Подсудность административных дел в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Подсудность административных дел (дел, возникающих из административных правооотношений) в Китае определена Административным процессуальным кодексом КНР 1989 г. (далее – АПК КНР).

В соответствии со ст. 11 АПК КНР народные суды принимают к рассмотрению иски граждан и организаций, предъявленные в связи с несогласием с конкретными административными действиями государственных органов. АПК КНР делит их на восемь видов.

  • Применение государственными органами административных наказаний к гражданам и организациям. Любые действия по применению административных наказаний в виде ареста, штрафа, аннулирования специальных разрешений (лицензий) и удостоверений, издания предписания о прекращении деятельности (принудительной ликвидации), конфискации имущества или применения других административных наказаний могут быть обжалованы в народный суд.

  • Применение государственными органами принудительных мер, в частности, ограничение личных свобод граждан и арест имущества (запрещение распоряжения имуществом, изъятие имущества, замораживание счетов).

  • Нарушение государственным органом права организации или гражданина на самостоятельное ведение предпринимательской деятельности (нарушение свободы предпринимательства). Если истец полагает, что государственный орган нарушил данное право, он может обратиться в народный суд.

  • Неправомерный отказ в выдаче лицензий, удостоверений, свидетельств и других специальных разрешений и документов. Если истец считает, что он соответствует всем требованиям, установленным законом, но несмотря на это государственный орган отказал ему в выдаче документов, он вправе обжаловать отказ в народный суд. Кроме того, истец может обратиться в суд, если он не получит ответа от государственного органа после подачи заявления на выдачу документа.

  • Невыполнение государственным органом обязанности по защите личных неимущественных или имущественных прав гражданина, обратившегося с ходатайством о защите своих прав. Истец может обратиться в суд, если на государственный орган возложена обязанность по защите данного права гражданина.

  • Неправомерный отказ государственного органа в выдаче материальной помощи. Отказ в выдаче различного рода компенсаций, пособий и других выплат, предусмотренных законодательством, может быть обжалован в народный суд.

  • Неправомерное возложение обязанностей на гражданина или организацию. Если истец считает, что государственный орган незаконно требует от него выполнения различного рода обязанностей (например, требует уплаты платежей и сборов, не предусмотренных законодательством, или требует предоставления документов, которые организация или гражданин не обязан предоставлять, и т.п.), он может обратиться в народный суд.

  • Другие нарушения личных неимущественных и имущественных прав граждан и организаций государственными органами. Если государственный орган совершил другое действие, причиняющее вред личным неимущественным и (или) имущественным правам организации или гражданина, допускается обращение в суд.

АПК КНР применяется и при обращении в народный суд иностранных организаций и физических лиц. Процессуальные права и обязанности иностранных организаций и физических лиц одинаковы с процессуальными правами и обязанностями китайских организаций и физических лиц, если в соответствии с АПК КНР по отношении к отдельным государствам не введены реторсии в связи с ограничением прав китайских организаций и физических лиц.

Стоит заметить, что дела о признании статуса избирателя в КНР рассматриваются в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ГПК КНР), а не АПК КНР.

В соответствии со ст. 12 АПК КНР в порядке административного судопроизводства не допускается прием к рассмотрению исков организаций и граждан об обжаловании: 1) государственных действий в сфере национальной обороны, дипломатии и других государственных действий; 2) административных правовых актов, ведомственных актов или имеющих общеобязательную силу решений и приказов, принимаемых и публикуемых государственными органами; 3) решений о поощрениях и наказаниях, назначении и освобождении должности сотрудников и других решений государственных органов в отношении своих сотрудников; 4) решений государственных органов, являющихся окончательными и не подлежащими обжалованию в соответствии с законами.

Административные дела в первой инстанции подсудны народным судам основной ступени (народным судам уездов, автономных уездов, городов уездной ступени и городских районов в городах с районным делением).

Народным судам средней ступени (народным судам городов с районным делением, округов или автономных округов) подсудны следующие дела:

  • дела о признании патентных прав на изобретения;
  • дела, возникающие из таможенных правоотношений;
  • дела, возникающие из действий министерств и ведомств Государственного совета КНР (центрального правительства) или народных правительств провинциальной ступени (народных правительств провинций, автономных районов, городов центрального подчинения);
  • значимые и сложные дела в пределах судебного округа.

Народным судам высшей ступени (народным судам провинций, автономных районов, городов центрального подчинения) в первой инстанции подсудны значимые и сложные дела в пределах соответствующих административно-территориальных образований. Верховному народному суду КНР в первой инстанции подсудны значимые и сложные дела в пределах всей страны.

Административные дела подсудны народному суду по месту нахождения государственного органа, который предпринял действие, нарушающее права и законные интересы организации или гражданина. Если изначальное действие было обжаловано в порядке административного пересмотра (в соответствии с Законом КНР «Об административном пересмотре») и было изменено, административное дело подсудно по месту нахождения государственного органа, предпринявшего первоначальное действие, и государственного органа, изменившего действие по результатам административного пересмотра.

Иски, предъявляемые в связи с несогласием с применением мер административного принуждения, ограничивающих личные свободы, подсудны народному суду по месту жительства (нахождения) ответчика или истца.

Административные иски, предъявляемые в связи с недвижимым имуществом, подсудны народному суду по месту нахождения недвижимого имущества.

Иски, подсудные двум и более народным судам, могут быть предъявлены истцом в один из этих народных судов. Если истец предъявляет иск в два или более народных суда, которым подсуден иск, то иск подсуден народному суду, который первым принял исковое заявление.

Если народный суд обнаружит, что принятое к рассмотрению дело не относится к его подсудности, он обязан передать дело народному суду, которому оно подсудно. Народный суд, которому передано дело, не вправе самостоятельно передавать дело. Если народный суд, которому подсудно дело, не может в силу особых обстоятельств реализовать свои правомочия, подсудность дела определяет вышестоящий народный суд.

Споры о подсудности, возникающие между народными судами, решаются по соглашению народных судов, между которыми возник спор. В случае невозможности разрешить спор путем соглашения народные суды обращаются с вопросом об определении подсудности в народный суд, который является для всех сторон спора является вышестоящим судом.

Вышестоящий народный суд вправе рассматривать в первой инстанции административные дела, подсудные нижестоящим народным судам, а также вправе передать подсудное данному суду в первой инстанции дело на рассмотрение нижестоящему суду.

Если нижестоящий народный суд сочтет, что подсудное ему в первой инстанции административное дело должно быть рассмотрено в вышестоящем народном суде, он может обратиться в вышестоящий народный суд с ходатайством о принятии дела к своему рассмотрению.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора