Xiangshan_snow

Принят Закон КНР «О туризме»

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

25 апреля 2013 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял Закон КНР «О туризме». Это первый закон, подписанный новым председателем КНР Си Цзиньпином.

Закон КНР «О туризме» регулирует ведение туристской деятельности в КНР, заключение договоров об оказании туристских услуг, обеспечение безопасности туристов, государственный контроль в сфере туризма, разрешение туристских споров и определяет юридическую ответственность туристических компаний (туроператоров).

Права и обязанности туристов

Закон КНР «О туризме» содержит основные права и обязанности туристов. В общем виде они были сформулированы еще в Законе КНР «О защите прав потребителей», принятом в 1993 г.

Во-первых, туристы пользуются правом на самостоятельный выбор туристских продуктов и правом отказаться от получения услуг в случае принуждения со стороны туристической компании.

Во-вторых, туристы пользуются правом на получение достоверной информации о туристских продуктах. Туристы могут требовать от туроператора предоставления услуг в соответствии с договором, заключенным с туристической компанией.

В-третьих, при возникновении опасности причинения личного или имущественного вреда туристы пользуются правом на обращение за помощью и защитой. В случае причинения личного или имущественного вреда туристы вправе получить соответствующую компенсацию.

При этом туристы обязаны:

  • соблюдать правила общественного порядка и общественной морали, уважать традиции, культурные и религиозные особенности, не причинять вреда туристическим ресурсам и окружающей среде, следовать нормам цивилизованного туризма;
  • не нарушать права и законные интересы местного населения, туристических компаний и их сотрудников, а также других туристов;
  • сообщать туристическим компаниям достоверные сведения о состоянии здоровья, следовать правилам безопасности.

Туристы обязаны выполнять меры по временному ограничению туризма, установленные государством, меры обеспечения безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации, предпринимаемые государственными органами, организациями и туристическими компаниями. В случае невыполнения данных мер ответственность возлагается на туриста.

Кроме того, туристы, выезжающие из КНР, не должны незаконно оставаться в стране посещения или отделяться от туристической группы. Данное правило распространяется на туристов, въезжающих в КНР индивидуально или в составе туристической группы.

Туристические компании

В соответствии с Законом КНР «О туризме» к туристическим компаниям (туроператорам) предъявляются следующие требования:

  • наличие постоянного места ведения деятельности;
  • наличие необходимого оборудования для ведения деятельности;
  • наличие уставного капитала, соответствующего требованиям;
  • наличие необходимого количества сотрудников и гидов;
  • соответствие другим требованиям, предусмотренным законами и административными правовыми актами. Отдельно стоит выделить Положение «О туристических обществах», устанавливающее правила регистрации туристических компаний с китайским и иностранным капиталом, правила ведения деятельности и ответственность туристических компаний.

Уставный капитал туристической компании должен составлять не менее 300 000 юаней жэньминьби (ст. 6 Положения «О туристических обществах»). Для создания туристической компании необходимо получить лицензию на ведение деятельности в сфере туризма и зарегистрировать создание компании в органах торгово-промышленной администрации.

Туристические компании вправе самостоятельно разрабатывать туристские продукты и вести следующие виды деятельности:

  • внутренний туризм (организация туристических поездок для граждан КНР и проживающих в КНР иностранцев в пределах КНР);
  • выездной туризм (организация зарубежных туристических поездок для граждан КНР и проживающих в КНР иностранцев);
  • приграничный туризм (организация туристических поездок в пределах приграничных зон КНР и иностранных государств);
  • въездной туризм (прием в КНР иностранных граждан и оказание для них туристических услуг);
  • другие виды туристской деятельности.

Для оказания услуг в сфере выездного и приграничного туризма туристические компании обязаны получить отдельную лицензию. В частности, лицензия на ведение деятельности в сфере выездного туризма выдается после 2 лет работы, если за этот период времени туристическая компания не подвергалась административному наказанию в связи с нарушением прав и законных интересов туристов (ст. 8 Положения «О туристических обществах»).

Туристические компании обязаны вносить сумму гарантии качества услуг, которая может быть использована для выплаты возмещения вреда, причиненного правам и законным интересам туристов, или оплаты расходов при возникновении опасности причинения личного вреда туристам. По действующим правилам для туристических компаний, занимающихся внутренним и (или) въездным туризмом, сумма гарантии составляет 200 000 юаней жэньминьби. Если туристическая компания получила разрешение на организацию выездного туризма, она обязана дополнительно внести гарантию на сумму 1 200 000 юаней жэньминьби.

Закон КНР «О туризме» запрещает туристическим компаниям широко используемую практику продажи туров по заниженной цене (которая может быть меньше себестоимости тура) с получением дохода за счет взимания обязательных дополнительных платежей за посещение туристических объектов, включенных в программу туристической поездки, и комиссионных от магазинов, посещение которых организуется туристической компанией. Это признается нарушением прав туриста. В случае возникновения такой ситуации в течение 30 дней после завершения туристической поездки турист вправе потребовать от туристической компании возврата дополнительных платежей или возврата денег за товары, которые были приобретены в магазинах, с которых туристическая компания получает комиссию.

Туристические объекты

Закон КНР «О туризме» вводит государственное регулирование цен (в форме установления фиксированных или рекомендуемых цен) на входные билеты и транспортные услуги в пределах туристических объектов, для «создания которых используются общественные ресурсы». При повышении цен в обязательном порядке должны проводиться слушания с запросом мнений туристов и организаций в сфере туризма и доказываться обоснованность и необходимость повышения цен.

Городские общественные парки и музеи (за исключением важнейших памятников культуры и мест размещения важнейших коллекций культурных ценностей) обязаны постепенно ввести для посетителей бесплатный вход.

В случае повышения цен туристические объекты обязаны объявить о повышении цен за 6 месяцев до начала применения.

Основной причиной, по которой в Китае введены меры по регулированию цен на входные билеты, является быстрый рост цен в последние годы. Как правило, рост цен не связан с улучшением качества услуг или инфраструктуры.

Еще одна проблема туризма в Китае – загруженность туристических объектов (особенно в праздничные дни). Для решения этой проблемы Закон КНР «О туризме» вводит регулирование численности туристов. Количество туристов, находящихся на территории туристического объекта, не должно превышать максимальное количество, установленное государственными органами, занимающимися регулированием деятельности туристических организаций. Туристический объект обязан опубликовать максимальную вместимость, разработать и применять правила контроля за количеством посетителей. Кроме того, туристические объекты могут контролировать численность посетителей при помощи предварительного резервирования билетов.

Договор между туристом и туристической компанией

В соответствии с Законом КНР «О туризме» при покупке тура должен быть заключен письменный договор, содержащий:

  • основные сведения о туристе и туристической компании;
  • план туристической поездки;
  • минимальную численность туристической группы;
  • условия трансферта, проживания и питания;
  • полный перечень и время посещения туристических объектов, входящих в программу тура;
  • свободное время туристов;
  • перечень платежей за туристические услуги, а также сроки и формы их уплаты;
  • ответственность за нарушение договора и способы разрешения споров;
  • другие положения, предусмотренные законами, подзаконными актами или определенные сторонами.

Если договор заключается не туристической компанией (туроператором), а туристическим агентством, в договоре также должны быть указаны основные сведения о турагенстве.

При заключении договора туристическая компания обязана подробно разъяснить туристу всю информацию, касающуюся плана турпоездки, минимальной численности тургруппы, условий трансферта, проживания и питания, посещения туристических объектов и свободного времени туриста, платежей, ответственности за нарушение договора, способов разрешения споров и других положений договора.

Перед началом туристической поездки туристу должен быть вручен туристический ваучер (туристическая путевка), который является частью заключенного договора.

Кроме того, при заключении договора туристическая компания обязана проинформировать туриста о:

  • невозможности для туриста воспользоваться услугами туристической компании;
  • угрозах безопасности туриста в туристической поездке;
  • ситуациях, при которых туристическая компания в соответствии с действующим законодательством освобождается от ответственности или ответственность туристической компании уменьшается;
  • законах, обычаях и религиозных табу места назначения, на которые должен обратить внимание турист;
  • деятельности, в которой турист не должен принимать участия в соответствии с законодательством КНР.

Если минимальная туристическая группа не была собрана, туристическая компания вправе расторгнуть договор с туристом. При этом туристическая компания без последствий может расторгнуть договор на тур в пределах КНР не позднее чем за 7 дней до начала поездки, а договор на зарубежный тур – не позднее чем за 30 дней.

Если минимальная группа не была собрана, туристическая компания с согласия туристов может их передать другому туроператору. При этом ответственность перед туристом несет компания, заключившая договор. В свою очередь, туроператор, которому была передана организация поездки для туристов, несет ответственность перед компанией, заключившей с туристами договор. Если согласие туриста не было получено, договор подлежит расторжению, а все уплаченные туристом платежи – возврату.

До начала туристической поездки турист может передать свои права и обязанности по договору с туристической компанией другому лицу. Туристическая компания не вправе отказать в туристической поездке другому лицу вместо туриста, заключившего договор, если для отказа отсутствует «обоснованная причина». Все расходы, возникающие в связи с отказом туриста от договора в пользу другого лица, несут турист и лицо, которому передана туристическая путевка.

Турист также вправе расторгнуть договор с туристической компанией до окончания туристической поездки. В этом случае туристическая компания обязана вернуть туристу уплаченные им платежи за вычетом расходов, понесенных туристической компанией.

Туристическая компания вправе расторгнуть договор с туристом, если:

  • турист болен инфекционным или другим заболеванием, создающим угрозу здоровью и безопасности других туристов;
  • турист при себе имеет опасные предметы и отказывается передать их органам общественной безопасности;
  • турист нарушает законодательство или нормы общественной морали;
  • турист грубо нарушает права других туристов и не поддается уговорам и (или) мерам контроля;
  • в других обстоятельствах, предусмотренных положениями законов.

При расторжении договора по вине туриста туристическая компания обязана возвратить туристу сумму полученного от него платежа за вычетом расходов, понесенных туристической компанией. На туриста также возлагается ответственность по компенсации ущерба, причиненного туристической компании.

Разрешение споров между туристами и туристическими компаниями

В соответствии с Законом КНР «О туризме» споры между туристическими компаниями и туристами могут быть разрешены путем:

  • переговоров между сторонами;
  • медиации при посредничестве организации потребителей, органа по приему жалоб или другой организации, занимающейся медиацией споров;
  • арбитража в арбитражной комиссии (при наличии арбитражного соглашения между туристической компанией и туристом);
  • судебного разбирательства.

Если достаточно большое количество туристов предъявляет одинаковые требования к одной туристической компании, туристы могут выбрать одного или несколько представителей, которые будут участвовать в переговорах, медиации, арбитраже или судебном разбирательстве от лица всех туристов, права которых были нарушены.

Органы, которые будут заниматься приемом жалоб туристов на туристические компании, будут определены местными народными правительствами не ниже уездной ступени. Закон допускает наделение полномочиями по приему и проведению проверок по жалобам туристов уже существующие государственные органы или создание отдельного органа (или структурного подразделения), который будет специализироваться на приеме и проверке жалоб туристов и медиации споров между туристами и туристическими компаниями. Закон КНР «О туризме» обязывает органы, занимающиеся приемом жалоб туристов, сообщать туристам результаты проведенной проверки по жалобе.

Организации потребителей существуют во всех основных городах страны. Например, в Пекине есть Пекинская ассоциация по защите прав потребителей (北京市消费者协会), в Гуанчжоу – Комитет потребителей Гуанчжоу (广州市消费者委员会), в Шэньчжэне – Комитет потребителей Шэньчжэня (深圳市消费者委员会). В соответствии с Законом КНР «О защите прав потребителей» организации потребителей занимаются приемом жалоб, проведением проверок и медиацией споров между потребителями и участниками предпринимательской деятельности.

Условием проведения медиации при посредничестве организации потребителей, органа по приему жалоб туристов или другой организацией является согласие обеих сторон спора (туриста и туристической компании) на медиацию спора. Принятое в результате медиации решение не может быть исполнено в принудительном порядке и не является окончательным.

Передача спора между туристом и туристической компанией в арбитражное учреждение возможна только при наличии арбитражного соглашения, в котором стороны договорились о передаче спора на рассмотрение определенной арбитражной комиссии.

При уклонении от разрешения спора путем переговоров, медиации при посредничестве организации потребителей, органа по приему жалоб туристов, отсутствии арбитражного соглашения остается возможность разрешения спора в судебном порядке.

Вступление в силу

Помимо вышеуказанных положений Закон КНР «О туризме» достаточно подробно регулирует деятельность гидов, обеспечение безопасности туристов, государственный контроль в сфере туризма, юридическую ответственность туристических компаний и других организаций в сфере туризма (за ведение деятельности без лицензии, недобросовестную конкуренцию, оказание услуг ненадлежащего качества и другие нарушения прав туристов и др.).

Вступает в силу Закон КНР «О туризме» с 1 октября 2013 г. Все туристические компании, работающие в КНР, обязаны оценить риски, возникающие в связи с принятием нового закона. Особенно стоит обратить внимание на условия договора на покупку туров, заключаемых туристической компанией с туристами, требования к работе туристической компании с гидами и ответственность за нарушение законодательства.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора