Пекин

Правила пересмотра судебных решений по административным делам в Пекине

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

В мае 2013 г. Народный суд высшей ступени г. Пекин опубликовал подробные правила пересмотра вступивших в законную силу судебных решений и определений, вынесенных по делам, возникающим из административных правоотношений. Данные правила применяются также при пересмотре мировых соглашений, заключенным сторонами с государственными органами по делам о выплате государственных компенсаций.

Производство по делам, возникающим из административных правоотношений, в Китае осуществляется в соответствии с Административным процессуальным кодексом КНР (далее – АПК КНР), принятым в 1989 г., а также Разъяснением Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения Административного процессуального кодекса КНР» (далее – Разъяснение к АПК КНР).

В соответствии с ст. 63-65 АПК КНР допускается пересмотр вступившего в законную силу решения или определения народного суда по инициативе стороны, судебного комитета (по представлению председателя народного суда), органа народной прокуратуры. При этом АПК КНР не содержит подробных правил о процедуре пересмотра решений и определений по делам, возникающим из административных правоотношений.

Разъяснение к АПК КНР содержит более подробные нормы о процедуре пересмотра вступивших в законную силу решений и определений. Во-первых, срок обращения стороны для пересмотра решения и определения народного суда, вынесенного по административному делу и вступившему в законную силу, составляет 2 года. Тот же срок установлен для подачи заявлений о пересмотре мировых соглашений, заключенных между сторонами и государственными органами по делам о государственных компенсациях.

Во-вторых, Разъяснение к АПК КНР предусматривает предварительную проверку заявлений сторон о пересмотре вступившего в законную силу решения или определения народного суда или заключенного мирового соглашения до принятия к производству. В случае если представление о пересмотре подается органом народной прокуратуры, народный суд обязан принять дело к пересмотру без предварительной проверки на соответствие условиям пересмотра вступивших в законную силу решений и определений.

В-третьих, пересмотр вступивших в законную силу решений и определений народных судов первой инстанции проводится в соответствии с процедурой общего производства (производства в суде первой инстанции), а решение или определение, вынесенное в результате пересмотра, может быть обжаловано в суде второй (апелляционной) инстанции. Пересмотр вступивших в законную силу решений и определений народных судов второй инстанции проводится в соответствии с процедурой производства в суде второй инстанции; решения и определения, вынесенные в результате пересмотра, немедленно вступают в законную силу. Аналогичные правила содержатся в Гражданском процессуальном кодексе КНР.

Пересмотр вступивших в законную силу решений и определений осуществляется коллегиальным составом судей. После принятия к производству народный суд обязан вынести определение о приостановлении исполнения ранее принятого решения.

По результатам проверки вступившего в законную силу решения или определения народный суд может вынести определение об отмене ранее принятого решения или определения и возврате дела на повторное рассмотрение народным судом, принявшим данное решение или определение, или самостоятельно провести пересмотр дела.

В шести случаях дело возвращается на повторное рассмотрение в народный суд, ранее принявший решение или определение (при нарушении правил отвода сотрудников суда, открытости заседаний суда, вызова сторон и лиц, участие которых обязательно, оставление без рассмотрения части исковых требований, другое существенное нарушение процедуры, которое может повлиять на правильность решения или определения).

Помимо АПК КНР и Разъяснения к АПК КНР отдельные правила, касающиеся производства по делам, возникающим из административных правоотношений, предусмотрены другими разъяснениями Верховного народного суда КНР. Среди последних стоит отметить изменения в подсудности административных дел, принятые в порядке эксперимента с января 2013 г.

Подробные правила пересмотра вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных народными судами по административным делам, опубликованные Народным судом высшей ступени г. Пекин, уточняют и дополняют положения АПК КНР и разъяснений Верховного народного суда.

Первое уточнение касается случаев, когда доводы, изложенные стороной в заявлении о пересмотре, признаются несостоятельными, но в ходе проверки заявления о пересмотре народный суд выясняет, что во вступившем в законную силу решении или определении действительно существует ошибка. В этом случае должна применяться часть 2 статьи 63 АПК КНР, в соответствии с которой вышестоящий народный суд при выявлении нарушения положений законов или подзаконных актов во вступившем в законную силу решении или определении нижестоящего народного суда, вправе принять дело к пересмотру или обязать провести пересмотр нижестоящий народный суд.

Второе уточнение предоставляет возможность народным судам в Пекине при пересмотре административных дел применять по аналогии нормы Гражданского процессуального кодекса КНР о процедуре пересмотра гражданских дел. При отсутствии специальных правил в АПК КНР и разъяснениях Верховного народного суда КНР пекинские суды при пересмотре дел, возникающих из административных правоотношений, вправе применять по аналогии ГПК КНР.

Кроме того, подробные правила Народного суда высшей ступени г. Пекин останавливаются на вопросах, которым АПК КНР и разъяснения Верховного народного суда КНР не уделяет должного внимания: это принятие заявления о пересмотре, порядок предварительной проверки заявления, вынесение определения о принятии к производству или отказе в принятии к производству заявления стороны.

Заявление о пересмотре может быть подано стороной в народный суд, который вынес вступившее в законную силу решение или определение. В случае если данный суд вынес определение об отказе в принятии заявления к производству или при повторном обращении после пересмотра решения в данном суде сторона обязана подать заявление о пересмотре в вышестоящий народный суд.

Если сторона напрямую обращается в вышестоящий народный суд с заявлением о пересмотре, то по общему правилу данный суд не принимает его к производству, а сообщает стороне о необходимости подать заявление в народный суд, вынесший вступившее в законную силу решение или определение, или передает поступившее заявление в данный суд.

По действующим правилам срок обращения с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу решения или определения, вынесенного по административному делу, или заключенного по делу о государственной компенсации мирового соглашения – 2 года со дня принятия решения, определения, заключения мирового соглашения. Стоит заметить, что раньше такой же срок был предусмотрен ГПК КНР и УПК КНР. С 1 января 2013 г. срок пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по гражданским и уголовным делам составляет 6 месяцев.

При обращении в народный суд сторона обязана представить заявление о пересмотре (с приложением копий по количеству лиц на стороне ответчика и других сторон, участвовавших в деле), подлинник или сверенную копию вступившего в законную силу решения или определения (при пересмотре судебных актов судов второй инстанции необходимы подлинники или сверенные копии судебных актов судов первой и второй инстанции), а также копии основных доказательств, представленных при рассмотрении дела, и доказательства, подтверждающие доводы стороны. Кроме того, сторона обязана представить основные сведения (удостоверение личности, регистрационный документ) и сведения об административном действии (решении), которое послужило причиной для обращения в суд.

В случае если заявление о пересмотре подается напрямую в вышестоящий народный суд, дополнительно представляются копии документов, подтверждающий прекращение производства по пересмотру судебного акта в народном суде, который принял данный судебный акт.

Заявление о пересмотре и другие документы, представленные стороной, проверяются при получении отделом народного суда по делопроизводству, который принимает решение о допуске документов к проверке. Если документы не отвечают требованиям, заявление о пересмотре не принимается, о чем отдел по делопроизводству обязан уведомить сторону.

Если отдел делопроизводства считает возможным допуск дела к проверке, он обязан открыть дело и направить дело на проверку коллегиальным составом судей. По результатам проверки определяется, подлежит ли дело пересмотру или в пересмотре должно быть отказано.

Ответственный сотрудник народного суда обязан в течение 15 дней со дня получения материалов дела направить стороне уведомление о приеме заявления к проверке вместе с именами и фамилиями коллегиального состава судей и секретаря. Если доводы стороны предварительно признаются состоятельными, аналогичное уведомление направляется ответчику и другим лицам, участвующим в деле.

В зависимости от обстоятельств дела коллегиальный состав судей может провести проверку дела о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта путем проверки заявления о пересмотре, представленного стороной, и письменного изложения мнений, путем ознакомления с материалами, опроса сторон или проведения слушаний с участием сторон.

При необходимости коллегиальный состав судей вправе проверить фактические обстоятельства дела или запросить дополнительную информацию из народного суда, ранее рассматривавшего данное дело. В зависимости от материалов и документов, которые необходимо проверить, судьи вправе истребовать часть материалов дела из народного суда, принявшего решение или определение. При необходимости судьи могут обязать данный народный суд направить фотокопии материалов дела, отправить материалы дела по факсу или в цифровой форме.

Слушания с участием сторон могут проводиться, если сторона представляет новые доказательства, которые достаточны для опровержения ранее принятого решения или определения, в случае недоказанности основных фактов, на которых основывается ранее принятое решение или определения, или фальсификации основных доказательств, подтверждающих факты, на основе которых принято решение или определение. При проведении слушаний народный суд обязан письменно уведомить стороны и свидетелей не позднее чем за 5 дней до проведения слушаний.

Если сторона, обратившаяся с заявлением о пересмотре, не является на слушания после вызова народным судом без уважительной причины или оставляет место проведения слушаний без разрешения суда, заявление о пересмотре признается отозванным. Отсутствие ответчика не влияние на проведение слушаний.

Процедура проверки состоятельности доводов стороны, обратившейся для пересмотра вступившего в законную силу решения или определения, должна быть завершена в течение 3 месяцев со дня открытия дела. В данный срок не включается время истребования материалов дела, проведения экспертизы, сроки публичных объявлений и согласования. Если коллегия судей признает доводы стороны состоятельными и считает необходимым проведение пересмотра, соответствующее определение о проведении пересмотра принимается председателем народного суда или судебным комитетом.

Процедура проверки прекращается, если по тому же делу орган народной прокуратуры направляет протест против вступившего в законную силу решения или определения. В этом случае народный суд обязан вынести определение о пересмотре дела.

Определение о проведении пересмотра должно быть принято в следующих случаях:

  1. в случае вынесения определения об отказе в принятии искового заявления, которое в соответствии с законодательством должно быть принято;
  2. в случае если суд не привлек к участию в деле лиц, участие которых обязательно;
  3. в случае если не было принято решение или определение по части требований, имеющих прямую связь с соответствующим делом;
  4. в случае недостаточности основных доказательств для установления фактов по делу;
  5. при наличии новых доказательств, достаточных для опровержения ранее принятого решения или определения;
  6. в случае фальсификации основных доказательств, подтверждающих факты по делу;
  7. в случае если основные доказательства, подтверждающие факты по делу, не были исследованы в судебном заседании;
  8. в случае неправильного применения законодательства;
  9. в случае нарушения установленной процедуры, которое могло повлиять на правильность принятия решения или определения;
  10. в других случаях, предусмотренных положениями законов и подзаконных актов.

При вынесении определения о пересмотре вступившего в законную силу решения одновременно выносится определение о приостановлении исполнения ранее принятого решения, которое подписывается председателем народного суда и заверяется печатью народного суда. Определения в течение 10 дней со дня оформления вручаются сторонам.

По общему правилу вышестоящий народный суд не проводит пересмотр дела самостоятельно, а направляет дело на повторное рассмотрение в нижестоящий народный суд, ранее его рассматривавший. Исключениями являются случаи, когда:

  1. дело неподсудно народному суду, ранее рассматривавшему данное дело;
  2. вступившее в законную силу решение или определение было вынесено после обсуждения в судебном комитете народного суда, ранее рассматривавшего данное дело;
  3. в других случаях, когда дело не должно направляться на повторное рассмотрение в народный суд, ранее рассматривавший дело.

В этих случаях вышестоящий народный суд не может направить дело на повторное рассмотрение в народный суд, ранее рассматривавший дело.

Подробные правила, принятые Народным судом высшей ступени г. Пекин, применяются с 14 мая 2013 г. В случае расхождения с положениями законов, подзаконных актов и разъяснений Верховного народного суда КНР, положения законов, подзаконных актов и разъяснений Верховного народного суда КНР имеют приоритет.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора