Статистика административного обжалования решений налоговых органов в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

На сайтах налоговых управлений есть страница для размещения отчета о работе, проделанной по разрешению налоговых споров в административном порядке. У трех налоговых управлений на этой странице написана только одно предложение:

近五年来,我县国税系统未受理税务行政复议,即纳税人在进行办理涉税事项的过程中,没有需进行行政复议要求。
За последние пять лет налоговые органы по центральным налогам* нашего уезда не принимали к рассмотрению заявлений об административном пересмотре налоговых решений, то есть у налогоплательщиков отсутствовала необходимость в обращении для административного пересмотра в процессе прохождения процедур (выполнения формальностей), связанных с налогообложением.

* В Китае две параллельные системы налоговых органов – налоговые органы по центральным (общегосударственным) налогам и налоговые органы по местным (региональным) налогам. Подробнее о системе налоговых органов написано здесь.

Административное обжалование решений налоговых органов в Китае проводится редко. К сожалению, нет свежей статистики по всей стране (последняя статистика – за 2005 г.). Из тех данных, которые есть в открытом доступе, в период с 1994 по 2005 гг. налоговые органы всех ступеней в КНР приняли к рассмотрению 4 252 жалобы на акты налоговых органов и действия их сотрудников. Более чем в половине случаев они были признаны акты налоговых органов и действия их сотрудников были признаны правомерными.

Главное государственное налоговое управление КНР за тот же период времени приняло к рассмотрению 88 жалоб, в 55% решения нижестоящих налоговых органов оставлены в силе.

Стало быть, налогоплательщики за защитой своих прав шли в суд? Нет. Во-первых, по некоторым вопросам в КНР административное обжалование обязательно до обращения в суд. В соответствии с «Регламентом административного пересмотра налоговых споров» досудебный порядок урегулирования обязателен по следующим вопросам:

  1. определение налоговым органом налогоплательщика, объекта налогообложения, пределов применения налога;
  2. решение налогового органа о применении налоговых льгот;
  3. решение налогового органа о предоставлении зачета в счет уплаты налога;
  4. определение налоговым органом применяемой ставки налога, налоговой базы, сроков уплаты и места уплаты налога;
  5. решение налогового органа об определении суммы налога при вменении налога;
  6. решение налогового органа о взыскании пени;
  7. действия организаций и физических лиц, наделенных налоговым органом полномочиями по удержанию (сбору) и перечислению налогов;
  8. иные акты налоговых органов и действия их сотрудников, непосредственно связанные со сбором налогов.

Кроме того, статистика показывает, что судебное обжалование решений налоговых органов в Китае используется еще реже: в 1994-2005 гг. в судах первой и второй (апелляционной и последней в КНР) инстанции рассмотрено 1 399 налоговых споров с участием территориальных налоговых органов всех ступеней; в том числе 10 налоговых споров с участием ГГНУ КНР, из них 9 налоговых споров были в обжалованы в суд второй инстанции. Все налоговые споры ГГНУ КНР выиграло в суде.

Стоить заметить, что 1) количество налоговых споров, рассматриваемых в порядке административного обжалования и в судебном порядке, растет, 2) в соответствии с китайским законодательством налоговому органу не нужно обращаться в суд для того, чтобы взыскать налоговую задолженность с налогоплательщика. Нельзя и сказать, что в КНР построена идеальная система налогового администрирования, не допускающая ошибок и защищающая всеми силами права налогоплательщика.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора