет базовая ставка страхового тарифа при обязательном страховании автогражданской ответственности, какие существуют в КНР повышающие и понижающие коэффициенты при расчете суммы страхового тарифа, максимальном размере страховых выплат и условиях, при которых страховщик не обязан выплачивать компенсацию ущерба.

1. Базовая ставка страхового тарифа

Базовая ставка страхового тарифа по обязательному страхованию ответственности в дорожно-транспортных происшествиях в КНР на автомобили личного пользования (находящиеся в собственности физических лиц и не используемые для ведения предпринимательской деятельности) с пятью и меньшим количеством посадочных мест составляет 950 юаней жэньминьби в год; на автомобили личного пользования с шестью и большим количеством посадочных мест – 1 100 юаней жэньминьби в год.

Страховой тариф на пассажирские автомобили, не используемые для ведения предпринимательской деятельности и находящиеся в собственности организаций составляет 1 000 юаней жэньминьби, если количество посадочных мест в автомобиле пять или меньше; 1 130 юаней жэньминьби, если количество посадочных мест в автомобиле от шести до десяти.

Страховой тариф на мотоциклы до 50 кубов составляет 80 юаней жэньминьби; 120 юаней – на мотоциклы от 50 до 250 кубов; и 400 юаней – на мотоциклы с объемом двигателя больше 250 кубических сантиметров и мотоциклы с коляской.

Эти тарифы определены Ассоциацией страховой отрасли КНР и утверждены Комиссией по регулированию страховой деятельности КНР в 2008 г.

2. Плавающие коэффициенты

В случае отсутствия нарушений и дорожно-транспортных происшествий страховая компания в течение первого года страхования ответственности страховая компания обязана понизить для застрахованного лица страховой тариф. При отсутствии нарушений и ДТП страховой тариф должен понижаться вплоть до минимального. Напротив, в случае нарушения безопасности дорожного движения или возникновения ДТП по вине застрахованного лица, на следующий год страховая компания обязана повысить для него страховой тариф.

Коэффициенты понижения и повышения страхового тарифа установлены Комиссией по регулированию страховой деятельности КНР в 2007 г.

0% – если в предшествующем году произошло одно дорожно-транспортное происшествие по вине застрахованного лица, не повлекшее смерти пострадавшего;
+ 10% – если в предшествующем году произошло два или более дорожно-транспортных происшествия по вине застрахованного лица;
+ 30% – если в предшествующем году произошло дорожно-транспортное происшествие по вине застрахованного лица, повлекшее смерть пострадавшего;
– 10% – при отсутствии в предшествующем году дорожно-транспортных происшествий по вине застрахованного лица;
– 20% – при отсутствии в предшествующие два года дорожно-транспортных происшествий по вине застрахованного лица;
– 30% – при отсутствии в предшествующие три года и больший срок дорожно-транспортных происшествий по вине застрахованного лица.

Например, страховой тариф для водителя, не совершившего ДТП за первый год вождения, будет составлять 90% от базовой ставки страхового тарифа.

3. Регрессное требование страховщика

В некоторых случаях страховщик обязан оплатить в пределах максимального размера страховых выплат по обязательному страхованию только расходы на неотложную медицинскую помощь пострадавшим в ДТП, после чего взыскать эти расходы в регрессном порядке лица, причинившего вред:

  1. при отсутствии у лица права на управление транспортным средством или управлении транспортным средством в состоянии опьянения;
  2. в случае наступления страхового случая в период, когда транспортное средство находилось в угоне;
  3. в случае умышленного совершения дорожно-транспортного происшествия застрахованным лицом.

В первом случае страховая компания не несет ответственности по возмещению имущественного ущерба.

4. Максимальный размер компенсационных выплат

Максимальные размеры компенсационных выплат по обязательному страхованию ответственности в дорожно-транспортных происшествиях утверждены Комиссией по регулированию страховой деятельности КНР.

Размеры выплат, установленные с 1 февраля 2008 г. и действующие сейчас:

Максимальные размеры выплат при наличии ответственности в ДТП застрахованного транспортного средства: возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, – 110 000 юаней жэньминьби; возмещение медицинских расходов – 10 000 юаней жэньминьби; возмещение имущественного вреда – 2 000 юаней жэньминьби.

Максимальные размеры выплат при отсутствии ответственности в ДТП застрахованного транспортного средства: возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, – 11 000 юаней жэньминьби; возмещение медицинских расходов – 1 000 юаней жэньминьби; возмещение имущественного вреда – 100 юаней жэньминьби.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора