В Китае будут бороться с использованием административного ресурса при осуществлении правосудия

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

30 марта 2015 г. в Китае опубликованы правила борьбы с вмешательством руководящих кадров в осуществление правосудия и проведение судебных разбирательств по отдельным делам (Положения «О фиксировании, распространении и привлечении к ответственности руководящих кадров за вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия и проведение разбирательства по отдельным делам»). В соответствии с данным документом в Китае становится обязательным фиксирование фактов вмешательства в работу правоохранительных органов со стороны руководства других государственных органов и доведение данных фактов до всеобщего сведения, а также привлечение нарушивших правила к юридической ответственности.

К руководящим кадрам правила относят руководителей партийных органов, собраний народных представителей, органов государственного управления, политических консультативных советов, судебных органов и органов прокуратуры, военных органов всех ступеней, а также руководителей компаний, предприятий, учреждений и общественных организаций, имеющих статус государственных служащих.

К вмешательству в судопроизводство правила относят: 1) просьбы о снисхождении к стороне дела на различных этапах судопроизводства, включая возбуждение дела, проведение расследования, судебное разбирательство и исполнительное производство; 2) требования к служащим суда о проведении личных встреч с участвующими в деле лицами или их защитниками, судебными представителями, близкими родственниками или заинтересованными в данном деле лицами; 3) попустительство или побуждение окружающих работников или близких родственников на обращение с просьбой о снисхождении к стороне дела; 4) направление в суд рекомендаций или требований по разрешению дела в превышение полномочий в форме проведения согласования, направления документов, запроса и рассмотрения отчетности или другой форме для преследования региональных или ведомственных интересов; 5) другие действия, составляющие неправомерное вмешательство в судопроизводство и препятствие беспристрастному правосудию.

В случае совершения одного из вышеуказанных действий после утверждения партийным и политико-правовым комитетами информация о попытке задействовать административный ресурс должна быть раскрыта общественности. В случае если действие имело негативные последствия или влияние, к виновному лицу должно быть применено дисциплинарное наказание, предусмотренное соответствующим нормативно-правовым актом. Если в результате вмешательства был осужден невиновный или при наличии других особо негативных последствий виновный чиновник должен быть привлечен к уголовной ответственности.

Сведения о фактах вмешательства руководителей в работу правоохранительных органов должны учитываться при оценке их работы на должности и являться одним из важнейших показателей, по которым оценивается соблюдение ими законодательства.

Служащие правоохранительных органов обязаны фиксировать все факты вмешательства в судопроизводство со стороны руководителей других государственных органов, в том числе путем вмешательства от имени организаций, коллег по государственной службе и родственников. В случае невыполнения данной обязанности служащие судов могут быть подвергнуты критике или им может быть вынесено предупреждение; в случае двукратного нарушения правил – применяется дисциплинарное наказание, предусмотренное соответствующим нормативно-правовым актом (положением о дисциплинарных наказаниях для государственных служащих).

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора